Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе (Выступление на МО)
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая лаборатория WWW . CERM . RU «Методическая Лаборатория» - это образовательная программа, призванная вооружить педагогов новейшими образовательными технологиями. В помощь учителю, лучшие методисты и учёные постоянно разрабатывают насыщенные практико-ориентированные дистанционные мастерские по актуальным педагогическим темам. Приглашаем Вас принять участие в работе «Методической Лаборатории»!
Структура занятий мастерской: Каждая мастерская содержит от пяти до десяти занятий. К первому занятию мастерской учителя получают доступ бесплатно. Таким образом, педагоги смогут оценить предложенную тему, её привлекательность, форму подачи материала и принять решение об участии в работе мастерской. Занятие состоит из лектория (в котором находится необходимый теоретический материал), интерактивного анкетирования по обсуждаемой проблеме, презентации, форума для обсуждения предложенной темы вместе с руководителем мастерской. Завершается каждое занятие практической работой. Практические работы всех участников рецензируются и собираются в методическую копилку. Эта совместная методическая копилка будет доступна всем участникам мастерской. Стоимость участия для педагогов из России: Участие в работе любой мастерской стоит 250 рублей с каждого педагога. На последнем занятии мастерской учителя выполняют отчётную практическую работу. Педагоги, подготовившие лучшие работы, награждаются Дипломами. Дипломы будут отправлены по почте. Дипломы высылаются бесплатно. Участники, не удостоившиеся Дипломов, смогут получить Свидетельство. Свидетельство оплачивается отдельно. Стоимость Свидетельства с доставкой – 100 рублей.
ЧТО ТАКОЕ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
Критическое мышление В программе развития критического мышления определение критического мышления состоит из 6 компонентов Критический мыслитель (ученик): -Формирует собственное мнение -Совершает обдуманный выбор между различными мнениями -Решает проблемы -Аргументировано спорит -Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение -Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Приемы, используемые в ТРКМ. Кластер Корзина идей Денотатный граф Дерево предсказаний Верные и неверные утверждения Инсерт Чтение с остановками Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» Таблица «Плюс – минус - интересно» «Таблица – ЗХУ» Таблица-синтез Сводная таблица Концептуальная таблица Стратегия «Вопросительные слова» «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») Прием «Толстый и тонкий вопросы» ЭССЕ РАФТ Диаманта Синквейн ХОККУ (ХАЙКУ) Бортовые журналы Двухчастный дневник Трехчастный дневник «Шесть шляп мышления»
Синквейн Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
синквейн
Организационные формы работы с синквейнами. Самостоятельно при выполнении домашней работы Самостоятельно на уроке В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
Пример синквейна: Учитель. Творческий, коммуникативный. Провоцирует, мотивирует, координирует. Дерзай быть мудрым! Сотрудничество.
«Шесть шляп мышления» В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д. Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…». Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».
Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности». Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным». Синяя шляпа Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Методическая лаборатория WWW . CERM . RU «Методическая Лаборатория» - это образовательная программа, призванная вооружить педагогов новейшими образовательными технологиями. В помощь учителю, лучшие методисты и учёные постоянно разрабатывают насыщенные практико-ориентированные дистанционные мастерские по актуальным педагогическим темам. Приглашаем Вас принять участие в работе «Методической Лаборатории»!
Структура занятий мастерской: Каждая мастерская содержит от пяти до десяти занятий. К первому занятию мастерской учителя получают доступ бесплатно. Таким образом, педагоги смогут оценить предложенную тему, её привлекательность, форму подачи материала и принять решение об участии в работе мастерской. Занятие состоит из лектория (в котором находится необходимый теоретический материал), интерактивного анкетирования по обсуждаемой проблеме, презентации, форума для обсуждения предложенной темы вместе с руководителем мастерской. Завершается каждое занятие практической работой. Практические работы всех участников рецензируются и собираются в методическую копилку. Эта совместная методическая копилка будет доступна всем участникам мастерской. Стоимость участия для педагогов из России: Участие в работе любой мастерской стоит 250 рублей с каждого педагога. На последнем занятии мастерской учителя выполняют отчётную практическую работу. Педагоги, подготовившие лучшие работы, награждаются Дипломами. Дипломы будут отправлены по почте. Дипломы высылаются бесплатно. Участники, не удостоившиеся Дипломов, смогут получить Свидетельство. Свидетельство оплачивается отдельно. Стоимость Свидетельства с доставкой – 100 рублей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение ...