Методические приемы работы с фотографией на уроке окружающего мира
методическая разработка (3, 4 класс) по теме

Ююкина Елена Алексеевна

Использование фотографии на уроке, отработка навыков анализа и снтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx209.86 КБ

Предварительный просмотр:

Слукина Наталья Константиновна,

учитель начальных классов

МБОУ школы № 34,

Ююкина Елена Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ школы № 34

Как часто, работая в школе, замечаешь: объяснил все максимально просто и доходчиво, вроде и дети поняли, на вопросы ответили… Проходит несколько дней, возвращаемся к изученному материалу, и… тишина. В чем дело? Что мешает усвоению материала, приобретению новых знаний?      Причина, на мой взгляд, кроется в том, что ребенок большинство тем школьной программы изучает не для того, чтобы применять полученные знания и претворять их в жизнь, а потому что это кому-то надо (маме, учителю), а он послушно «отсиживает» положенные часы за партой.

Как заинтересовать ребенка, заставить применять полученные знания в жизни? Уметь не только видеть, но и замечать изменения, анализировать увиденное и находить объяснения, используя полученные знания и личный опыт? Чтобы каждый день приносил радость новых открытий, а не огорчения от бесцельно потраченного времени?

Взгляните на простую и лаконичную схему (идея ее принадлежит Дендебер И.А.):

Объект

Причина

Воздействие на объект

Взгляд на объект со стороны

Следствие

Измененный объект

Новое видение объекта

Обратимся к примеру:

Урок окружающего мира. Учитель предлагает детям посмотреть серию фотографий:

  C:\Users\Helena\Desktop\Статья\joibMbpDD5c.jpg  C:\Users\Helena\Desktop\Статья\aEEuitopR5k.jpg C:\Users\Helena\Desktop\Статья\GKxH5SHmvhg.jpg

        Далее ученикам предлагается ответить на ряд вопросов:

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

Комментарии

Что привлекло ваше внимание в этих снимках?

Конечно, дети скажут о красках, красоте природы. Некоторые заметят, что действие происходит ранним утром (это восход солнца), летом. Непременно найдутся и такие, кто заметит, что снимки делались практически с одной позиции. Это особенно хорошо заметно, если присмотреться к дереву на переднем плане.

Это первый просмотр. Здесь включается зрительное восприятие и эмоции от увиденного. По ответам видно, как постепенно дети начинают анализировать увиденное.

Действительно, на снимках видно, как зарождается новый день. Как вы думаете, в котором часу пришлось встать фотографу, чтобы заснять эту картину.

Рано… Очень рано! Спозаранку! Часа в 4.

Чтобы максимально точно ответить на вопрос надо хотя бы приблизительно знать когда восходит солнце!

Вы правы, что фотограф практически не двигается, только слегка меняет разворот камеры. Съемка происходила в течение 5 минут. Какие изменения в природе показал  фотограф, и заметили ли их вы?

Меняется цвет неба

Далее необходимо развить эту тему, давая объяснение происходящих событий с научной точки зрения.

Почему изменяется цвет?

Солнце окрашивает облака розово-оранжевым цветом.

Почему этого не было видно минуту назад?

Солнце встает над горизонтом и площадь освещения становится больше.

Можно попросить детей наглядно, с помощью рисунка, показать как это происходит

Что еще замечаете?

Облака, закрывающие небо слегка расходятся, образуя просвет, похожий на окно, и он становится все шире.

Теперь дети понимают, что от них требуется и начинают давать научное объяснение происходящему. Но этого мало! Вот тот момент, когда можно поработать над развитием речи учащихся, а может и вспомнить строчки русских поэтов, названия произведений, где встречаются картины описания природы.

Верно. Почему это происходит?

Наверное, ветер разгоняет облака.

Можно ли увидеть ветер на снимке?

Нет… Но ведь облака сами не движутся. Их гонит ветер.

Если кто-то из детей вспомнит почему возникает ветер – это будет просто прекрасно.

Ветер сильный или слабый?

Слабый. Ветки деревьев не колышутся.

Какие облака?

Слоистые.

Вот тут можно поговорить  о классификации облаков.

Будет ли дождь по вашим прогнозам?

Нет. Эти облака не приносят дождя. К тому же ветер скоро унесет их и небо буде чистым.

Откуда вам это известно?

Съемка длилась 5 минут, а просвет между облаками сильно увеличился.

        После подобной беседы, можно предложить детям снять дома фото загадки: сделать один или серию снимков, придумать «каверзный» вопрос, на который сможет ответить только внимательный и наблюдательный человек, который не только ответит, но и объяснит всем как он нашел отгадку.

        Хочется вернуться к схеме, с которой мы начали. Она работает на любом уроке. Главная прелесть в ней – педагог с легкостью продумывает серию вопросов по предмету, подводя детей к главному, а ребенок находится в постоянном поиске, и теперь уже не возникает вопрос для кого я учусь: для мамы или для учителя, ответ на поверхности – для себя.

        Думаю, что подобный подход к ведению урока будет не только интересным, но и полезным. В результате повысится мотивация учеников к учению, а у педагога удовлетворение от собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"

В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....

Методические рекомендации "Использование электронных пособий на уроках окружающего мира"

Представлены электронные пособия, изготовленные мною для работы на уроках окружающего мира при изучении исторического раздела....

Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"

Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Урок окружающего мира по теме "Что общего у разных растений?"

Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.Задачи:Образовательные:Формирование первоначальн...

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления

 В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах.   Сре...