Мастер-класс "Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе деятельностного подхода."
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Селиверстова Людмила Александровна

1. Представление опыта работы с обоснованием

2. Определение основных приёмов

3. Имитационная игра с конкретным содержанием предмета

4. Моделирование

5. Рефлексия

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных умений в начальной школе Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1987 Селиверстова Людмила Александровна Мастер - класс

Слайд 2

«Знание-сокровищница, но ключ к ней- практика» Томас Фуллер. 1. Представление опыта работы с обоснованием 2. Определение основных приёмов 3. Имитационная игра с конкретным содержанием предмета 4. Моделирование 5. Рефлексия

Слайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Слайд 4

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач (в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)

Слайд 5

Портрет выпускника начальной школы коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации

Слайд 6

Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ: ориентация ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес - сиональное , жизненное Смыслообразование : связь между целью (ре- зультатом ) деятельности и ее мотивом Нравственно-этическая ориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные , в т.ч – знако - во-символические , логичес - кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Я ит ИЯ ат н Муз Те Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Сц

Слайд 7

К ним относятся Прогно- зирование контроль Само- регуляция коррекция Регулятивные действия оценка Плани- рование

Слайд 8

Общеучебные -Самостоятельная постановка цели -Поиск информации -Структурирование знаний -Выбор эффективных решений -Рефлексия -Постановка и формулирование проблемы -Знаково-символические действия Постановка и решение проблемы Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Логические -Анализ -Синтез -Сравнение -Подведение под понятие -Установление причинно-следственных связей -Доказательство -Выдвижение гипотез Познавательные универсальные действия

Слайд 9

К ним относятся Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Коммуникативные действия Постановка вопросов



Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1987

Мастер-класс

Знание – сокровищница,

но ключ к ней – практика.

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе деятельностного подхода.

Учитель начальных классов:

Селиверстова Людмила Александровна

2016 год

«Знание – сокровищница,

но ключ к ней – практика»

Томас Фуллер

  1. Представление опыта работы с обоснованием

       Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

          Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания, способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

    В частности, учебные предметы «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

2. Определение основных приёмов

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и                     коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида

личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Например,  на уроке истории учащимся предлагается ответить на вопрос: «Как ты поступил бы на месте исторического пе6рсонажа?»

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Например, при выполнении творческого задания: «Выполнение ноговогодней маски» у учащихся формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая). Например, при использовании проблемной технологии учащимся не сообщается тема урока, учащиеся после выполнения задания сами формулируют тему, цель, способы ее достижения, в 4 классе «Правописание мягкого знака в женском роде после шипящих».

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера. Например, много заданий на соотношение объектов и субъектов в окружающем мире, «Животные и места их обитания».

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

  • из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;
  • из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;
  • из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Например, при использовании групповой формы работы, беседы на уроке литературного чтения «Составь портрет героя».

3. Имитационная игра с конкретным содержанием предмета. По

теме «Сказка об Илье Муромце» (2 класс)

В начале урока учитель просит  детей рассмотреть иллюстрацию о

богатырях.  

Прием формирования УУД.

Анализ

Учитель

Ученики

П

о

с

т

а

н

о

в       вопрос на но-

к       вый материал

а

п       побуждение к

р       осознанию

о 

б       побуждение к

л       проблеме

е

м

ы

-Над каким разделом мы

работаем?

-Расскажите, что вы уже

знаете о богатырях.

«Оденьте» богатыря

в доспехи. Дайте пояснения.

-Ребята, а есть ли

богатыри сегодня, в наше время?

-Вопрос я задала вам один?

-А мнений у вас сколько?

- Так какой же у нас возникает

вопрос?

Предлагаю найти информацию о современных реальных богатырях.

-Сказочные богатыри.

-Это сильные люди, которые жили в

старину и носили

разные доспехи.

«Одевают»

богатыря, поясняя смысл

слов «кольчуга»,

«шлем», «щит» и

т.п.

-Да, есть здоровые,

сильные люди.

-Нет, т. к. вооружение уже устарело

(испытывают  

удивление,

возникновение  проблемной ситуации).

-Да, один.

-Два разных мнения

(осознание противоречия).

-Есть ли

сегодня богатыри?

(Учебная проблема как вопрос).

4. Моделирование. Предлагаю вам обсудить, как правильно организовать деятельность ученика для формирования универсальных учебных действий.  Пропустив  полученную информацию через себя,

смоделируйте, где можно применить данные формы, методы и технологии.

5. Рефлексия.

Прошу ответить на вопросы:

  • 1. Я обосновала свой опыт работы по формированию универсальных учебных действий?
  • 2. Вами усвоены приемы работы по формированию универсальных учебных действий?
  • 3. Вам понятно как это применяется на практике?
  • 4. Вы научились моделировать ситуации по формированию универсальных учебных действий?

Литература

  1. Павлова С.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/kak-formirovat-uud-v-nachalnoy-shkole
  2. Неткасова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ http://www.rae.ru/forum2011/137/1070 
  3. Деятельность учителя по формированию учебных униварсальных действий
  4. Деятельность учителя по формированию УУД  в 1 классе при внедрении ФГОС НОО. http://ir-zhi.ru/teachers/fgos-noo/uud 
  5. Программа формирования универсальных учебных действий. http://school12.nichost.ru/index.php/ 
  6. Иванова Т.П., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов. Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД. http://kursk-sosh7.ru/obychenie/bibliot-statei/68-soobshhit-ob-oshibke.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандарт­ные решения, умение выбирать проф...

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подходаЦель моей педагогической деятельности считаю, рациональное использ...