Современный урок
статья на тему

Афанасьева Татьяна Михайловна

Статья "Современный урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.m._afanaseva.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

« Урок –это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

             Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
        Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
         Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
           Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 
             Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
              Как бы ни ругали классно-урочную систему, урок все равно остается основной формой обучения и воспитания школьников, центральным компонентом всей деятельности учителя. Урок - живая клеточка учебно-воспитательного процесса, все самое главное для школьника происходит именно на уроке. Каждый урок - это ступенька нового знания и развития ученика, это инструмент развития его личности. Каким же должен быть современный урок, чтобы оказывать на ученика максимально развивающее и воспитывающее воздействие?

Достоинства   урока:

- высокая экономичность;

- гибкость, пластичность;

- способность интегрировать;

- логическая завершённость;

- обратная связь;

- системообразующая способность;

- воспитательная способность;

- урок как стимул и средство роста ученика и учителя.

Недостатки урока:

- жёсткое регламентирование времени и места проведения урока;

- доминирование фронтальных форм и методов работы над индивидуальными и коллективными;

- слабая связь теории с практикой и жизненным опытом учащихся;

- преобладание репродуктивных методов обучения над творческими и самостоятельной деятельностью учащихся.

Требования к современному уроку:

- дидактические

- психологические

- гигиенические

Дидактические требования к современному уроку

1. Точное и творческое выполнение программно – методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, видение особенностей каждого урока;

2. Учёт реальных учебных возможностей учащихся, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учёт интересов, склонностей,  потребностей и запросов учащихся;

3. Реализация на уроке всех дидактических принципов;

4. Продумывание и решение в единстве задач: обучения, воспитания, психического развития;

5. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока;

6. Определение оптимального содержания урока в соответствии с   требованиями учебной программы и целями урока;

7. Обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, личным жизненным опытом и интересами школьников;

8. Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемно поисковых методов обучения;

9. Сочетание фронтальных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными;

10. Обеспечение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой;

11.Формирование осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности;

12. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив;

13. Целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения;

14. Обязательное комментирование смысла и рациональной методики выполнения домашнего задания;

15. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его при изменении учебных ситуаций;

16. Обязательный самоанализ полученных на уроке результатов.

Психологические требования к уроку

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

 1. Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

2. Определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

3. Планирование усвоения знаний в готовом виде;

4. Выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения;

5. Учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

6. Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения;

7. Учёт возрастных особенностей (планирование урока с учётом возрастных особенностей, учёт психологических особенностей, дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам).

Требования к технике проведения урока

- Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и вызывать интерес к  учению и воспитывать потребность в знаниях.

- Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.

- Доминировать должны атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

- Учитель должен обеспечивать активное учение каждого школьника.

Традиционный урок

Современный урок

-Увлечённость планированием отдельного урока без достаточной связи с другими.

- Слабое знание типологии уроков, поэтому их однообразие, недооценка особенностей каждого урока.

- Точное и одновременно творческое выполнение программно – методических требований к уроку.

- Грамотное определение типа урока, его место в теме; видение особенностей каждого урока.

Гигиенические требования.

-температурный режим;

- физико – химические свойства воздуха;

 - освещение;

- предупреждение утомления и переутомления;

- чередование видов деятельности;

- своевременное и качественное проведение физминуток;

 - соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

- соответствие классной мебели росту школьника.

Традиционный урок

Современный урок

Необоснованная дифференциация в обучении, отсутствие направленной работы на ликвидацию пробелов в знании.

Конструирование технологии урока с опорой на эти данные (учитель должен уметь различать детей по функциональной ассиметрии  головного мозга, по темпераменту, доминирующей памяти, темпу чтения и письма, по уровню владения надпредметными умениями ученика).

Слабые знания личности школьника и классных коллективов, и как следствие этого уроки – близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся.

Безусловный учёт обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся и классов, учёт интересов, склонностей и потребностей учащихся.

Недооценка специального продумывания задач урока: неполната планирования; непонимание специальной сущности цели.

Специальное продумывание урока.

Новизна.

- постановка исследовательскихзадач;

- постановка задач урока перед учащимися;

- операциональная постановка задач (образ желаемого результата конкретно определён, оговорено время достижении результата, определён способ выяснения соответствия результата и задач).

-Шаблонные структуры урока

(комбинированный урок, стремление к большой накопляемости оценок, преувеличение роли опроса).

Выбор рациональной структуры и проведения урока, которые обеспечивали бы безусловное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

Перегруженное содержание учебного материала, потеря сути за деталями, за обилием вторичного материала, необоснованного стремления отойти от  учебника.

Учитель концентрирует внимание на главном, существенном – это интегративный показатель ума учителя и ученика (научные понятия, теоретические положения, законы, воспитательные идеи).

Основные средства активизации учения.

1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

2. Способствовать сокращению времени сообщения и объёма готовых знаний и стимулировать проблемно – поисковую и самостоятельную учебную деятельность.

3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности, развитие волевой сферы по достижению учебно – познавательных целей, самооценку действий.

4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.

5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.

6. Урок надо строить с учётом принципов научной организации труда и учить основам нот:

- умению планировать работу во времени в соответствии с целью урока;

- умению  оборудовать рабочее место;

- умению оптимизировать технику личного труда.

Виды уроков:

- уроки с изменёнными способами организации: урок – лекция, урок –конференция, урок –диспут, урок – встреча,  урок – защита знаний;

- уроки, опирающиеся на фантазию: ролевая игра, урок – сказка, урок – сюрприз, урок – конкурс, урок творчества, урок –спектакль;

- уроки, имитирующие какие – либо занятия:  урок – заочная  экскурсия, урок – прогулка, урок- путешествие;

- уроки с игровой состязательной основой: урок –игра, урок КВН;

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: урок – зачёт, аукцион знаний, телеурок, урок взаимного обучения, деловая игра, межпредметный интегрированный урок.

Классификация типов уроков.

1. Комбинированный урок

1. Урок усвоения новых знаний

3. Урок комплексного применения знаний и умений (закрепления)

4. Урок актуализации знаний и умений (повторения)

5. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

7. Урок коррекции знаний и умений (работа над ошибками)

Структура современного урока.

п/п

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начало занятия (оргмомент)

Подготовка учащихся к работе на уроке

Полная готовнисть класса и оборудования, быстрое вклбчение учащихся в деловой ритм

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объёма выполнения домашнего задания всеми учащимися  

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

3

Подготовка к основному этапу занятия (целеполагание и мотивация)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно – воспитательной деятельности

Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний

4

 Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

Установление преемственных связей, прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся

Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно – познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.

5

Усвоение новых знанаий и способов действий

 Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения  

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

6

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваеваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

7

Первичное закрепление

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

8

Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.

9

Обобщение и систематизация знганий

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. курсу

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

Типовая схема современного учебного занятия

- проверка итогов предыдущей работы;

- презентация нового материала;

- практика под руководством учителя;

- независимая самостоятельная практика обучаемых;

- самоконтроль и самооценка результатов работы;

- подведение итогов занятия;

- определение домашнего задания;

- специальное повторение;

- контроль знаний учащихся.

Так что же для  нас современный урок ?

Ответы:

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность .

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

 

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .

Неоспоримо одно: он должен быть одушевлён личностью учителя.

 

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

 

Рефлексия

На листе бумаги обведите свою ладонь.

Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой –для меня это важно и интересно …
  • указательный- я получил конкретные рекомендации…
  • средний- мне было трудно ( не понравилось)…
  • безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец- для меня было недостаточно…

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...