К вопросу об образовательных технологиях в начальной школе
статья на тему

Трошина Наталья Викторовна

Воспитание культуры оперирования информацией и культуры методов её передачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В.Трошина

К вопросу об образовательных технологиях в начальной школе

С развитием общества повышаются требования к уровню образования на всех его ступенях, в том числе и на ступени начального образования.

Именно в этот период младшие школьники, включаясь в школьное обучение, начинают осуществлять учебную деятельность, которая готовит их к жизненному самоопределению. Д.Б .Эльконин пишет: «Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка» (1). Отсюда важно, каким будет первый учитель ребёнка, насколько он будет профессионален. От педагогического мастерства учителя будет зависеть самочувствие младшего школьника в этот значимый для него период жизни.

Каждый класс - это живой организм, реагирующий на любое событие в школьном коллективе. Знания об актуальном состоянии коллектива позволяют учителю своевременно и правильно регулировать школьную жизнь.

Для учителя начальных классов необходимость изучения общих закономерностей развития ребёнка чрезвычайно важна, поскольку он должен обучать, воспитывать и развивать младшего школьника в процессе преподавания нескольких учебных предметов, в то время как сами требования к деятельности педагога постоянно растут. Об этом свидетельствует принятый Министерством образования и науки РФ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (2).

Сегодня в образовательной практике начального обучения происходит переход от репродуктивного обучения к активному освоению не только отдельных учебных предметов, но и к междисциплинарному их изучению, к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями.

Ежегодно объём информационной среды окружающей детей увеличивается. Возрастает число телеканалов, распространяются кабельное и цифровое телевидение, скоростной интернет, мобильный интернет, планшетные компьютеры и многое другое.

Содержание современных информационных технологий весьма разнообразно. В это содержание включают совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникацию, технологию оптико - электронной промышленности, спутниковую связь, генную инженерию и её разнообразные применения. Информационные технологии глубже приникают в механизмы массовых социальных коммуникаций: образование, воспитание, обучение.

Оценивая результат и эффективность внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, учитель должен проанализировать все возможные воздействия на личность учащегося, определяя позитивное развитие всех его способностей.

В то же время цель усвоения информации не может быть сведена только к знаниям, умениям и навыкам, Обучение - это формирование мировоззрения, культуры мышления и информационной ориентированности в мире. Умение общаться с информационным пространством выступает как условие эффективного самопознания и самоутверждения человека, определяет основное содержание образования, служит регулятором межличностного общения.

Отсюда возрастает необходимость воспитания аналитического подхода ко всем видам информации. Речь идёт о воспитании культуры оперирования информацией и культуры методов её передачи.

Школьные стандарты нового поколения ориентируют учащихся на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащегося, владеющей универсальными способами учебной деятельности, инновационными технологиями, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности.

В связи с этим перед начальной школой остаётся актуальной проблема научить учащихся самостоятельному успешному освоению новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Современные информационные технологии ориентируют учителя на умение не только правильно структурировать учебное занятие, но и создавать особую творческую атмосферу, в которой реализуются познавательные и воспитательные эффекты обучения, создаются условия для открытого выражения учащимися своих мыслей, позиций, обладают возможностью совместного поиска решения поставленной проблемы.

В настоящее время в образовательном процессе начального обучения используются различные педагогические технологии: методы проблемных учебных задач, деловые игры, дискуссии, межпредметные связи, нетрадиционные и интегративные уроки, мини - викторины, уроки - КВН; различные интерактивные игровые технологии, такие как уроки - экскурсии, игры - путешествия, игры - соревнования, урок - сказка, тематические поговорки, считалки, стихотворения и многое другое.

Интерактивная игра является одной из продуктивных технологий в образовании. Она помогает детям наглядно и увлекательно осваивать учебный материал, формировать логику поискового мышления, развивать креативность личности, мотивировать их к получению новых знаний.

Не случайно интерактивные игры заняли заметное место и в системе художественного образования в области литературного, изобразительного, музыкального и театрального творчества. Однако, в связи с этим всё значимей становится необходимость усиления мер и способов обеспечения информационной безопасности. Дети с младшего возраста получают возможность общаться в виртуальном пространстве с помощью смс и интернета, что накладывает особенности на построении и их речи: с одной стороны, обогащается технической терминологией, новыми социальными понятиями, приобретает стиль медиа - сферы, а с другой стороны, устная и письменная речи упрощаются, качественный словарный запас обедняется.

Определённую озабоченность педагогов и родителей вызывают изменения и в содержательной стороне игровой деятельности детей. Вместо сюжет- но - ролевых игр появляются игры, отражающие современную социально- экономическую ситуацию или фантастические игры зарубежных героев мультфильмов. Таким образом, компьютер и планшеты могут оказывать негативное влияние на становление самосознания младшего школьника.

Следует признать, что при поиске более совершенных информационных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников, в первую очередь необходимо обратить внимание на их возможности в плане учёта индивидуальных особенностей детей, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей, принципиально меняющих их содержательную и процессуальную стороны.

1.        Д.Б. Эльконин. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды. М., 1989.С.223.

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Министерство образования и науки РФ. - М: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе

Статья о здоровьесберегающей технологии, о возможностях учителя сохранения здоровья учащихся во время учебного процесса....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В настоящее время в России идет становление новой  системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях....

Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС

презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...