Статья. ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (3 класс) на тему

В статье освещается проблема развития эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы и ассоциативность) у младших школьников. Особое внимание уделяется методам диагностирования эстетических компонентов и особенностям дизайн-технологий. Представлена педагогическая программа, направленная на развитие эстетических компонентов креативности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье освещается проблема развития эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы и ассоциативность) у младших школьников. Особое внимание уделяется методам диагностирования эстетических компонентов и особенностям дизайн-технологий. Представлена педагогическая программа, направленная на развитие эстетических компонентов креативности.

Ключевые слова: креативность, эстетические параметры, младший школьник, дизайн, ассоциативность, чувство формы, чувство стиля.

В настоящее время одной из основных целей образования является развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, а среди результатов освоения образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС важное место занимает формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств, основ художественной культуры, а также эстетического отношения к миру, понимание красоты окружающего мира, потребности в творчестве и в общении с искусством. Помощником, который может эффективно добиться поставленных целей, является творчество [1].

В современной науке в качестве ведущей характеристики процесса и результата творческой деятельности выделяются эстетические параметры. Особое значение у исследователей в этой области имеют вопросы, связанные с формированием и развитием эстетических параметров креативности, которые сопровождают творчество в любой сфере деятельности. Это связано с постоянно растущими потребностями современного общества в людях, умеющих не только создавать, но гармонизовать компоненты творческого продукта в инновационную форму [2, с. 96].

Развитию эстетических параметров креативности личности способствует творческая деятельность, особенно дизайн-деятельность. Она является средством развития чувств, эстетического вкуса и творческих сил младшего школьника, а также формированию проектной и потребительской культуры.

Дизайн становится феноменом художественной культуры XXI века. На волне промышленной и научно-технической революции он превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. К тому же, дизайн, как явление современной общественной жизни, буквально пронизывает все сферы человеческой деятельности и творчества, расширяет свой диапазон, перерастая в глобальное, системное явление – проектную культуру. Потребность в развитии проектной культуры современного человека позволяет прогнозировать создание инновационной образовательной системы -  дизайн-образование [3, с. 121].

Предметно-практическая направленность дизайн-деятельности помогает педагогу организовать полезные занятия детским дизайном. Такая деятельность может быть ориентирована на эстетическую организацию окружающего мира, на создание красивых и полезных предметов, которые составляют предметно-пространственное окружение.

Занятия дизайн-деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждают их к творческому самовыражению, способствуют созданию эмоционального комфорта, ощущению радости. Дизайн позволяет освоить различные технологии: лепку, конструирование, бисероплетение, изонить, вязание, вышивание, квиллинг, папье-маше, оригами, карвинг, кусудаму, скрапбукинг, граттаж, декупаж, фальцевание, торцевание, пескографию и многие другие, а также приобрести навыки работы с различными материалами.

Дизайн сегодня - это огромная индустрия, которая работает на информатизацию и эстетизацию мира. Для дизайна характерна интеграция искусств: живопись, графика, скульптура, фотография, литература и музыка и др.

Проблема нашего исследования заключается в необходимости определения особенностей и условий развития эстетических компонентов креативности у младших школьников. Мы предположили, что процесс развития эстетических компонентов креативности у детей младшего школьного возраста может быть эффективным в условиях реализации цикла дизайн-занятий.

Для решения поставленных задач, нами использовался комплекс методов, включающих теоретический анализ литературы по проблеме исследования; диагностический и формирующий эксперименты с использованием различных методик и методы математической статистики (корреляционный и уровневый анализ, t-критерий Стьюдента).

Исследование проводилось в несколько этапов в период с 2015 по 2016 г. В нём приняли участие учащиеся третьих классов 9-10 лет ГБОУ СОШ № 86 Петроградского района города Санкт-Петербурга. Общий объем выборки – 62 человека.

