" Работа с портфолио учащихся по оцениванию личностных результатов".
статья по теме

Скрипкина Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

Выступление Скрипкиной Е.М.

на ШМО учителей начальных классов

 МБОУ «СОШ № 14» г. Сергиева Посада

в 2016.01.21

" Работа с портфолио учащихся по оцениванию личностных результатов".

             Как зафиксировано в Проекте стандартов общего образования второго поколения,  личностные результаты, не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации. 

Формами фиксации личностных результатов оценивания должны стать

1) заключение по эффективности образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения;

2) психолого-педагогическая характеристика и

3) портфолио учащегося.

            Оценка личностных результатов обучения  как индивидуального прогресса учащегося должна стать основой для решения следующих задач:

  • - ориентации родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
  • - составления (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей, воспитателей;
  • -  разработки и реализации программы оптимизации межличностных отношений, общения и взаимодействия учащихся в классе и других малых группах со сверстниками и педагогом;
  • - составление рекомендаций по воспитанию детей в семье и гармонизации детско-родительских отношений;
  • - проведения в случае необходимости психологической  коррекционной работы индивидуально или/и в специальных группах при консультации с детьми и родителями.

Личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке.

Таким образом, с формальной точки зрения, на данном этапе реализации новых образовательных программ нет необходимости разрабатывать систему оценивания личностных результатов.

Что должно быть вписано в программу ОУ по этому вопросу?

В программе ОУ должно быть отражено:

1) Направления и цели оценочной деятельности.

Цель - установить эффективность воспитательно-образовательной деятельности ОУ в направлении реализации целей личностного развития младшего школьника.

2) Объекты и содержание оценки.

Объект оценки – личностные особенности младшего школьника.

Содержание представлено «портретом выпускника начальной школы».

Он включает:

- патриотизм;

- уважение традиционных ценностей;

- любознательность;

- владение основами умения учится, самоорганизовываться;

- самостоятельность и ответственность;

- доброжелательность, умение слышать партнера, обоснованно высказывать свое мнение;

- следование правилам здорового и безопасного образа жизни.

3) Формы фиксации результатов оценки:

- листы достижений,

- справки по результатам внутришкольного контроля,

- результаты тестов,

- протоколы экспертных оценок,

- дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД),

- характеристики обучающихся,

- портфолио.

4) Условия эффективности системы оценивания:

- целенаправленность (конкретизация общих положений стандарта применительно к целевой группе и особенностям ОУ),

- учет возрастных особенностей,

- систематичность (стартовая диагностика, промежуточная, итоговая),

- личностно - ориентированность,

- позитивность (акцент на достижениях и ресурсах),

- профессионализм (использование валидных и надежных методов),

- безопасность (гарантия сохранения конфиденциальной информации, этичность использования полученных данных).

5) Источники информации:

- работы учеников,

- статистические данные,

- деятельность учащихся,

- результаты тестирования,

- данные от родителей,

- экспертные мнения,

- наградные листы…

6) Критерии оценки:

- близость к эталону,

- совпадение с ключом теста,

- правильность ответа,

- обоснованность высказывания,

- разнообразие ответов,

- оригинальность решения…

Портфолио (портфель достижений) - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Выделяют несколько типов портфолио:

- документов (отражает результаты активности),

- работ (фиксирует процесс активности),

- отзывов (демонстрирует отношение/самоотношение к деятельности),

-комплексный (остальные типы входят в качестве разделов).

Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).

Задачи портфолио ученика:

- представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,

- продемонстрировать процесс формирования достижений,

- выявить проблемные зоны развития в данной области,

- сформировать установки на творческую деятельность,

- обеспечить материалы для становления рефлексии,

- создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.

Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

В состав портфолио ребенка могут входить:

- подборки детских работ (мини-сочинений, рисунков, стихов и т.п.), демонстрирующие некоторые компоненты мировоззрения (например, отношение к Родине – патриотизм);

- выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам;

- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;

- дневники читателя (с иллюстрациями и комментариями ребенка);

- характеристики и портреты друзей ребенка;

- систематизированные материалы текущей оценки (например, поведения);

- дневниковые записи учителя (с описанием поведения ученика в проблемных ситуациях);

- выписки из отдельных протоколов наблюдений с выводами;

- оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;

- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты промежуточного тестирования;

- данные социометрического анализа;

- результаты проективных тестов;

- материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ;

- документы, характеризующие ребенка с точки зрения его вне учебной и досуговой деятельности;

- материалы, предоставленные родителями и т.п.

Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированости у ребенка тех или иных качеств личности.

Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.

Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).

Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.

Используемая литература

1) "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" М. 2009г. 

2) «Оценка личностных результатов».

Автор Карабанова О.А.МГУ имени М.В.Ломоносова

3) «Оценивание личностных результатов образования на начальной степени школы.»

 Автор Лиознова Е.В.4)Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина, Н.В. Григорян, Н.А. Житина, Т.А. Овечкина, С.А. Ускова, Н.Н. Яковлева "Разработка основной образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений Санкт-Петербурга./ Методические рекомендации." СПб АППО, 2010г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: « Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе» Скрипкина Елена Михайловна МБОУ «СОШ №14» Сергиев Посад Московской области

Слайд 2

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"- сказал Л.Н.Толстой. Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Слайд 3

Самыми значимыми мыслительными операциями являются: Анализ – это мысленное разделение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Слайд 4

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, полезно разнообразить воздействие на различные органы чувств обучающихся.

Слайд 5

Активизация органов зрения: карточки с цепочками примеров, которые демонстрирует учитель или ребята определённое время (мелькающие карточки) 67 + □ = 90 х : 6 = 42 23 + 14 – 25 + 28 – 40 = использование ИКТ; демонстрация ярких таблиц, графиков, чертежей.

Слайд 6

Активизация органов слуха: выполнение заданий на слух (математические диктанты, блицтурниры); учитель даёт задания по вариантам разным голосом (тихим и громким, высоким и низким); задания с дисков; высказывания ответов на ушко.

Слайд 7

Активизация моторики и двигательной активности: выполнение чертежей, схем, таблиц; моделирование из бумаги; лепка из пластичных материалов. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления . Сначала учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку палочек мысленно. Постепенно количество палочек и перестановок увеличивается. Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:

Слайд 8

Особо интересны детям игры, связанные с двигательной активностью: «Лови мяч», «Живые цифры», «Решето». Игра "Решето" Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в "решете"

Слайд 9

Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствует применение учителем на уроках и во внеурочной деятельности различных технологий.

Слайд 10

Использование технологии проблемного обучения. На этапе самоопределения к деятельности учащиеся при решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий.

Слайд 11

– Из примеров на умножение составьте все возможные примеры на деление. 4 • 7 = 28 6 • 1 = 6 8 • 0 = 8 – Какие примеры вы составили к первому выражению? ( 28 : 7 = 4 , 28 : 4 = 7 ) – Какие примеры вы составили ко второму выражению? ( 6 : 1 = 6 , 6 : 6 = 1 ) – Какие примеры вы составили к третьему выражению? ( 0 : 8 ) – Почему вы составили только один пример? ( На ноль делить нельзя) – Почему вы не смогли вычислить ответ в примере 0 : 8 ? (Не изучали правила деления нуля на число.) – Сформулируйте тему и задачи урока. ( Умножение и деление с числами 1,0 . Деление нуля на число. Научиться решить примеры и задачи по теме урока.)

Слайд 12

Использование поискового метода. Найти несколько решений одной задачи. – Брат и сестра хотят купить несколько карандашей по цене 3 р. за карандаш. У брата есть 6 р., а у сестры – 9 р. Сколько карандашей они могут купить на все деньги? ( (6 : 3) + ( 9 : 3 ) и (6 + 9) : 3 ) Найти периметр прямоугольника разными способами. Найти сторону прямоугольника, зная периметр и длину второй стороны.

Слайд 13

Использование метода сотрудничества. Работа в парах; Работа в группах; Работа в коллективно.

Слайд 14

Использование метода проектов. Проект: «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках» Проект: « Весёлый счёт. Число и цифра 9» Проект: «Узоры и орнаменты на посуде» Проект: «Математическая сказка», «Меры длины» Проект «Мир в движении»

Слайд 15

Использование игровых методов Разнообразные игровые приёмы, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира, активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Игры при закреплении приемов сложения и вычитания. В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший лётчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие. При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета". При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам". Исследовательские задания в игровой форме: фокусы с разгадыванием задуманных чисел; задания с занимательными рамками и магическими квадратами; игры типа: "Кто первым получит 10;

Слайд 16

Использование нетрадиционных уроков Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.

Слайд 17

Урок-путешествие Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10» (по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)

Слайд 18

Урок-сказка Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас). В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.

Слайд 19

Урок-игра Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.

Слайд 20

В процессе обучения математике перед нами состоит задача не только обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.

