Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского.
статья на тему

Башмакова Асия Ягфаровна
Главная цель:  нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания:  умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцель:  воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям. Огромное влияние на взгляды Сухомлинского оказали идеи великого французского просветителя XVIII века Жан Жака Руссо. Главное, что истинное воспитание — это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, которые вместе стремятся к познанию добра и красоты. В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания. Профессию учителя В.А.Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

Башмакова А.Я.

Технология гуманного коллективного воспитания                                          Василия Александровича Сухомлинского.

Чтобы стать настоящим воспитателем детей,

надо отдать им свое сердце".

В.А. Сухомлинский.

 

Главная цель:

  • нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания:

  • умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцель:

  • воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям.

 Огромное влияние на взгляды Сухомлинского оказали идеи великого французского просветителя XVIII века Жан Жака Руссо. Главное, что истинное воспитание — это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, которые вместе стремятся к познанию добра и красоты. В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания. Профессию учителя В.А.Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления.

  В.А.Сухомлинский относится к человеку как к высшей ценности. В воспитании человека огромную роль играет вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой жизни, в то, что каждый обладает талантами, заложенными именно в нём.
«Каждый ребенок – это уникальный мир, а познание мира начинается с познания человека». Он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя.

 Духовный мир личности и духовный мир коллектива, по его мнению, формируются благодаря взаимному влиянию. По Сухомлинскому коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что – то для обогащения его духовной жизни и из которого каждый что – то берет для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья. Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива, становятся не организация и управление, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами. На личность огромное влияние оказывает коллектив. На первое место выносится нравственный смысл деятельности коллектива.                                              
Поставленные  цели достигаются с опорой на гуманистическое начало в воспитании: опора на положительное в ребенке, поощрение самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания, эстетического, эмоционального начал в воспитании, внимания к природе, красоте родного языка, эмоциональной сферы духовной жизни и общения детей, чувства удивления.


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gifГлавные принципы:
--- принцип гармонии:  единства обучения и воспитания, наглядности и абстрактности, педагогического руководства и самодеятельности учащихся; учения, труда и отдыха; строгости и доброты;
--- принцип единства семьи и школы в воспитании. Чтоб хорошо учить и воспитывать детей надо знать хорошо их родителей, семью;
--- культ Родины, труда, культ матери, книги, культ природы.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gifГлавные приоритетные ценности:  

---совесть, добро, справедливость.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21300_.gifГлавные законы воспитания:
---радости:     долой скуку, улыбка на лицах взрослых и детей.
---красоты:     будь красив сам и береги красоту вокруг.
---доброты:    будь отзывчив и внимателен к людям.
---уважения:  если хочешь, чтоб тебя уважали, - уважай других.
---чистоты:    чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
---вежливости:  каждый твой поступок отражается на других людях.
---ответственности: каждые должен видеть последствия своих поступков и отвечать за них.
---дружбы: хочешь иметь друга – будь сам другом. Позиция педагога состоит в поиске и стимулировании лучших черт ребят, терпении и вере в ребенка.

Вся работа по воспитанию направлена на формирование у детей высоких нравственных качеств, без которых жизнь человека не удастся.

Самым важным в нравственности является долг. У человека есть нравственный долг перед человеком, обществом и Отечеством. У отца и матери есть долг перед своими детьми, а у детей перед родителями. У каждой личности есть долг перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.

Сухомлинский считал, что гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди. Таких людей могут воспитать только учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.

Воспитание строится на общении, благодаря которому у воспитанников развивается уверенность в собственных силах, способность к творческому решению проблем и веру в возможность их решения.

Образование является важнейшей жизненной ценностью. Сухомлинский формировал в своих воспитанниках готовность к труду как важнейшей части жизни.

Он считал необходимым воспитание в детях «высокой педагогической культуры семьи», основным методом формирования которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей».

Большое значение Сухомлинский придавал «воспитанию красотой» – искусство формирует душу человека. Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов.  Он до последнего дня оставался директором Павлышской школы, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, гражданина.

Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX веке примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его "Школы радости". Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества.

Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.

Сочинения в.А. Сухомлинского:
- Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956;
- Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961;
- Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974;
- Павлышская средняя школа, М. 1969;
- Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;
- О воспитании, 2 изд., М., 1975
- Разговор с молодым директором школы М., 1973;
- Мудрая власть коллектива, М. 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии «Проект коллективного создания фрагмента панорамы «Бородинское сражение»

Сценарий урока технологии предназначен для 4 класса. Тема "Проект коллективного создания фрагмента панорамы "Бородинское сражение".Задачи:1. Сформировать представления о войне 1812 года, о Бородинском...

Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...

Технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе

Коллективное планирование – это совместная деятельность классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельно...

Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского и совета Д. Карнеги

заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинскогои советы Д. Карнеги...

Аналитическая справка по применению технологии гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского является оригинальной педагогической системой, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов...

Технология гуманного коллективного воспитания

Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неуда...