На основе теоретического анализа нами была разработана гипотетическая модель структуры эстетических компонентов креативности младшего школьника, куда вошли такие компоненты, как: чувство формы, чувство стиля и ассоциативность. Именно они позволяют человеку познавать и преобразовывать окружающий мир по законам гармонии, красоты, целесообразности.

Для эмпирического обоснования предложенной модели была разработана диагностическая программа исследования, которая включала различные методики. Диагностическая карта представлена в таблице 1.

Таблица 1. Диагностическая карта изучения эстетических

параметров креативности младших школьников.

Компоненты

Параметры

Диагностические методики

Чувство формы

  • восприятие формы
  • умение "читать" форму с помощью воображения и эмпатии
  • умение обобщать форму
  • умение оценивать форму

Тест «Геометрия в композиции»
(Т. А. Барышева);

Тест «Джоконда»
(Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова)

Чувство стиля

  • инновация (стиль формирует новую целостность)
  • индивидуальность (характерность, узнаваемость, уникальность)
  • альтернатива (необходимость выбора)

Метод стилевого сопоставления (модифицированная автором методика);

Тест "Матисс"
(Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова)

Ассоциативность

  • количество ассоциаций
  • оригинальность
  • разнообразие стратегий (ассоциативные зоны)
  • степень отдаленности ассоциаций

Тест «Свобода ассоциаций»
(Т. А. Барышева);

Методика определения понятий (модифицированная автором методика)

Констатирующий этап эксперимента показал исходные уровни развития эстетических компонентов креативности младших школьников по разным параметрам в экспериментальной и контрольной группах. Уровневый анализ значений различных параметров представлен на рисунке 1.

В ходе исследования было выявлено, что компоненты и их показатели у младших школьников развиты неравномерно, это представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Модель структуры эстетических компонентов креативности у младших школьников.

В структуре эстетических параметров креативности доминантой является чувство стиля. Чувство стиля и стилевой гармонии позволяют создавать и оценивать окружающую дизайн-среду как единую целостность. У младших школьников это проявляется в понимании единства цвета, декора и формообразования. Наиболее проблемной зоной является такой эстетический компонент креативности как чувство формы.

На основании анализа полученных эмпирических данных нами были выделены 5 групп детей с различным уровнем развития эстетических параметров креативности. На рисунках 3, 4 и 5 представлено процентное распределение младших школьников по уровням развития различных эстетических параметров креативности.

У младших школьников преобладает очень низкий (26%) и низкий уровни (22%) развития чувства формы (рисунок 3). Это проявляется в том, что младшие школьники показывают неумение замечать подробности при создании формообраза, целостно воспринимать и опознавать особенности формы. К тому же процесс восприятия и создания формы не может быть логически завершен без умения оценивать её. Данный параметр находится на очень низком уровне развития.

Рисунок 3. Процентное распределение младших школьников по уровням развития чувства формы (констатирующий этап).

По второму компоненту, чувству стиля, для младших школьников характерен низкий уровень развития. Он зафиксирован у 33 % испытуемых (рисунок 4). Это говорит о том, что младший школьник не может найти признаки и приёмы художественного оформления объекта, сформулировать своё отношение к уместности вещи или предмета в окружающей обстановке, связать художественные и функциональные качества в единое целое.

Рис. 4. Процентное распределение младших школьников по уровням развития чувства стиля (констатирующий этап).

На рисунке 5 представлено процентное распределение младших школьников по уровням развития способности к ассоциированию. Для данной возрастной группы характерны в основном очень низкий (15%) и низкий уровни развития (26%), а также средний (28%).  Причём разные показатели данной способности развиты неравномерно. Проанализировав полученные данные, мы можем сказать, что процесс ассоциирования обусловлен стилевыми особенностями объекта. Так, графические или предметные стимулы вызывают у детей большее количество ассоциаций. Если изображение или объект конкретен и реалистичен, то он вызывает у детей небольшое количество ассоциаций и незначительную сложность. Чем более он символичен и абстрактен, тем большее множество ассоциаций возникает у младших школьников и присутствует большее разнообразие их содержания. Но вместе с тем, оригинальность и степень отдаленности ассоциаций у детей небольшая.

Рис. 5. Процентное распределение младших школьников по уровням развития способности к ассоциированию у младших школьников (констатирующий этап).

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется неравномерным развитием различных эстетических параметров креативности в дизайн-деятельности. Можно предположить, что на данном этапе онтогенеза идет процесс становления младших школьников как субъектов дизайн-деятельности и он носит стихийный характер. Без специальных эстетических воздействий полноценное развитие данных компонентов креативности невозможно.

Важным этапом анализа эмпирического материала было получение матриц корреляций. На их основе были составлены корреляционные плеяды, в которых нашли свое отражение значимые связи между различными параметрами чувства формы, чувства стиля и ассоциативности.

Между эстетических компонентов креативности функционируют и взаимодействуют различные показатели, имеющие очень высокие, высокие, умеренные и слабые связи, что показывает корреляционная структура, представленная на рисунке 6.

Рис. 6. Корреляционная плеяда показателей эстетических параметров креативности.

Представленная корреляционная структура показателей эстетических компонентов креативности неоднородна. Интеграторами являются восприятие формы (показатель чувства формы), инновация (чувство стиля) и степень отдаленности ассоциаций (способность к ассоциированию, метафоричность) на уровне тенденции.

Анализ полученных данных позволяет увидеть доминирующие корреляционные связи между такими показателями, как восприятие формы и степень отдаленности ассоциаций (r=8,71).  Нам кажется, что это вполне логично, так как основой возникновения метафорических ассоциаций креативного уровня является сенсорно-перцептивная система. При восприятии формы происходит оперирование наглядными образами, в результате чего создается, рождается новый формообраз, в котором используются личные ассоциации, отражающие позицию воспринимающего. Предмет предстает в новом свете, возникает эффект неожиданности. В этом проявляется специфическое креативное свойство – способность ассоциирования по принципу «полета в противоположность» [4].

Установлена корреляция и между показателями каждого эстетического компонента. Между показателями чувства формы: умением читать и воспринимать форму (r=0,89), умением воспринимать и оценивать форму (r=0,81). Это связано с тем, что развитое чувство формы подразумевает не только целостное восприятие формы, её создание, обобщение, но и умение оценивать форму по критериям, лежащим в основе гармонии [5].

 Средняя корреляция видна между показателями ассоциативности: количество ассоциаций и ассоциативные зоны (r=0,55), количество ассоциаций и оригинальность (r=0,68), количество ассоциаций и степень отдаленности (r=0,55), ассоциативные зоны и оригинальность (r=0,71), ассоциативные зоны и степень отдаленности (r=0,76), оригинальность и степень отдаленности (r=0,75).

Слабые корреляционные связи наблюдаются между таким показателем как инновация с умением читать форму (r=0,24), умением обобщать форму (r=0,27) и способностью воспринимать форму (r=0,35). Остальные показатели имеют отрицательную корреляционную связь. Это свидетельствует о том, что на данной ступени онтогенеза главными эстетическими конструктами креативности являются восприятие, создание и обобщение формы.

Констатирующий этап эксперимента показал исходные уровни развития эстетических компонентов креативности у младших школьников экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии достоверно значимых различий между ними.  В основном для младших школьников характерен низкий уровень развития всех параметров.

Для экспериментальной группы нами была разработан проект краткосрочной творческой программы, включающий цикл дизайн-занятий под названием «Полет фантазии». Данный проект рассчитан на детей младшего школьного возраста 9-10 лет для реализации во внеурочной деятельности.

Целью программы является развитие эстетических компонентов креативности: чувства стиля, чувства формы и ассоциативности у младших школьников средствами дизайн-технологий.

