Групповые формы работы на уроках в начальной школе
статья на тему

В статье содержится информация об организации групповой и парной работы на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_formy_raboty_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сиротенко  Маргарита Валентиновна

      Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №309

Центрального района Санкт – Петербурга

                Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

 В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленных на решение учебных задач.

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения. При таких формах обучения учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

В групповой и парной деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Работа и в группе, и в паре позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.

Работа в парах – современная форма организации деятельности учащихся, которая необходима, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Прежде чем вводить ее, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия.  

    При работе парами дети учатся внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень, важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может  в этот момент свободно сидеть и свободно общаться с товарищем. Такая работа детям очень нравится. Ограничение во времени помогает остановиться на обсуждении заданной проблемы, общаться по теме  и не отвлекаться. Работа в парах может быть организована на различных этапах урока.

Что значит обсуждать  в парах? Это говорить по данной теме, ставить необходимые  вопросы и раскрывать их. Например,

- Задайте друг другу  два любых вопроса к прочитанному и ответьте на них;

- Скажи собеседнику, как ты его понял.

-  Составьте к  тексту вопросы, начиная словами почему? зачем? когда? Задайте их друг другу.

- Посоветуйтесь в парах и решите, как нужно выполнить задание.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатывать умения и навыки работы в паре.

   Парная работа сменяется групповой. Ученики объединяются в группы по 4-6 человек стихийно или по инициативе учителя, который регулирует равновесие психологических качеств личности, тип мышления, лидерские качества.

    При работе в группе важно распределить роли. Участники группы могут сами выбирать себе роли или же они заранее распределены учителем. Педагог может назначить организатора, который распределяет роли внутри группы, следит за ходом обсуждения. Для срабатывания групп необходимо минимум 3-5 занятий. Поэтому  не стоит часто пересаживать учащихся, но и закреплять состав надолго тоже не стоит. Смена состава групп поможет учащимся найти способы взаимодействия с разными детьми.  

Затем формулируются общие правила работы в группах:

•  не говорить всем одновременно;

•  выслушать мнение каждого;

•  если не согласен с мнением - аргументируй;

•  всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

•  обращаться к говорящему лично по имени;

•  если не понял - задай вопрос.

  Собственный поиск решения задачи непременно предшествует обмену мнениями. При организации работы в  группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения учебной задачи. Общее обдумывание проблемы приводит группа  к новому действию, знанию.  Найденный совместно результат представляется на всеобщее обсуждение (межгрупповая дискуссия). Выступление за группу ответственно и почетно, позволяет ученику самореализоваться и утвердиться в коллективе. Дети сверяют, сопоставляют, сравнивают, оценивают и корректируют свою деятельность с деятельностью других. Идёт процесс взаимообучения и самосовершенствования. Команда «заражает» ученика творческим поиском, что является благоприятной средой для активного индивидуального развития и одновременного овладения социальным опытом, для формирования коммуникативной культуры, толерантности.

    Работа по применению коллективных видов работ ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лег обучения в начальной школе.            

Применение в практике парной и групповой работы задает направление развитию способностей учащихся к самостоятельности, креативности, рефлексивности, самообразованию, формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и ф...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...