Доклад на августовской районной педагогической конференции (2018-2019 уч.г.)
статья на тему

Лапшина Людмила Александровна

Тема: «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorovesberegayushchie_tehnologii_avtosohranennyy.docx378.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на педагогической конференции

Тема:

«Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях ФГОС»

zdorove

                                     Подготовила:

 учитель начальных классов

                                                    Лапшина Л. А.

Инсар, 2018г.

Добрый день, уважаемые коллеги, участники и гости педагогической конференции! Моё выступление посвящено вопросам укрепления и сохранения  здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий в условиях Федерального государственного образовательного стандарта.

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далёком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования Российской Федерации подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.

Существует множество здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий, которые условно можно разделить на две группы:

I.   Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.1.  Дыхательная гимнастика

1.2.  Динамические паузы (физминутки), смена динамических поз.

1.3.  Развитие общей и мелкой моторики, пальчиковые игры, гимнастика

1.4. Су – Джок-терапия

1.5. «Сухой бассейн»

II. Коррекционно-развивающие технологии

1.1.            Артикуляционная гимнастика

1.2.            Логоритмика

1.3.            Психогимнастика

1.4.            Игротерапия

1.5.            Песочная терапия и др.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии постоянно применяются  нашими педагогами в работе с детьми, так как основной целью деятельности образовательной организации  является сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие потребности в здоровом образе жизни для дальнейшего применения в самостоятельной жизни,  как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во внеурочное время. Коррекционная работа в данном направлении  проводится систематически и непрерывно с учётом психофизических особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 сентября 2016-2017 учебного года мы начали работу по реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях нового образовательного стандарта – это такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Особенно актуально внедрение  здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как зачастую они  уже  имеют ослабленное здоровье и нуждаются не столько в его укреплении, сколько в поддержании сохранившихся функций и компенсации утерянных.

Эти дети отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная  возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, заторможенность, отсутствие волевых усилий. Поэтому учителю, логопеду, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий, поэтому неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

В нашем образовательном учреждении разработаны  и реализуются программы «Здоровье на 5», по курсу внеурочной деятельности «Школа здоровья», по адаптивной физкультуре и ЛФК с учётом заболевания и индивидуальных особенностей каждого ребенка. На уроках физической культуры используются новые технологии по здоровьесбережению.

Для занятия спортом в школе-интернате созданы секции и кружки,  проводятся выставки рисунков на спортивную тему, а кроме того в течение года наши обучающиеся участвуют в различных соревнованиях, что их очень стимулирует в достижении  лучших личных результатов, происходит воспитание морально-волевых качеств у детей. Нужно отметить, что в связи с работой в этом направлении и заботой о здоровье детей, в нашей школе утверждён соответствующий режим дня, а именно перед завтраком организуются обязательная утренняя зарядка и прогулка на улице в любую погоду, учитывая температурный режим. В школе ежегодно планируется и проводится много физкультурно-оздоровительных мероприятий, соревнований, игровых программ, цель которых - формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используются интегрированные и нестандартные формы уроков: уроки-игры, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки-конкурсы и др.

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе состоит в том, что они повышают работоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья, активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения. Все это благотворно воздействует на психику ребенка, на состояние его психического и физического здоровья. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снизить утомляемость, повышает эмоциональный настрой. А это, в свою очередь, способствует укреплению и сохранению их здоровья.

Педагогический коллектив школы-интерната регулярно повышает и совершенствует свой профессиональный уровень в овладении и использовании  здоровьесберегающих технологий.  

В 2017-2018 учебном году в рамках реализации мероприятий по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы  в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №305 педагоги нашего образовательного учреждения прошли очно-заочные курсы повышения квалификации по вопросам внедрения системы мониторинга здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и здоровьесберегающих технологий.  Очный модуль программы повышения квалификации для представителей Республики Мордовия проходил на базе Оренбургского государственного университета. Дистанционное обучение (заочный модуль) осуществлялось на сайте  федерального государственного автономного образовательного учреждения  дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва).

