"Умное стекло. История изобретений": из опыта сотрудничества начальной школы и музея гимназии в реализации программы внеурочной деятельности
опыты и эксперименты на тему

Рождественская Елена Борисовна

Авторы статьи делятся опытом создания временной тематической выставки "Умное стекло. История изобретений" в музее гимназии, в основу которой была положена исследовательская работа  ученицы начальных классов Захаровой Екатерины и ее семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ob_urokah_gimnaziya_53.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Умное стекло. История изобретений»: из опыта сотрудничества начальной школы и музея гимназии в реализации программы внеурочной деятельности

Рождественская Е.Б.

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №53»,

Батарин А.А.

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Гимназия №53»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, при планировании внеурочной деятельности обучающихся необходимо учитывать их индивидуальные особенности и потребности, в том числе потребности к участию в социально значимых практиках и инициативах. При этом внеурочная деятельность в образовательной организации должна быть организована в таких формах, как «…художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».[1]

Вот уже несколько лет в нашей образовательной организации, МАОУ «Гимназия №53», успешно функционирует «Музей Боевой славы 1-й воздушной армии», в рамках деятельности которого сложилась традиция проведения временных выставок и тематических экскурсий по ним, в содержании которых органически сочетается как собственно экскурсионные практики, так и поисковые и научные исследования. Чаще всего на основе данных экскурсий и выставок впоследствии писались научные работы для участия в конференциях гимназического и районного научного общества учащихся. Однако в случае, о котором пойдёт речь в данной статье, наоборот – научное исследование легло в основу временной музейной выставки и ряда экскурсий по ней.

С чего же всё начиналось? С музеем гимназии обучающиеся 3в класса и их классный руководитель Елена Борисовна Рождественская знакомы давно. В рамках реализации воспитательной системы класса они регулярно посещали многочисленные выставки, которые организует Елена Михайловна Горбачева, учитель истории и руководитель музея с музейным активом. Ранее, в силу возраста, ребята приходили в музей как гости и зрители. Но в текущем, 2017-2018 учебном году, у них возникло желание придумать вместе с музеем совместный проект, где бы они смогли активно проявить себя в качестве организаторов и участников.

Такая возможность представилась, когда ученица 3в класса Екатерина Захарова и её семья решила поучаствовать в научном обществе учащихся с исследовательской работой «Волшебный мир стекла». Идея этого исследования возникла у Кати после посещения Борского стекольного завода, где работает её папа.

В процессе исследования данной темы Кате и её научному руководителю показалось интересным не только рассказать о различных изделиях из стекла, но и проиллюстрировать историю развития стекольного производства в нашем регионе, стране и мире, показать обучающимся виды стекла разных эпох, продемонстрировать образцы продукции Борского стекольного завода, например, так называемое «умное стекло». И далее инициативная группа учеников 3в класса вышла с предложением к Елене Михайловне Горбачёвой организовать выставку соответствующей тематики.  Елена Михайловна поддержала эту идею, и они все вместе взялись за дело.

Так возник проект «Умное стекло. История изобретений», руководителями которого стали Елена Михайловна Горбачева и Елена Борисовна Рождественская, а семья Захаровых - соавторами и идейными вдохновителями. Именно в этом проекте впервые обучающиеся 3в класса попробовали себя в роли экскурсоводов. Экспонаты для выставки помогли собрать ученики начальных классов и учителя гимназии.

В течение двух недель юные экскурсоводы, Михаил Вахтин, Григорий Горбачёв, Анастасия Максимова и Екатерина Захарова, провели 15 экскурсий, на которых побывали учащиеся 3, 4, 5, 6, 9 классов и воспитанники специальной школы-интерната №4 для слепых и слабовидящих детей им. Н. Островского. Несмотря на столь юный возраст,   маленьким экскурсоводам удалось ярко, эмоционально, с пониманием дела представить экспонаты выставки и рассказать удивительную историю столь привычного для нас материала, который в настоящее время приобретает невиданные функции и возможности. Слушали ребят, затаив дыхание. А воспитанники интерната им. Островского в отзыве об экскурсии поблагодарили за то, что им доверили подержать стеклянные экспонаты в руках. Читать этот трогательный отзыв было очень приятно!

Выставка «Умное стекло. История изобретений» смогла выйти за рамки стен гимназии, успешно поучаствовав в районном конкурсе временных выставок «История обычных вещей», где заняла 1 место. Для  городского этапа этого конкурса был снят фильм о выставке[2], который в итоге был награждён дипломом 2 степени.

Кроме этого, маленькие экскурсоводы на другом районном конкурсе - «Юный экскурсовод», - среди взрослых и опытных в этом деле ребят заняли 1 место и не растерялись на городе - почётное 3 место.

В областном же конкурсе музеев образовательных организаций Нижегородской области «Музей образовательной организации – пространство инноваций» в номинации «Презентация временной экспозиции» организаторы выставки были удостоены диплома участника.

А самый главный идейный вдохновитель нашей выставки, ученица 3в класса Екатерина Захарова, дополнив содержание своей работы практической составляющей (опыт проведения экскурсий для обучающихся разных возрастов), заняла 1 место на конференции гимназического научного общества учащихся «Сова» и 1 место в районной конференции научного общества учащихся «Эврика».

 Что же дала нам реализация данного проекта в плане внеурочной деятельности как неотъемлемого компонента современного образовательного процесса? Во-первых, с нашей точки зрения, были созданы условия для дальнейшего развития системы выявления и работы с одарёнными детьми в гимназии. Во-вторых, была продолжена работа над созданием в образовательной организации пространства для межвозрастного и межпоколенческого общения (работа с родителями). В-третьих, участники проекта приобрели позитивный социальный опыт, способствующий развитию социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах.


[1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373

«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» /   http://ivo.garant.ru/#/document/197127/paragraph/2644:2 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию сам...

Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»

Реализация  программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....

«Реализация программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»

Внеурочная деятельность должна быть полезной и привлекательной для каждого ученика....

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Овощи - это здоровье, сила и красота»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...

Формирование коммуникативных УУД в рамках реализации программы внеурочной деятельности в начальной школе. ФГОС НОО

Формирование и развитие ребёнка как личности ; наблюдения за современными школьниками; учебное взаимодействие; дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД ....