Доклад на тему: "Принципы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся"
методическая разработка на тему

Дмитриева Светлана Николаевна

Исследовательская деятельность является актуальным направлением работы учителя с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_organizatsii_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность обучающихся являются   актуальными направлениями работы учителя с детьми.

Но сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Формирование исследовательских компетенций происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности. Начиная работу над исследованием, следует ответить не только на вопрос «Как мы это делаем», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?».

Тем самым осуществляется выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение (чаще всего учебное) и круг пользователей, происходит формирование состава исследовательской группы и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный педагогический принцип: наиболее полный учет интересов учащихся, обращение к волнующим их проблемам, подбор посильных задач, максимально способствующих развитию и становлению личности. Затем формулируется тема исследования, определяется характер его формальной представленности и завершенности.

Далее осуществляется отбор содержания, определяется примерный объем, производится его предельная детализация, уточняется функционал участников, сроки исполнения выделенных видов работы.

Этапы исследовательской деятельности учащихся

Работа над исследованием включает в себя насколько этапов:

•  подготовительный

•  непосредственная работа над исследованием;

•  подведение итогов, оформление результатов;

•  презентация результатов исследования

Подготовительный этап

На этом этапе предполагается формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования. Учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, методологии научного творчества, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы.

Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Следует добиваться того, чтобы в группе всячески поддерживалась инициатива любого участника. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Непосредственная работа над исследованием

Работа над исследованием также делится на этапы.

На первом этапе, который длится не более месяца, необходимо:

•  определить область исследования, явление, эпоху, процесс;

•  в этой области выбрать узко определенную проблему;

•  наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы;

•  приступить к сбору информации по проблеме исследовании;

• одновременно со сбором информации необходимо создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, цитаты, библиографию, иллюстративный материал.

На втором этапе ученик под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования. Все это отражается в тексте ведения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

На заключительном этапе ученик подводит итоги: формулирует результаты исследования; делает выводы; анализирует итоги работы.

Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать, тему исследования.

Главная задача любого исследователя — найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения

Цель исследования

Определить цель исследования — значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Задачи исследования

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

Гипотеза исследования

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если .... то...». В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

Подведение итогов, оформление результатов

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное. При этом необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуется:

•  дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

•  ранжировать основные идеи исследования;

•  выработать суждения и умозаключения;

•  сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

•  подготовить текст выступления;

•  приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

•  подготовиться к ответам на вопросы.

На этом этапе происходит закрепление и проверка уровня развития исследовательских компетенций учащихся.

В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная задача научного руководителя на этом этапе — организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказать помощь в организации его презентации.

Например, если результатом исследования является разработка программного продукта, то участниками производится его отладка и поиски так называемых «глюков» с последующим превращением их в распознаваемые и своевременно устраненные ошибки. Для этого участникам необходимо самим протестировать созданный продукт, после чего представить его для ознакомления своим коллегам, друзьям и знакомым.

Презентация результатов исследования

Презентация исследования — это его публичная защита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании и т.п. Преподаватель должен определить доступные технические средства сопровождения выступления, вследствие чего презентация готовится или в электронном виде, либо в виде стендового доклада со слайдами, видеоматериалами и фотографиями. Если в результате выполнения работы изготовлено какое-либо устройство, необходима демонстрация его в действии или показ подтверждающих видеоматериалов. Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности  является одной  из форм обучения в современной школе.

Исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности.

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Селищенская основная общеобразовательная школа имени В.М.Крылова»

        Принципы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся

Составитель:

учитель начальных классов

Дмитриева С.Н.

2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

"Организация исследовательской деятельности учащихся"

—Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному из...

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...