Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
методическая разработка на тему

Сидорова Татьяна Николаевна

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколько минут, играючи, просмотрев все изученное за учебную четверть в опорных конспектах. Такой “взгляд назад” закрепляет знания, побуждает к анализу, рождает новые мысли, случается, сомнения – без всего этого не бывает ни творческих дерзаний, ни вдохновения, ни всплесков чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах


Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколько минут, играючи, просмотрев все изученное за учебную четверть в опорных конспектах. Такой “взгляд назад” закрепляет знания, побуждает к анализу, рождает новые мысли, случается, сомнения – без всего этого не бывает ни творческих дерзаний, ни вдохновения, ни всплесков чувств.

Условия возникновения – это поиск новых методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития творческого мышления учащихся.

Становлением опыта является применение данной технологии в учебном процессе, где данная методика позволила учить не только быстрее, но и лучше. И это “лучше” касается не только глубины и прочности знаний, но и их качества, а самое главное мотивации учения, отношения детей к самой учебной деятельности как к увлекательному труду, доставляющему удовольствие и радость развития ума, всех внутренних сил.

Теоретическая интерпретация опыта

Целевые ориентации этой технологии. Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование ЗУН.

Условия обучения – это многократное повторение, обязательный контроль, изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочной основы деятельности, гуманизм, бесконфликтной учебной ситуации, открытие перспективы для исправления, роста, успеха.

Сущность опыта. Если применять данную технологию в учебном процессе, то результатом работы станет раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, системы опорных сигналов, способствующих быстрому восстановлению в памяти изученного материала, осознанию его структурно-логических связей и одновременно развитию ассоциативно образного мышления, а также восприятия, внимания, воображения, устной и письменной речи, – все это подчинено одной цели. Цели создания условий, при которых ученик мог бы учиться победно.

Новизна. На всех этапах я выступаю как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

В чем же заключается система моей работы при переходе на данную технологию?

Данная методика имеет свои особенности содержания:

1. Материал вводится крупными блоками.
2. Поблочная компоновка материала.
3. Оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.

Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными конспектами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов.

Этапы работы

1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление оп блокам.

2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.

Памятка учащемуся: 

  • Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
  • Прочти заданный материал по книге.
  • Сопоставь прочитанный материал с конспектом.
  • Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
  • Запомни наизусть конспект как опору рассказа.
  • Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос.

4. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешне речевой деятельности при усвоении, происходит во время различных видов опроса.

5. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы.

Результативность опыта.

Я считаю, если применять данную технологию в учебном процессе, то это дает эффективные и воспитательные результаты:

  • каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие и воля.
  • Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируется честность, ответственность.

Для ученика опорный конспект является “репетитором”. Ребенок не зависит от учителя. Он в любое время может обратиться к конспекту. Детям работа с опорными конспектами интересна. Им хочется добиться лучших результатов. Это показывает 100% успеваемость, хорошее качество знаний.

Я разработала опорные конспекты по всем теоретическим вопросам русского языка с 1 по 4 класс.

Возможность внедрения опыта “технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах” представляет интересную область поиска для любого творчески работающего учителя. Главное – желание учителя, достаточное количество дополнительной литературы, делают возможным освоение данного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"

обобщение  опыта  по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов

     Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуац...

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...

Развитие быстроты на основе подвижных игр, закрепление ранее изученного материала в начальной школе

Игровая деятельность имеет функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися ...

Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)

В статье рассматриваются возможности  использования  опорных схем, как  оригинальный  вид наглядности, играющий  существенную роль в обучении....