Инклюзивное образование в начальных классах
статья на тему

Вельдяскина Галина Николаевна

В данной статье рассматриваются вопросы и проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития общества, уделяется  внимание созданию оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка, независимо от уровня его психофизического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc859.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Вельдяскина Г.Н.

учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»

E-mail: galena-v88@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы и проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития общества, уделяется  внимание созданию оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка, независимо от уровня его психофизического развития.

Ключевые слова: инклюзивное образование, рекомендации родителям, индивидуальные занятия.

Список используемой литературы:

  1. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья:  основные  положения концепции / Н. Н. Малофеев [и др.]// Дефектология. 2009. No 1. -С. 5-19.
  2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2001. №1. С. 80-83.
  3. Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире. 2012. №5,с.77-79.

Обучение детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это одно из условий создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать свою востребованность. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его обстоятельств, полностью реализовать себя и приносить пользу обществу.

Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

Принимаю, все принимаю,

Никого не виня, не коря-

Просто выпала жизнь мне такая

И не пять, и не две, а одна.

Просто выпала, кем-то загаданная

А зачем? Почему?.. Если б знать!

Но живу вот. И окна распахиваю,

И дверей не стремлюсь закрывать.

Были радости. Будут и радости

Были беды. И снова придут.

Мне еще далеко так до старости,

Много будет всего на веку.

Но ночами, проснувшись встревожено

От пришедшей и в сны вдруг тоски,

Обессилено выдохну: «Господи!

За какие казнишь ты грехи? (Автор: Мурунова Т.В.)

Главная проблема «особого» ребёнка заключается в ограничении его возможностей. Он не может общаться  со сверстниками, а иногда закрыт путь и к элементарному образованию. А так же возникает проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Всё это мешает повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» гласит народная мудрость. Наверно, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, сквозь свою боль остаются добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью.

3 декабря международное общество отмечает День инвалидов, учреждённый Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Идёт постепенное изменение отношений к людям с нарушениями физического и умственного развития. Сегодня стратегическим направлением становится включение детей с особыми нуждами в общий поток, инклюзия. Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие:

  1. «Всеобщая декларация прав человека»
  2. «Декларация о правах инвалидов»
  3. «Конвенция о правах ребенка»
  4. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
  5. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  6. «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ»

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование — это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в общую образовательную среду, которые учитывают индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка. Важнейшим условием перехода к инклюзивной форме образования и его успешности является тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.

Тьютор - это логист образовательного процесса, человек со специальным психолого-педагогическим образованием, но не родители. У этих поддерживающих ребенка взрослых разные задачи в процессе обучения. Однако участие родителей в таком образовании просто необходимо. Родители должны понимать, что инклюзия подразумевает двустороннюю ответственность. Тут нельзя просто «сдать» ребёнка в школу и ждать результатов. Родители должны сотрудничать с педагогом, совместно решать задачи развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе сделаны первые шаги к тому, чтобы школьники с проблемами здоровья чувствовали себя комфортно. Построен пандус для инвалидов колясочников, приобретен многофункциональный опорный ортопедический комплекс со специальными регулируемыми креплениями, предназначенный для формирования правильной посадки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оборудована туалетная комната со специальными поручнями.

Мною пройдены курсы повышения квалификации образовательных учреждений, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задача учителя - индивидуализировать процесс обучения, максимально приближая его к возможностям ребенка.

Первое с чего начинается работа-это собрание с родителями класса в котором предстоит обучаться ребёнку с ОВЗ. Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Второе: урок 1 сентября для родителей и первоклассников должен был посвящён людям с ограниченными возможностями, но безграничными способностями, многие из которых достигли больших успехов в спорте и своими достижениями порой превзошли здоровых людей.

Третье: необходимо дать рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями.

1) В семье сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребёнка.

2) Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, прогулки, полноценное питание, соблюдение режима дня).

3) Дома необходимо повторять материал, пройденный в классе. Вечером ещё раз просто прочитать ребёнку то, что надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил.

 В начале первой четверти проводить работу по диагностированию познавательных возможностей, составить индивидуальный план по работе с данным ребенком. Психолог школы заводит психолого-педагогическую карту, намечает пути коррекции, проводит индивидуальные занятия. В конце каждой четверти проводить мониторинг результативности усвоения содержания учебного материала, с результатами которого  знакомить родителей ребёнка.

Внеклассная работа также должна быть направлена на воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.

Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих. (Автор: Калиман Наталья Адамовна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Доклад на педагогическом совете (из опыта работы с ребенком-инвалидом)...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Презентация "Инклюзивное образование в начальной школе"

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...

Организация инклюзивного образования в начальных классах

Наша школа работает с детьми с ограниченными возможностями. На каждом МО  знакомимся и обсуждаем   методы и приемы работы.ж...

Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.

Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....

Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...

Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе

Конспект выступления "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...