КУЛЬТУРА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
статья на тему

Холостых Ирина Алексеевна учитель начальных классов

КУЛЬТУРА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_holostyh_i.a.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Центром внимания для педагогической науки есть, был и будет человек, ребенок. Его индивидуальное развитие и взаимодействие с обществом. Становление и формирование личности ребенка – является одной из главных задач педагогике.

 Что же такое формирование личности? С давних пор не утихает споры, что же важнее для формирования личности: биологическая природа или окружающая его социальная среда, культура человека.

С чего начинается культура ребенка? Очевидно, с сознания, просвещения, истоками которых есть семья и школа. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных, культурных начал, жизненных принципов. Она создает личность или наоборот, разрушает ее. Во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. В следствии ускоренного темпа современной жизни, с жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Снижается воспитательное воздействие семьи, снижается уровень развитие личности ребенка Роль школы в современных условиях - стать центром культурного развития личности каждого учащегося, организатором работы родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современного общества ребенка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей: умелой организации взаимодействия детей и взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самодеятельности.

Активное участие в формировании, сохранении и развитии культуры - одна из ведущих задач образования во все времена. Существует мнение, что человечеству грозят три опасности. Первая - ядерная, вторая - экологическая, а третья связана с разрушением культуры. На наш взгляд, именно разрушением культуры является причиной бед всего человечества. В процессе образовательной деятельности в школьном учреждении необходимо сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Для истинных педагогов воспитание культуры всегда было на первом месте. Ещё в античный период философами и педагогами были открыты глубокие связи между формированием личности и культурой. Педагогическая мысль того времени выдвинула и обосновала два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре с её высоким богатством и разнообразием; главное богатство любой культуры - это личность. Так, главная педагогическая задача - формирование и развитие личность неразрывно связывалось с культурой.

Формировать эти направления в общей культуре педагоги стремились в едином учебно-воспитательном процессе, реализуя главную цель – формирование и развитие личности ребенка. На первом этапе необходимо было привить общее, но продуманное представление о важных сторонах культуры. В дальнейшем на более высокой ступени обучения и, особенно при профессиональной подготовке на первый план выдвигались соответствующие стороны культуры. Польза от своевременного и грамотного обращения к культуре несомненна.

Крупные педагоги, обращаясь к проблемам приобщения молодёжи к культуре, считают их неотделимыми от нравственного воспитания. Они были убеждены, что лишь только высокая культура создаёт высоконравственного человека, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

Так происходит становление культуры личности, составной частью которой, являются содержание внутреннего мира человека и форма его внешнего поведения. Культура человека формируется в течение всей его жизни, это то, что остаётся, накапливается у человека после того, как он набирался знаний и опыта, что-то забывал и утрачивал, то, что после полученного, накопленного и потерянного навсегда остаётся с ним, определяет уровень его развития, делает личностью. Необходимость взаимодействия образования и культуры признает в настоящее время большинство специалистов в области педагогики, психологии, философии, истории, однако они по-разному раскрывают историко-логические, структурно-системные, причинно-следственные, функциональные, процессуальные, содержательные аспекты этой проблемы.

Единственным средством приобщения к культурным ценностям является процесс образования личности; рассмотрение образования как процесса становления образовательных потребностей учащихся, что связано с потреблением культурных ценностей; рассмотрение человека как субъекта культуры; рассмотрение образования личности в связи с конкретной социокультурной средой, выступающей        источником её развития; рассмотрение процесса профессионального образования как взаимодополнении и взаимообогащении культур; обучение учащихся отражённому подходу к культуре, как образовательной ценности; направление личности в социокультурных ценностях; более точный отбор образовательных ценностей, их применение в структуру личности; руководство ценностями в повседневной жизни.

Обращая внимание данной трактовке, культура выступает предпосылкой и итогом образования человека. В развитие образования человек познаёт культурные ценности. Так как достижения познавательного характера представляют собой общность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

Поэтому функция образования ориентирована на то, чтобы сформировать и выработать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей, семейных ценностей.

Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

 - в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

 - в через формирование поликультурного образования;

- в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);

 - как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

 - через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

 - путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

- описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи;

- через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека;

– обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации и моральных принципов.

Оптимизация культурной жизни в целом и, особенно на региональном уровне предполагают постоянное востребование классических ценностей, включенность их в контекст современных культурных процессов, следовательно, в основу культурного развития должна быть положена идея преемственности, сохранения, объединения и созидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса

Выступление на педагогическом совете. Воспитание личности  школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса.Сопровождается презентацией....

Духовно-нравственное воспитание личности школьника как гражданина России

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Автор рассматривает методы духовно-нравственного воспитания, оказывающие наиболее эффективное воздействие на ...

Культура, как неотъемлемая часть воспитания ребёнка.

 Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позд...

Воспитание личности школьника.

В статье предложены направления,приёмы и формы воспитательной работы по успешному воспитанию  личности школьника....

Статья «Народная культура - неотъемлемая часть души растущего человека».

Вовлечение детей в проведение творческих внеклассных мероприятий по изучению"Природного и культурного наследия родного края" поможет детям обрести гармонию с природой, любовь к ближнему и ув...

Культура, как неотъемлемая часть воспитания ребёнка.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, про...

Музыка неотъемлемая часть воспитания

Актуальность заключается в том, что в настоящее время практически не найти общественное место, где не звучала бы музыка. Музыка стала неотъемлемой частью радио, телевидения и его программ, видеоклипов...