"Принципы педагогических технологий"
статья на тему

Баландина Надежда Викторовна

Выступление на педсовете "принципы педагогических технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_pedagogicheskih_tehnologiy.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете: "Принципы педагогических технологий уровневой дефференциации и индивидуализации обучения»

Учитель начальных классов: Баландина Н.В.

           Любой класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разной успеваемостью, разными интересами и состоянием здоровья. Поэтому учитель никак не может равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а “слабые” ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования на уроках права технологии уровневой дифференциации, технологии индивидуализации, личностно-ориентированных технологий. При использовании данных технологий комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку технология уровневой дифференциации, технологии индивидуализации, личностно-ориентированные технологии используются в педагогической практике довольно часто.

Мое педагогическое кредо: «Обучение и развитие каждого школьника в соответствии с его способностями».

Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься. ( Китайская мудрость)

Педагогика дифференцированного подхода имеет  в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, приспособлением методов  форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего, и особенно в личности каждого ученика.

Дифференциация - это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному. В действительности, понятие дифференциации глубже и шире. В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса, соответствующего определенным особенностям учеников.

Индивидуализация-это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе.

Основные формы и методы индивидуализации на разных уровнях учебного процесса.

  • индивидуальный подход;
  • дифференцированное обучение;
  • коллективные формы учебной работы;
  • разноуровневое изложение материала;
  • дифференцированные задания;
  • дозированная помощь;
  • индивидуальный опрос;
  • индивидуализация домашнего задания;
  • дифференциация темпов изучения.

В работе с учащимися начальной школы можно говорить о приоритетах:

1)развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству;

2)развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива;

3)укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков;

4)формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания.

Индивидуализация и дифференциация  обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов, титанических усилий со стороны учителя.
Можно выделить   4 этапа работы над этой проблемой:

  • 1 этап. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
  • 2 этап. Выделение различных групп учащихся на основе полученных данных.
  • 3 этап. Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей.
  • 4этап.Отслеживание                                                         динамики индивидуального развития

Разноуровневые задания, применяемые на уроках русского языка:

1 а) Выписать из текста изучаемую часть речи ( сущ., глаг., прил., и т.п.), обозначить суффиксы, приставки.

  б) Расставить знаки препинания.

2 а) Определить стиль, тип речи, тему и основную мысль текста. Какова роль изучаемой части речи в речи?

   б) Применяя изуч. часть речи, составьте предложение, отражая основную мысль. Разберите это предложение по членам и частям речи.

3 а) Расставить знаки препинания, подчеркнуть  как член предложения изуч. часть речи.

   б)Выписать эти слова. Разобрать их по составу.

   в) Сделать морфологический разбор указанного слова, звуко- буквенный анализ.

Много возможностей для дифференциации предоставляет групповая работа.

Для выполнения задания класс делится на группы по 3-8 человек. Но чаще всего  4 человека.

Преимущества :

* задание даётся группе, а не отдельному ученику;

* в малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, когда он имеет возможность  действовать  в  соответствии  со  своей  индивидуальностью;

* даже самые скромные раскрепощаются, чувствуют себя увереннее, поднимают свою самооценку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер.

В 3-4 классах  стараюсь использовать технологию индивидуализированного обучения, где основной формой работы ученика является системная самостоятельная работа. Причём не самостоятельная работа   в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения учителем нового материала , а именно самостоятельная работа по изучению  нового незнакомого материала учениками без объяснения учителя. Таково понимание современного системно -деятельностного подхода в образовании, который является главной идеей стандартов.

На уроках математики   этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера. Приходится учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала. Другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя.

Поэтому на этапе закрепления я разрешаю группе продвинутых учеников работать коллективно, предлагая материал не только учебника, но и заданий повышенной трудности. После того, как задания выполнены члены этой группы могут стать консультантами.

Дидактическая система, основанная на самостоятельной работе учеников существует давно под названием «Технология индивидуализированного обучения»(ТИО).

Она основана на простых принципах. Изучение нового учебного материала учениками без объяснения учителя. Ученик получает новый материал и начинает его изучать. Как проверить, усвоили ли ученики новый материал, который изложен в учебнике, презентации, пособии. Для этого необходимо, чтобы ученик одновременно с учебным материалом получал набор заданий. Не просто читать учебник, а искать в нём ответы, как выполнить то или иное задание. Правильность выполнения заданий проверяет учитель. И если задание выполнено верно, выдаёт следующее задание. Если допущена ошибка, то учитель помогает эту ошибку исправить.

Разработчики новых стандартов утверждают, что мы - педагоги, своими прекрасными объяснениями, наглядностью, презентациями  убиваем в детях главное -  стремление к деятельности. Результат налицо. Резкое падение количества учеников, обучающихся на «4» и «5» по мере их взросления.

Это деятельностный подход в отношении ученика, а не учителя.

Таким образом, на каждом этапе урока педагог имеет возможность видеть картину усвоения каждым учеником каждого вопроса изучаемой темы. Ученик постоянно работает в «Зоне ближайшего развития». Объяснять учебный материал возможно, но только не целому классу, а группе учеников, не по всей теме, а по тому вопросу, в котором он не может разобраться сам. 

Неизбежно следует, что каждый ученик работает в своём темпе и на своём уровне трудности. И этот уровень трудности каждый ученик выбирает  себе сам!

         А задача учителя - организовать урок так, чтобы каждый ученик  работал в наивысшем для него темпе. Научить всех учеников одному и тому же за одно и то же время урока в принципе невозможно, так как все дети разные. Хочется отметить, что самостоятельная работа учеников занимает в 1 и во 2 классе -10-15 минут, а в 3-4 классе до 25-35 минут.

Последний этап работы по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения – отслеживание динамики индивидуального развития. Динамику развития я отслеживаю, проводя тестовые задания, проверочные работы.   Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей учащихся позволяет  грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы педагогического мастерства

10 принципов,которые нам помогут...

Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках в коррекционной школе.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьников  коррекционной школы возможностями сохранения здоровья в период обучения в школе, фо...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Современные педагогические технологии. Принцип построения работы в парах.

Методическая разработка содержит описание принципа построения работы в парах. В ней гооврится о тгом, что работа в парах начинает вводиться с первого класса. В качестве подготовительной работы на урок...

Доклад на тему: "Принципы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся"

Исследовательская деятельность является актуальным направлением работы учителя с детьми....

Буклет для учителя "Важнейшие принципы педагогической этики"

Буклет "Важнейшие принципы педагогической этики"...

Принципы педагогической техники

....из книги «Приемы педагогической техники» А. Гин....