Слайд 22

Литература. 1. «Современные образовательные технологии» Учебное пособие. Селевко Г.К. - М.: 1998г. 2. «Веселые задачи», Перельман Я.И., М., АСТ*Астрель, 2005. 3. Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В., В., 2005. 4. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В.,М.,2002. 5. Безручко, Л. В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики [Текст] / Л.В. Безручко. // Начальная школа, №8, 2007.- С. 50-53



Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов Скрипкиной Елены Михайловны

на ШМО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №14».

15.05.2015  г.

«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Обучение в сотрудничестве или обучение в малых группах является важным элементом проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии,США.

Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

«Сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах…»ПОЛАТ Евгения Семеновна доктор педагогических наук, профессор,
ИОСО РАО

Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и личностно значимых преобразований в окружающей действительности.

Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимости членов группы;
- личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

1 вариант (обучение в команде)

Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве используют идеологию именно этого варианта. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Этот вариант сводится к трем основным принципам:

а) «награды» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;

б) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса или теста, ученик любого уровня, может принести своей команде равное количество баллов, что позволяет ему чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

Обучение в команде имеет несколько разновидностей:

1. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

Это работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.

2. Другая разновидность такой организации учебного процесса является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

3. Третья разновидность совместной групповой работы - это индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в листах самооценки успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются самими учениками (главными в группе). Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой командой тем. Так как учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися и его помощи.

(При заучивании таблицы умножения.)

2 вариант обучения в сотрудничестве «пила»

Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

(Окружающий мир «Славные символы России» )

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания.

Известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» в данном случае очень популярно. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся выступает на одно из важных мест, наравне с организацией, условия и методики работы над заданием.

Основные идеи, присущие всем описанным вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов группы друг другу.

Разница между описанными выше вариантами технологии не существенна. Главное, что основные принципы — одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей — соблюдаются во всех случаях. Необходимо отметить, что, совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков.

Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? И с чего начинать обучение в сотрудничестве?

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

С этой целью, прежде всего, определяется учебно-познавательную цель урока и дидактическая задача использования данного метода (соответственно того или иного его варианта). Эта задача должна быть абсолютно ясна не только учителю, но и ученикам.

Затем нужно поработать над планом урока.

Учебно-познавательная (воспитательная) задача урока:

  • осмысление и усвоение (новых понятий, правил, новой информации);
  • формирование навыков, умений использования...;
  • формирование интеллектуальных умений.

Виды деятельности на уроке:

  • ознакомление с новым материалом (лекция, краткое объяснение нового закона, правила, постановка проблемного задания и пр.);
  • закрепление нового материала (работа учащихся в сотрудничестве по какому –либо варианту; обсуждение результатов работы групп фронтально; предварительное тестирование для выяснения уровня осмысления нового материала);
  • применение нового материала для решения задач (работа в сотрудничестве...) и т.д.

Используемые средства обучения, учебные материалы: …

Обязательно распределяется время, необходимое для выполнения той или иной работы на уроке.

Обозначив, таким образом, учебные задачи урока, важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Это также должно быть абсолютно понятно ребятам. Они могут сами определить, кто какую роль способен выполнять, но тогда они должны знать, какие могут быть роли (их можно записать на доске, или на карточке). Например, для выполнения данного задания в группах необходимо предусмотреть: ведущего (отвечающего за выполнение задания); редактора (проверяющего правильность выполнения): оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления задания). Конечно же, возможны и другие роли и возможно распределение ролей учителем.

Существуют следующие отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

1) взаимозависимость членов группы;
2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
4) социализация деятельности учащихся в группах;
5) общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, следует структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Вот несколько примеров предлагаемых способов структурирования взаимозависимости по разным аспектам.

Цели:

  • единый результат от всей группы (в виде одной решенной задачи, модели);
  • подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой от группы работой (проверено!);
  • таблица результатов деятельности всех членов группы по каждой теме;
  • каждый член группы заполняет собственную тетрадь, но учитель берет для анализа одну от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

Источники информации:

  • учебный материал организуется по типу «пила»: каждый член группы имеет на руках только свою часть материала, задания, которое он должен выполнить индивидуально, самостоятельно;
  • письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить свое решение;
  • распределение ролей.

Поощрения:

  • балльная оценка;
  • похвала учителя;
  • поощрение группы путем:

а) выделения дополнительного времени для чтения;
б) предоставления свободного времени;
в) присвоения определенной атрибутики;
г) записи индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал.

Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Среди возможных способов индивидуальной ответственности можно назвать также несколько:

- вышеназванная оценка ставится всем по одной проверенной тетради;
- выделение одного ученика из группы для ответа;
- оценка является исходной и её можно улучшить, если каждый член группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному;
- выбор одного ученика для выполнения проверочной работы, отметка идет в зачёт всей группе.

Как создаются группы?

Группы создаются по-разному, в зависимости от сложившейся в классе культурной, коммуникативной, эмоциональной ситуации. Сначала, пока идет привыкание к новым формам работы, не нужно создавать постоянных групп. Как только в той или иной группе работа в сотрудничестве наладилась и идет активно, можно попробовать сохранить этот состав и на другое задание, на следующую тему. В остальных же группах имеет смысл составы менять, пока и там не наладится такая же активная, слаженная работа.

Этого может и не произойти, и тогда придется каждый раз формировать новые группы. Но если случилось так, что ребята сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь, то лучше такие группы (они называются базовыми) оставлять постоянными на достаточно длительное время, пока не будут заметны какие-либо изменения в отношениях ребят к худшему.

Базовым группам можно давать и общие домашние задания с учетом вклада каждого в общую задачу. Это, не значит, что эти ребята всегда во всех случаях должны работать как единая бригада. Общая система обучения предполагает и индивидуальную, самостоятельную, деятельность, и работу в разных группах.

Часто бывает целесообразно, исходя из специфики решаемой задачи или педагогической ситуации, сложившейся в классе, организовать однородную группу (одного уровня обучаемости). В этом случае учителю необходимо поработать со слабыми учениками, которые пока никак не могут вписаться ни в одну гетерогенную группу, уделив ей максимум внимания. В дальнейшем эти ребята все равно должны влиться в разнородные группы, однако бывает, что отдельных учеников необходимо к такой работе подготовить и не только в академическом плане, но порой и в психологическом.

Группу сильных учеников целесообразно создавать тогда, когда есть необходимость более детально инструктировать их по какому-то вопросу, в каком-то виде деятельности с тем, чтобы они могли принести больше пользы в качестве лидеров в своих группах. В таких случаях помощь учителя таким группам также необходима. Остальные ребята будут в это время продолжать работать в обычном режиме. Эти же группы сильных учащихся (в три-четыре человека) могут оказаться полезными на определенных этапах работы над новым материалом или при обобщении ранее пройденного в качестве экспертов.

Технология уровневой дифференциации хорошо сочетается с обучением в сотрудничестве и помогает создавать адаптивный образовательный процесс. На уроках с применением уровневой дифференциации обязательно проводится диагностика по определению зоны развития, уровня обучаемости и уровня обученности учащихся. Определенному типу урока соответствует своя диагностика. Уровень обученности - на уроках контроля, уровень обучаемости - на уроках нового материала.

Задача педагога при таком подходе научить детей 1 уровня обучаемости (детей для которых свойственна инертность мышления, неумение применять знания, а иногда и воспринять их, низкая успеваемость и т.д.) узнавать, различать и запоминать увиденное. Необходимо укрепить в таких детях уверенность в своих силах, давая им посильные задания обязательного уровня. Активизировать их познавательную деятельность различными интересными заданиями. Повышать положительную мотивацию учения.

Учащихся 2 уровня обучаемости, у которых средний и нормальный уровень интеллекта, которые способны осмыслить связи между понятиями, обладающие навыками самостоятельной работы, необходимо научить закономерностям, научить понимать и воспроизводить изученное.

У учеников 3 уровня обучаемости, умеющих обобщать, выделять главное, анализировать, сочетающих теорию с практикой, необходимо поддерживать стремление к поиску, к творчеству.

Необходимо иметь в виду, что целью такого обучения является не только овладение каждым учеником знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Но и очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Важно то, что ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их симпатии, доброжелательные отношения друг другу, заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС

Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....

Пути формирования и способы оценивания личностных результатов обучения младших школьников.

Как диагностировать личностные результаты обучения? Как увидеть из изменение и повлиять на него? Много вопросов возникло у меня при решении  данных проблем, может они есть и у моих коллег?...

Портфолио-как средство достижения личностных результатов.

Портфолио- как средство достижения личностных результатов. Конкурс- "Ученик года" по итогам  работы за весь учебный год....

Портфолио как оценка достижений личностных результатов школьников

Портфолио как оценка достижений личностных результатов школьников...