ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
презентация к уроку (1 класс) на тему

Заярко Ирина Леонидовна

Доклад на педагогическом совете (из опыта работы с ребенком-инвалидом)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

учитель Заярко И.Л.

                                        «Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал сатирик Михаил Жванецкий.

   

 -Не всякая болезнь излечима,а следовательно много среди нас людей,которые нуждаются в чьей-

то поддержке со стороны.

«Когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь...». Так говорили персонажи из доброго детского мультфильма про «38 попугаев». К сожалению, в мультфильмах точно и по – детски наивно отражаются жестокие реалии настоящей жизни.

Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

Принимаю, все принимаю,

Никого не виня, не коря-

Просто выпала жизнь мне такая

И не пять, и не две, а одна.

Просто выпала, кем-то загаданная

А зачем? Почему?.. Если б знать!

Но живу вот. И окна распахиваю,

И дверей не стремлюсь закрывать.

Были радости. Будут и радости

Были беды. И снова придут.

Мне еще далеко так до старости,

Много будет всего на веку.

Но ночами, проснувшись встревожено

От пришедшей и в сны вдруг тоски,

Обессилено выдохну: «Господи!

За какие казнишь ты грехи?

Главная проблема»особого»ребёнка заключается в ограничении его связи с миром,бедности контактов со сверстниками и взрослыми,а иногда и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников,наличия физических и психических барьеров,мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.

«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» гласит народная мудрость. Наверно, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью.

3 декабря международное общество отмечает День инвалидов, учреждённый Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Идёт постепенное изменение отношений к людям с нарушениями физического и умственного развития. Сегодня стратегическим направлением становится включение детей с особыми нуждами в общий поток, инклюзия. Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие:

  1. «Всеобщая декларация прав человека»
  2. «Декларация о правах инвалидов»
  3. «Конвенция о правах ребенка»
  4. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
  5. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  6. «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ»

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование — это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в общую образовательную среду, которые учитывают индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка.

В идеале каждого ребёнка с ограниченными возможностями должен сопровождать тьютор. Тьютор-это логист образовательного процесса ,человек со специальным психолого-педагогическим образованием,но не родители. У этих поддерживающих ребенка взрослых разные задачи в процессе обучения. Однако участие родителей в таком образовании просто необходимо. Родители должны понимать,что инклюзия подразумевает двустороннюю ответственность. Тут нельзя просто «сдать»ребёнка в школу и ждать результатов. Родители должны сотрудничать с педагогом,совместно решать задачи развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе сделаны первые шаги к тому,чтобы школьники с проблемами здоровья чувствовали себя комфортно. Построен пандус для инвалидов колясочников,оборудован кабинет для начальных классов на 1 этаже школы,преобретен многофункциональный опорный ортопедический комплекс со специальнми регулируемыми креплениями,предназначенный для формирования правильной посадки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,оборудована туалетная комната со специальными поручнями.

Мною пройдены курсы повышения квалификации образовательных учреждений,обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задача учителя - индивидуализировать процесс обучения, максимально приближая его к возможностям ребенка.

Первое с чего начинается работа-это собрание с родителями класса в котором предстоит обучаться ребёнку с ОВЗ.

 Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  1. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

     Второе: урок 1 сентября для родителей и первоклассников был посвящён людям с ограниченными возможностями,но безграничными способностями,многие из которых достигли больших успехов в спорте и своими достижениями порой превзошли здоровых людей. Паралимпийские игры в Сочи в 2014 г.

Третье:Даны рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями.

  1)В семье сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение,заботу и мягкое руководство деятельностью ребёнка.

 2)Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, прогулки,полноценное питание,соблюдение режима дня).

      3)Дома необходимо повторять материал пройденный в классе. Вечером ещё раз просто прочитать ребёнку то, что надо запомнить,а не требовать,чтобы он повторил.

 В начале первой четверти проводилась работа по диагностированию познавательных возможностей ученицы, после чего был составлен индивидуальный план по работе с данным ребенком. Психологом школы заведена психолого-педагогическая карта,намечены пути коррекции велись индивидуальные занятия, т.к. на лицо имелись волевые расстройства, эмоциональные переживания. В конце каждой четверти проводился мониторинг результативности усвоения содержания учебного материала,с результатами которого  были ознакомлены родители ребёнка.

        Внеклассная работа также направлена на воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

        В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.


Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.


Калиман Наталья Адамовна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование в начальных классах в условиях общеобразовательной школы

Слайд 2

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: 1. «Всеобщая декларация прав человека» 2. «Декларация о правах инвалидов» 3. «Конвенция о правах ребенка» 4. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» 5. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» 6. «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ»

Слайд 4

Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 5

Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка – Безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка Допускает лишь своих. Калиман Наталья Адамовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

ОТЧЕТ о работе м/о учителей начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы № 26 за 2013-2014 учебный год

ОТЧЕТ о работе м/о учителей начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы № 26 за 2013-2014 учебный год ...

Игры с прищепками как средство преодоления речевых нарушений у детей с недостатками слуха в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I – II вида

Игры с прищепками очень интересны и разнообразны. Они стимулируют речевую активность у детей младшего школьного возраста, развивают мелкую моторику рук, формируют представления о цвете, форме, ве...

Инклюзивное образование в начальных классах

В данной статье рассматриваются вопросы и проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития общества, уделяется  внимание созданию оптимальных условий для успешного социального разв...

Организация инклюзивного образования в начальных классах

Наша школа работает с детьми с ограниченными возможностями. На каждом МО  знакомимся и обсуждаем   методы и приемы работы.ж...