«Коллективный творческий проект в начальной школе»
статья по теме

Белякова Светлана Борисовна

Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера его деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование таких технологий, методов и приёмов, которые формируют у обучающих навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.  Коллективные творческие проекты являются одним самых эффективных методов обучения на современном этапе развития школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллективный творческий проект в начальной школе»

                                        Белякова Светлана Борисовна,

                                        учитель начальных классов,              

                                                   муниципальное бюджетное                            

                                         общеобразовательное учреждение

                                        средняя   школа №7  г.о. Кохма

Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера его деятельности, от степени самостоятельности и творчества.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Дети младшего школьного возраста это исследователи. Им свойственно жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, любознательность, самостоятельно искать истину.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование таких технологий, методов и приёмов, которые формируют у обучающих навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.  

Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».                                          

К таким технологиям относится и проектная деятельность.                                            

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. 

Проект это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.  

По мнению Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.                                                               

Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

По мнению И.С. Сергеева  технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация. Плюс 6 «П» – это портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др..

Этапы работы над проектом в начальной школе.

I этап – мотивационный: учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта; формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности.

III этап - информационно - операционный (выполнение проекта): Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.

IVэтап – рефлексивно – оценочный: Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта; рефлексируют; Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности; переводит совместно с обучающимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания.                     

Что же такое коллективный творческий проект?                          

Коллективный творческий проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры и т.д.).  

За основу коллективного проекта берется какая-то актуальная на текущий момент тема. Она прорабатывается, обсуждается с детьми на уроке или во внеурочное время. Затем, работая в парах или в группе, мы создаем основу (исходные данные) для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполняет свою личную, индивидуальную часть работы. В результате выполненное учащимися индивидуально складывается как мозаика в общее дело.

Преимущества коллективного творческого проекта.

1.Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

2. В процессе коллективного проекта учащиеся приобретают

навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания. В ходе выполнения проектов формируется большое количество умений и навыков, которые со временем становятся компетентностями, ученики приобретают положительный опыт деятельности.

В основе проектирования лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

3. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.

Коллективная творческая деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.

4. Коллективные творческие проекты могут осуществляться с привлечением родителей, музеев, храмов и др. общественных организаций. 

Педагогический процесс, особенно в начальной школе, невозможно представить без постоянного взаимодействия учителя и родителей. И от того, насколько грамотно построена работа с семьей, напрямую зависит конечный успех обучения и воспитания как каждого ученика в отдельности, так и всего классного коллектива. 

Работа с родителями учащихся как неотъемлемая часть педагогического процесса в начальной школе. Родители по сути являются первыми учителями своего ребенка; учитель  заменяет ребенку родителей, одна из важнейших задач его работы – сделать максимально комфортным пребывание ребенка в школе, превратить класс во второй дом, где ученик чувствует себя спокойно, уверенно, где к нему предъявляются понятные для него требования.

Возраст 7-11 лет – ключевой, фундаментальный для формирования личности ребенка, поэтому именно в начальной школе взаимодействие классного руководителя с родителями играет первостепенную роль. Формирование личности не может происходить только в школе или только в семье – школа и семья одновременно формируют личность ребенка.

5. В работу над коллективным проектом можно вовлечь большое число участников, объединенных общей идеей. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

Над одной и той же темой проекта может работать группа учащихся одного или разных классов, а также вся школа.  

        Выполняя общее дело, ученик ощущает свою принадлежность коллективу, ощущает себя частицей этого коллектива, при этом, не утрачивая свою индивидуальность.

        Очень точно по этому поводу сказал Д.Уэбстер: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».         

Как показала практика, коллективная работа над проектом увлекает

школьников, объединяет их творческую энергию и умения, предоставляет простор для воображения и успешного воплощения задуманного.

Все это позволяет считать коллективные творческие проекты одним самых эффективных методов обучения на современном этапе развития школьного образования.

        Коллективные творческие проекты могут включать в себя и групповые методики.

Например:

1.        Метод «Лото»

Например: собери пословицы, поговорки, мудрые мысли.

2.        Метод «Мозаика»

«Собери достопримечательности и назови их»  

3.        Ассоциации.

Задача: на каждую букву слова «Родина», необходимо назвать ассоциацию.

4.        Методика соотношения пословиц, метафор и фраз и т.д.

Хочется отметить и положительное влияние коллективных творческих проектов на всех участников образовательного процесса.

        Для детей -  возможность быстро увидеть свой результат, формирование общественного мнения коллективной самооценки, рост личностного и группового самосознания и в целом развитие личности ребёнка. Что несомненно влияет на общее качество образования учащихся.

        Для педагога – формирование положительного микроклимата в классе, повышение профессионализма и авторитета учителя.

Для родителей – привлечение к участию в жизни школы, что способствует улучшению межличностных отношений родители - дети, желание помочь своему ребёнку добиться успеха.

Таким образом,  данная  форма организации образовательного процесса является результативной с точки зрения формирования универсальных учебных действий, способствует воспитанию полноценной, самодостаточной личности, способной самореализоваться  в будущем.

Используемая литература:

1.        Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе – М.:"Просвещение", 2010.

2.        Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009г.

3.        Матяш Н.В., Симоненко В.Д. проектная деятельность младших                   школьников.-М.: Вентана- Граф, 2004

4.        Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с

5.         Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников - Волгоград : Учитель 2009

6.        Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.:АРКТИ, 2008. - 80 с

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Коллективное творческое дело в начальной школе

В статье описывается технология коллектиного творческого дела и приемы ее использования на конкретных примерах...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Доклад на тему: «Творческие проекты в начальной школе"

Проекты в младших классах – это трудно! Это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоят...

Метод творческих проектов в начальной школе

          Школа будущего – школа проектов!Проект - это "пять П": Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация. Шестое "П" п...

Творческий проект "Спасибо, начальная школа"

Разделить радость по окончанию начальной школы выпускники 4 класса  приглашают учителей, воспитателей, логопедов, родителей, обслуживающий персонал...

Организация коллективной творческой деятельности в начальной школе

В статье описаны  виды коллективной творческой деятельности , а также показаны основные этапы организации КТД....