Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколько минут, играючи, просмотрев все изученное за учебную четверть в опорных конспектах. Такой “взгляд назад” закрепляет знания, побуждает к анализу, рождает новые мысли, случается, сомнения – без всего этого не бывает ни творческих дерзаний, ни вдохновения, ни всплесков чувств.

Условия возникновения – это поиск новых методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития творческого мышления учащихся.

Становлением опыта является применение данной технологии в учебном процессе, где данная методика позволила учить не только быстрее, но и лучше. И это “лучше” касается не только глубины и прочности знаний, но и их качества, а самое главное мотивации учения, отношения детей к самой учебной деятельности как к увлекательному труду, доставляющему удовольствие и радость развития ума, всех внутренних сил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах

Артемьева Людмила Васильевна
учитель начальных классов, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4", г. Губкинский, 629830, ЯНАО, Тюменская обл., г. Губкинский, 7 мкрн, 24-1 

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколько минут, играючи, просмотрев все изученное за учебную четверть в опорных конспектах. Такой “взгляд назад” закрепляет знания, побуждает к анализу, рождает новые мысли, случается, сомнения – без всего этого не бывает ни творческих дерзаний, ни вдохновения, ни всплесков чувств.

Условия возникновения – это поиск новых методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития творческого мышления учащихся.

Становлением опыта является применение данной технологии в учебном процессе, где данная методика позволила учить не только быстрее, но и лучше. И это “лучше” касается не только глубины и прочности знаний, но и их качества, а самое главное мотивации учения, отношения детей к самой учебной деятельности как к увлекательному труду, доставляющему удовольствие и радость развития ума, всех внутренних сил.

Теоретическая интерпретация опыта

Целевые ориентации этой технологии. Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование ЗУН.

Условия обучения – это многократное повторение, обязательный контроль, изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочной основы деятельности, гуманизм, бесконфликтной учебной ситуации, открытие перспективы для исправления, роста, успеха.

Сущность опыта. Если применять данную технологию в учебном процессе, то результатом работы станет раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, системы опорных сигналов, способствующих быстрому восстановлению в памяти изученного материала, осознанию его структурно-логических связей и одновременно развитию ассоциативно образного мышления, а также восприятия, внимания, воображения, устной и письменной речи, – все это подчинено одной цели. Цели создания условий, при которых ученик мог бы учиться победно.

Новизна. На всех этапах я выступаю как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

В чем же заключается система моей работы при переходе на данную технологию?

Данная методика имеет свои особенности содержания:

1. Материал вводится крупными блоками.
2. Поблочная компоновка материала.
3. Оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.

Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными конспектами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов.

Этапы работы

1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление оп блокам.

2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.

Памятка учащемуся: 

  • Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
  • Прочти заданный материал по книге.
  • Сопоставь прочитанный материал с конспектом.
  • Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
  • Запомни наизусть конспект как опору рассказа.
  • Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос.

4. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешне речевой деятельности при усвоении, происходит во время различных видов опроса.

5. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы.

Результативность опыта.

Я считаю, если применять данную технологию в учебном процессе, то это дает эффективные и воспитательные результаты:

  • каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие и воля.
  • Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируется честность, ответственность.

Для ученика опорный конспект является “репетитором”. Ребенок не зависит от учителя. Он в любое время может обратиться к конспекту. Детям работа с опорными конспектами интересна. Им хочется добиться лучших результатов. Это показывает 100% успеваемость, хорошее качество знаний.

Я разработала опорные конспекты по всем теоретическим вопросам русского языка с 1 по 4 класс.

Возможность внедрения опыта “технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах” представляет интересную область поиска для любого творчески работающего учителя. Главное – желание учителя, достаточное количество дополнительной литературы, делают возможным освоение данного опыта.

Литература: В.Ф.Шаталов “Эксперимент продолжается” 1998 г.

Разработка урока русского языка

Тема: Имя прилагательное

Цели: 

  • ознакомление с существенными признаками имени прилагательного как части речи;
  • развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное;
  • воспитание взаимопомощи, культуры общения, интереса к предмету.

Задачи:

  • отработать практические навыки и умение определять имя прилагательное;
  • развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

– Важной частью речи является имя существительное. Оно дает имена всем предметам и явлениям окружающей действительности.
Но как беден был бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия.
И сегодня на уроке мы продолжим работу над словами, благодаря которым наша речь будет красивее, ярче и выразительнее.

