"Работа с цифровым микроскопом QX5 на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Выступление на семинаре "Из опыта работы с молодыми специалистами в образовательном комплексе в современных условиях" + мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_24_yanvarya_2018_goda.docx124.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                 учителя: Подшибякина О. А.

Ручи . А.

"Работа с цифровым микроскопом QX5 

на уроках в начальной школе"

  1. Вступительная беседа: (+ презентация)

Современные социокультурные условия активизируют новые образовательные потребности, отражающие необходимость для личности самостоятельного решения возникающих в познании проблем. В этой ситуации крайне важным является реализация потенциальных возможностей общеобразовательных учреждений, прежде всего, за счет организации работы по поддержке и развитию интеллектуально способных и одаренных детей.

Нужны  знания, которые помогут ребёнку ориентироваться в новых технологиях. В Концепции ФГОС речь идет, прежде всего, об успешном включении младших школьников в учебную деятельность. А владение информационно-коммуникационными технологиями ставится в один ряд с умением читать и писать. Поэтому учащихся необходимо не только знакомить с информационно — коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, развитие речи.

Дети по своей природе - исследователи. Мы стараемся поддерживать в них стремление к самостоятельной деятельности.

Здесь важна роль учителя, который сможет заинтересовать и увлечь, покажет учащимся таинственный мир вокруг. Я думаю, что совместная работа с цифровым микроскопом поможет в этом.

Преимущества цифрового микроскопа очевидны:

микроскоп снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую;

 в программе, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатывать или включать её в презентацию;

поскольку микроскоп позволяет создавать видеозаписи, то фото, сделанное учащимися, работающими в разных группах на уроке, может быть использовано для создания презентации, для организации контроля знаний на этапе проверки домашнего задания на следующих уроках;

 В видеофайл можно добавлять новые видео и фото, различные эффекты и надписи, музыкальное или голосовое сопровождение.

Микроскоп можно использовать в проектной деятельности. Достаточная мобильность устройства позволяет исследовать объекты, расположенные не только на предметных стеклах, но и живые объекты непосредственно в зоне их обитания.

На уроке окружающего мира ученики 2-х классов ГБОУ ММШ поработали с цифровым микроскопом QX5. Ребята смогли рассмотреть в увеличенном виде «части растений», сфотографировали этот объект и перенесли фото на экран MacBook в программе iPoto. Затем на форуме выложили эти фото. У нас есть  портал, который поддерживает и сопровождает образовательную деятельность в начальной школе. Электронная начальная школа.        

 «Свойства гранита и известняка» 

Рассматривали  образцы и сравнивали  их состав и свойства; заполняли сравнительную таблицу «Горные породы». Заполните таблицу:

Гранит

Известняк

Твёрдое, жидкое, газообразное

Однородное вещество или смесь веществ (каких?)

Цвет

Плотное или пористое

Раскалываются с трудом или легко (прочность)

Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость)

Растворимое или нерастворимое

Вывод: Какие свойства горных пород удалось определить с помощью микроскопа?

Проанализировав таблицу «Горные породы», мы пришли к выводу, что многие свойства можно определить визуально или с помощью физического воздействия. А вот плотное или пористое, однородное вещество или смесь веществ перед нами, можно лучше рассмотреть под микроскопом.

В основе занятия лежат компетентностный и личностно-деятельностный подходы. Это позволяет педагогам организовать партнерское взаимодействие на основе сотрудничества, взаимной ответственности и соуправления.

Использовать такой микроскоп можно не только на уроках окружающего мира, но и на технологии. Изучение «Культурных растений» (окр. мир) и

« Изготовление ткани» (технология).

Я передаю слово Екатерине Андреевне. Она предоставит фрагмент урока.

  1. Фрагмент урока.

Цель: познакомить учащихся с некоторыми видами одежды; научить различать распространенные натуральные и синтетические ткани; актуализировать знания учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи.

Планируемые образовательные результаты:

-личностные: развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

опыт положительной оценки собственной деятельности; опыт оказания взаимопомощи.

-предметные:  развивать умение работать с тканями, нитками; развивать умение работать с микроскопом;
-
метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать; корректировать свою деятельность;

-развивающие: развивать память, мелкую моторику, координацию между глазом и рукой;  развивать воссоздающее воображение.

Ход фрагмента урока:

Добрый день, уважаемые коллеги, перед Вами готовые к работе цифровые микроскопы и план работы. Давайте попробуем.

Сегодня  я продемонстрирую вам фрагмента урока-опыта по технологии. Тема нашего урока «Изготовление ткани». На этом уроке дети знакомятся с технологическим процессом производства ткани, видами ткани и их составом.

Я предлагаю вам сразу начать работу с проведения опыта. Для него нам понадобится микроскоп, MacBook и исследуемые образцы.

Возьмите кусочек хлопчатобумажной ткани и положите его на предметный столик. Выставите на микроскопе кратность увеличение равное 200Х, дальше с помощью вращения рукоятки фокусировки мы делаем четкое изображение. Теперь мы с вами можем рассказать про наш образец.

- Из чего он состоит? (из ниточек) А как ниточки образуют целый кусочек? (они переплетены). Т.е. мы можем сделать вывод о том, что ткань производят с помощью переплетения множества нитей. Давайте сфотографируем наш образец.

А теперь сравним наши ниточки.

- Есть ли разница между ними?

(нитки могут быть разной толщины и качества (одни более скрученные, гладкие, другие-рыхлые, «лохматые»). Их тоже нужно сфотографировать. Давайте посмотрим,  как выглядят под микроскопом волокна.

- На что они похожи? (на комочек с множеством маленьких и тоненьких ниточек).  Сфотографируем наше волокно.

Теперь закроем программу. Найдите на рабочем столе папку задание. Откройте ее….

Выполните задания.

  1. Впервой строке, в каждой ячейки запишите последовательность производства ткани.
  2. Во второй  строке под каждым названием поставь соответствующую картинку.
  3. В третьей строке в каждом столике поставь фотографии, которые мы сегодня сделали.

Волокно

Нить

Ткань

 Сравни картинки, как ты думаешь,  между ними есть сходство?

Итог:

 В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных информационных технологий позволяет более эффективно организовать деятельность учителя и учащихся; повысить качество обучения. Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами  ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.

Источники:

  1. http://school-18.3dn.ru/Instrutions/Microscope/microscop_Kena.pdf
  2. http://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10637/
  3. Перевалова С. Н. Организация работы c цифровым микроскопом на уроках окружающего мира [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 154-158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

В результате использования ИКТ на уроках более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность ребят нашего класса, благодаря чему снимается утомляемость....

Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.

Групповые формы  организации деятельности учащихся, которые необходимы для  учебного сотрудничества. Выступление на ШМО....

Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе

Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Статья "Различные виды работ с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе".

В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕЦифровая образовательная среда образовательной организации подразумевает набор средств ИКТ, внедрение которых должно носить сист...