Дизайн способствует формированию и совершенствованию психических процессов, лежащих в основе творчества человека, так же художественно-выразительная природа дизайна создает условия для развития эстетических представлений, идеалов и взглядов о гармоничной форме и целесообразной конструкции изделия. Многие авторы (О.С. Боровко, Н.М. Конышева и др.) отмечают, что эстетическая деятельность способствует сенсорному развитию, развитию способности различать цвет, форму, стиль [6].

В качестве задач программы мы выделили следующие: формирование у учащихся эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве; формирование художественно-творческой активности младшего школьника; овладение образным языком дизайн-деятельности посредством формирования знаний, умений и навыков в области дизайна; расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления; формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т.п.).

В качестве предмета дизайн-деятельности предлагаются различные материалы, доступные для преобразования в младшем школьном возрасте (бумага, картон, фольга, фетр, цветная бумага, ткань и др.). Также используются и разные дизайн-технологии: аппликация (обрывание), коллаж, мозаика, макетирование, бумагопластика, конструирование, роспись по бумаги, оригами, эскизирование и стилизация. 

В систему занятий нами были включены различные дизайн-объекты: одежда, интерьер, сувениры, украшения. Все занятия распределены в соответствии с основными видами дизайна - дизайн одежды, дизайн интерьера, предметный дизайн по следующим формам творческой деятельности: индивидуальная и коллективная.

Программа состоит из цикла занятий, разделенных на три блока: архитектура, дизайн одежды и декоративно-прикладное искусство, в рамках трех стилей: барокко, классицизм и ампир. В каждом блоке присутствуют все типы детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-художественный).

Предложенная нами программа представляет собой начальный этап в развитии эстетических компонентов креативности, так как структура эстетического симптомокомплекса креативности, возможно, более сложна и включает не только  вышеназванные параметры.

Таким образом, мы предполагаем, что реализация предложенного проекта позволит повысить уровень развития эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы, ассоциативность).

В связи с этим очевидна актуальность исследования проблемы развития эстетических компонентов креативности младших школьников средствами дизайн-деятельности. Дальнейшее исследование связано с разработкой и реализацией развивающей программы, направленной на развитие эстетических компонентов креативности у младших школьников средствами дизайн-технологий.

Библиографические ссылки

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
  2. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб.: СПГУТД, 2006.
  3. Мисюкевич А.Н. Дизайн-образование в начальной школе: опыт и перспективы // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 3. Выпуск 3. Художественное образование: традиции и инновации. – СПб.: Издательство ВВМ, 2012. – 217с. (С.119-129).
  4. Барышева Т. А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде: учебно-методическое пособие / Т. А. Барышева, Науч. ред. Б. А. Столяров; М-во культуры РФ, ФГУК "Государственный Русский музей", РЦМПи ДТ, М-во образования и науки РФ, РГПУ им. А. И. Герцена, Ин-т детства. - CD-ROM. -СПб.:ГРМ, 2011. - 112 с.: ил., табл.
  5. Торшилова Е. М., Морозова Т. В./ Развитие эстетических способностей детей 3 - 7 лет (теория и диагностика). - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 2-е изд., перераб. и доп. - 141 с. - (Руководство практического психолога).
  6. Боровко О. С. Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию [Текст] / О. С. Боровко // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 72-74.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Статья «Популярные детские игры из США и Великобритании, как средство развития памяти и внимания у младших школьников» в рамках занятий по внеурочной деятельности.

В статье приведены примеры веселых и полезных игр, которые можно использовать на занятиях английским языком в рамках внеурочной деятельности....

Развитие эстетических компонентов креативности у младших школьников

В данной статье описан проект Полёт фантазии", описаные цели, задачи и предполагаемые результаты при проведении данного проекта....

Система изобразительной наглядности как средство формирования лексического компонента речи у младших школьников с амблиопией и косоглазием.

Значимость достаточного уровня развития лексики для становления  успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребёнка со зрительной патологией, а также неразработанность ...

Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...