II. Повторение сведений об имени существительном

– Необходимо восстановить знания об имени существительном. В качестве проверки домашнего задания мы прослушаем монологический ответ. Ребята, вы обратите внимание на ответ. Оцените его полноту, речь, примеры.

Ученик рассказывает правила об имени существительном.

III. Создание учебной ситуации

– Перед вами лежат кубики. Я прошу выйти ученика и взять кубик.

Ученик выходит к доске и берет предмет. Учитель говорит, что ему нужен другой кубик. Ученик задает учителю вопрос:

– Какой?

– Желтый!

Учитель. Ребята, какое слово и какой вопрос помогли ученику выбрать предмет?

Дети. При помощи вопроса какой? и слово ЖЕЛТЫЙ.

Учитель. Что обозначает данное слово?

Дети. Оно обозначает признак предмета.

Учитель. А какой признак предмета ?

Дети. Цвет.

Учитель. А теперь используйте этот признак ( желтый) для других предметов.

– Кто это?

Дети. Рыбка.

Учитель. Какой вопрос нужно поставить к признаку данного предмета?

Дети. Какая?

Учитель. Отвечаем.

Дети. Рыбка ( какая?) желтая.

Учитель. Что это?

Дети. Солнце.

Учитель. Какой вопрос нужно поставить к признаку данного предмета.

Дети. Какое?

Учитель. Отвечаем.

Дети. Солнце (какое?) желтое.

Учитель. Кто это?

Дети. Цыплята

Учитель. Задаем вопрос?

Дети. Какие?

Учитель. Отвечаем.

Дети. Цыплята (какие?) желтые.

В ходе работы записываются вопросы и слова.

Какой? ЖЕЛТЫЙ
Какая? ЖЕЛТАЯ
Какое? ЖЕЛТОЕ
Какие? ЖЕЛТЫЕ

Учитель. Что же обозначают данные слова?

Дети. Слова обозначают признаки предметов.

Учитель. Ребята, слова, которые обозначают признаки предметов, относятся к части речи ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

– Значит тема нашего урока?

Дети. Имя прилагательное

IV. Составление опорного конспекта.

Учитель. Записываем тему:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Учитель. Что такое имя прилагательное?

Учитель. Ребята, давайте уточним, какие же признаки предмета может обозначать имя прилагательное?

Учитель. Даны словосочетания. Прочитайте.

Дети читают словосочетания. 

  • сладкий шоколад
  • ароматный чай
  • круглый арбуз
  • высокий кедр
  • большой мяч
  • белый шарф
  • легкий пух

Учитель. Подумайте, какие признаки обозначают имена прилагательные в данных словосочетаниях

Дети. Вкус, запах, форму, размер, высоту, цвет, массу

Учитель. Значит, мы можем это отразить в опорном конспекте. Дополним наш опорный конспект

  • вкус – сладкий 
  • запах – ароматный 
  • форма – круглый 
  • высота – высокий 
  • размер – большой 
  • цвет – белый 
  • масса – легкий 

Проговаривание ОК – хоровое, монологическое

V. Обратная связь

1. Выборочный диктант.

Учитель. Какое задание у этого диктанта может быть?

Дети. Выписать имя прилагательное.

Учитель. Правильно. Послушайте задание. Выписать имя прилагательное, выделить окончание.

Проверка по цепочке.

2. Самостоятельная работа.

Задание. Определить в тексте имя прилагательное и выделить окончание.

Вот голубое озеро. А сколько здесь кувшинок? А вот и веселая мельница. Шаловливый ветерок играл с ней. Послышался тонкий голосок. Это пролетела птица.

VI. Итоги урока

Учитель. Над какой темой мы работали на уроке?

Дети. Имя прилагательное.

Учитель. Что такое имя прилагательное?

Дети. Это часть речи.

Учитель. Что обозначает имя прилагательное?

Дети. Признаки предметов

Учитель. На какие вопросы отвечает?

Дети. Какой?, какая?, какое?, какие?.

VII. Выставление оценок

VIII. Домашнее задание

Выучить ОК, записать 10 словосочетаний с именем прилагательным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов

     Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуац...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах

Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...

Развитие быстроты на основе подвижных игр, закрепление ранее изученного материала в начальной школе

Игровая деятельность имеет функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися ...

Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)

В статье рассматриваются возможности  использования  опорных схем, как  оригинальный  вид наглядности, играющий  существенную роль в обучении....