Личность в условиях образования и ученичества.
статья (2 класс) по теме

В связи с обновлением содержания образования, введения ФГОС в систему образования, меняется и подход к обучению, подход к интеллектуальному и личностному развитию школьников. Как же развивается личность в новых условиях образования?

Развитие учащегося как личности, как субъекта в образовании — важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее главного компонента.

В современной школьной практике «развитие», не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам интеллектуального и личностного развития внимание уделяется не в равной мере — первый аспект (интеллектуальное развитие) оказывается важнее. Более того, часто задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование приоритетного интеллектуального развития в образовании.

Однако школа как социальный институт должна готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания, но и развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности. Развитие личности обязательно включает в себя:

  1. развитие интеллекта;
  2. развитие эмоциональной сферы;
  3. развитие устойчивости к стрессорам;
  4. развитие уверенности в себе и приятие себя;
  5. развитие позитивного отношения к миру и приятие других;
  6. развитие самостоятельности, автономности;
  7. развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

В последний пункт входит и мотивация учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития. В сумме все эти идеи можно назвать позитивной педагогикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.

Человек — существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людьми, а значит, растет и наш опыт. Опыт, который мы получаем, незаметно становится частью нас самих. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Происходит процесс, называемый социализацией.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Таким образом, процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Социализация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя или воспитателя, может показаться наиболее важным. Это не только закрепление определенных правил и норм, но и наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и отрицательным, т.е. противоречащим.

Как связаны между собой понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный процесс социализации.

В процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. Соответственно, и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всего жизненного пути. А значит, социализация – процесс, в котором участвует человек всегда.

         Говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего, подразумевают ведущие роли интеллектуального уровня личности и мотивацию личности. От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. Осознав то, какое решающее определяющее значение мотивация имеет для учебной деятельности, исследователи сформулировали принцип мотивационного обеспечения учебного процесса.  Целенаправленное формирование у учащихся мотивации к учебно-трудовой деятельности является необходимым.

Важными характеристиками учащегося и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность. В некоторых случаях желательно рассматривать все эти качества не изолированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно — применительно к специфике их проявления в учебной деятельности.

Насколько успешна современная социализация личности, покажет время. Хотя и есть тенденция максимального улучшения социализации личности, и усилий прикладывается не мало, но все это в большинстве своем направлено на внешние условия.

Свое выступление я закончу словами выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского: « …первоочередная задача школы, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".

По моему мнению, всесторонне развитая, социально активная личность была и остается приоритетной задачей нашего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_v_usloviyah_obrazovaniya_i_uchenichestva.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Личность в условиях образования и ученичества.

В связи с обновлением содержания образования, введения ФГОС в систему образования, меняется и подход к обучению, подход к интеллектуальному и личностному развитию школьников. Как же развивается личность в новых условиях образования?

Развитие учащегося как личности, как субъекта в образовании — важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее главного компонента.

В современной школьной практике «развитие», не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам интеллектуального и личностного развития внимание уделяется не в равной мере — первый аспект (интеллектуальное развитие) оказывается важнее. Более того, часто задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование приоритетного интеллектуального развития в образовании.

Однако школа как социальный институт должна готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания, но и развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности. Развитие личности обязательно включает в себя:

  1. развитие интеллекта;
  2. развитие эмоциональной сферы;
  3. развитие устойчивости к стрессорам;
  4. развитие уверенности в себе и приятие себя;
  5. развитие позитивного отношения к миру и приятие других;
  6. развитие самостоятельности, автономности;
  7. развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

В последний пункт входит и мотивация учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития. В сумме все эти идеи можно назвать позитивной педагогикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.

Человек — существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людьми, а значит, растет и наш опыт. Опыт, который мы получаем, незаметно становится частью нас самих. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Происходит процесс, называемый социализацией.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Таким образом, процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Социализация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя или воспитателя, может показаться наиболее важным. Это не только закрепление определенных правил и норм, но и наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и отрицательным, т.е. противоречащим.

Как связаны между собой понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный процесс социализации.

В процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. Соответственно, и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всего жизненного пути. А значит, социализация – процесс, в котором участвует человек всегда.

         Говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего, подразумевают ведущие роли интеллектуального уровня личности и мотивацию личности. От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. Осознав то, какое решающее определяющее значение мотивация имеет для учебной деятельности, исследователи сформулировали принцип мотивационного обеспечения учебного процесса.  Целенаправленное формирование у учащихся мотивации к учебно-трудовой деятельности является необходимым.

Важными характеристиками учащегося и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность. В некоторых случаях желательно рассматривать все эти качества не изолированно, а в комплексе, не абстрактно, а конкретно — применительно к специфике их проявления в учебной деятельности.

Насколько успешна современная социализация личности, покажет время. Хотя и есть тенденция максимального улучшения социализации личности, и усилий прикладывается не мало, но все это в большинстве своем направлено на внешние условия.

Свое выступление я закончу словами выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского: « …первоочередная задача школы, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".

По моему мнению, всесторонне развитая, социально активная личность была и остается приоритетной задачей нашего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

«Воспитание и обучение разносторонне развитой личности в условиях внедрения ФГОС»

Описание опыта работы методического объединения начальных классов МКОУ "Ючюгейской средней школы"...

Воспитание конкурентоспособной личности в условиях модернизации образования.

Статья может быть использована при подготовке к выступлению на педагогическом совете или методическом объединении....

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Педагогика сотрудничества как условие развития личности в условиях малокомплектной школы

Материал подготовлен для конференции "Проблемы современной сельской школы", проходившей в г. Архангельске  2009 год...

Методический семинар "Развитие гармоничной личности в условиях внедрения Федерального Государственного Стандарта".

Развитие гармоничной личности в условиях  внедрения Федерального Государственного Стандарта....

Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования

Формирование поликультурной личности в условиях гимназического образования...