На основании Постановления Правительства Республики Мордовия №603 от 20 ноября 2017 г. «Об утверждении республиканского перечня мероприятий по внедрению в Республики Мордовия системы мониторинга здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе отечественной технологической платформы на 2017-2020гг.» образовательное учреждение получило оборудование для кабинета здоровья, логопедии, психолога, в результате чего наша школа принимает участие в проекте «Мониторинг здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по заказу Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей. В научном исследовании  участвует 19 регионов России.

Цель исследования: изучение особенностей здоровья обучающихся коррекционных школ, а также особенностей режима и нагрузки в разных видах коррекционных школ и здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Используя полученные на курсах знания и соответствующее оборудование, специалисты нашего образовательного учреждения провели стартовый мониторинг состояния здоровья  и развития обучающихся школы-интерната.

 Собранные и введенные анкетные данные были направлены в республиканский ресурсный центр мониторинга здоровья обучающихся, где сформировалась электронная база данных по региону.

В рамках реализации проекта по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России был проведен  I Всероссийский конкурс «Школа – территория здоровья». В данном мероприятии приняло участие и наше образовательное учреждение, представив на Конкурс разработку урока с презентацией по номинации «Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий». Финал конкурса  проходил в Москве в течение двух дней. В первый из них проводилась презентация лучших практик по номинациям конкурса, во второй – посещение образовательных учреждений города Москвы и награждение победителей конкурса. За участие в I Всероссийском конкурсе «Школа – территория здоровья» был получен сертификат. Этот конкурс теперь станет ежегодным и традиционным с целью привлечения внимания работников коррекционных школ к проблематике сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Также участники вышеназванного проекта из 19 регионов Российской Федерации (в том числе из Республики Мордовия) были приглашены на XII Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России», проходивший в Москве. Программа круглого стола «Актуальные вопросы организации здоровьесберегающего пространства в образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» была насыщенной, а работа плодотворной, так как представительный состав участников (учёные, ведущие специалисты в области здравоохранения, министерства науки и образования Российской Федерации) позволил на высоком уровне обсудить проблемы, связанные с организацией здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.

Проблема оздоровления детей - не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

На сегодняшний день в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, работа нашей образовательной организации строится на фундаменте здоровьесберегающей педагогики, с активным использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.

В новом учебном году педагогический коллектив продолжит работу в данном направлении: планируется активное участие в различных проектах и мероприятиях, касающихся вопросов здоровьесбережения не только на школьном и муниципальном уровнях, но и республиканском и федеральном.

Закончить своё выступление хочу строками стихотворения:

Учить детей – нелегкий труд,

Но очень важный – будет так всегда.

Вот почему учителей так чтут

В любой стране и в разные года.

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но все же от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам талантливых учеников

Успехов творческих, удачи и открытий,

Здоровья, больше радостных деньков

В век новых технологий и событий!

Поздравляю с началом нового учебного года! Спасибо за внимание!


Список использованных источников:

  1. Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.
  2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
  3.  Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.
  4. О.И Артюкова, Т.В.Теличко Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Доклад  на августовской педагогической конференции  по теме "Использование  активных форм и методов преподавания в  современном  образовании»...

Выступление на районной педагогической конференции

Выступление на районной педагогической конференции "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся как технологическая основа ФГОС" на тему "Использование системно-деятельностного под...

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Динамизм и непрерывное развитие,...

доклад на августовскую педагогическую конференцию "Новой школе- новый учитель"

Вместе с новым учителем сама школа поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ!...

Доклад на районную педагогическую конференцию "Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."

Доклад на районную педагогическую конференцию "Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."...

Районная педагогическая конференция

Выступление на районной августовской педагогической конференции работников образования...

Выступление на августовском районном педагогическом совете

Индивидуализация профессионального развития педагогических работников....