Социально- значимый проект "Птицы в городе"
проект (2 класс) на тему

Волженина Светлана Анатольевна

Социально- значимый проект "Птицы в городе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pomozhem_ptitsam_zimoy.docx770.35 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Красноармейский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №39

 

Социально-значимый проект
«Птицы в городе»

Возрастная категория 2 класс

Длительность  проекта 6 месяцев

Руководитель проекта:

Учитель начальных классов

Волженина С.А.

 

2018-2019 уч. год

«Охранять природу - значит охранять Родину».

М. Пришвин.

 I Введение

1.Актуальность проекта

 Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки.  

В промышленных городах  окружающая среда сильно загрязнена. Загрязнение вредно сказывается на зелёные растения, дающих всем живым организмам необходимый кислород,  защищающих нас от пыли, дающих нам тишину и покой.  

Для ослабленных внешним воздействием окружающей среды деревьям особо опасны насекомые-вредители.

Применение химических средств защиты растений от вредителей в городе нежелательно- это приводит к ещё большему загрязнению, такие средства могут вызывать аллергию, вредно сказаться на здоровье людей. Верными защитниками растений от вредителей в городе становятся птицы.         Скворцы, дятлы, синицы истребляют огромное  количество вредных насекомых.  В период выкармливания птенцов одна городская синица за сутки собирает столько насекомых, сколько весит сама.

Но зима - трудное время для птиц. Больше всего зимой они гибнут не от холода, а от голода. Если мы, не поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение. Ведь  городские птицы - это своеобразные посланники дикой природы.

2. Цели, задачи, методы исследования

Цель проекта

 Изучение разнообразия зимующих птиц в микрорайоне МБОУ «СОШ №39» и эффективность их привлечения с помощью кормушек.

Задачи проекта

 Развитие навыков наблюдения за живыми объектами.  

 Научиться определять зимующих птиц по внешнему виду, выявление особенностей их кормового поведения.  

Приобрести  практические навыки изготовления кормушек и подкормки зимующих птиц.

Основные  методы.

  1. Визуальное наблюдение за живыми объектами.
  2. Анализ статистических данных.
  3. Работа с разнообразными источниками информации (художественная литература, интернет - ресурсы, публицистика).  
  4. Практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.

 

Продолжительность проекта сентябрь-март 

Тип проекта: Практико-ориентированный.

II Основные сведения о проекте 

Кормодобывающая деятельность - основа взаимоотношений птиц с другими компонентами биогеоценоза. Птицы - естественные регуляторы численности насекомых. Концентрируя их по своей воле в тех или иных местах, перераспределяя и увеличивая их численность, человек оказывается обладателем мощного инструмента, разумное использование которого позволяет управлять как естественными, так и созданными самими людьми экосистемами. В этом состоит одна из научных основ рационального природопользования.   Подкормка птиц и наблюдение их на кормушках стали массовым хобби, производство кормушек поставлено на поток. Изготавливается множество необычных вариантов, даже кормушки для колибри, где они могут подкормиться мёдом или сиропом. На закупку кормов, изготовление кормушек, техники для наблюдения птиц в США и Западной Европе ежегодно затрачиваются многие миллионы долларов.

III  Пути реализации проекта

1.Поисково-теоретический этап

         На данном этапе учащимися вёлся сбор информации о птицах Краснодарского края ,  её систематизация, анализ. Участниками проекта был проведён опрос-анкетирование среди учащихся  первых-четвертых  классов.      По результатам было выявлено, что все опрошенные знают о проблеме  поиска  корма у птиц в зимнее время. 65%  -могут назвать птиц, зимующих в нашей местности,  12%  приняли  личное  участие в подкормке птиц зимой и только 3 % делают это систематически. Фактически выявилась следующая проблема: Недостаточно практико-ориентированных знаний у учащихся для решения проблемы зимующих птиц. В итоге была обозначена проблема и намечена программа деятельности.  

2.Практический этап      

     

Практическая часть реализации проекта складывается из следующих  акций:  

«Кормушка». В сентябре в образовательном учреждении  объявляется  конкурс «Кормушка», среди учащихся 1-4 классов.  На уроках окружающего  мира, классных часах, занятиях экологического кружка, уроках трудового обучения, ведётся беседа и анализ литературы о правилах изготовления кормушек. Обзор литературы и практика  показали, что кормушки могут быть разных конструкций и в их изготовлении можно использовать разнообразный материал, но главное условие - защита корма в них от ветра, снега, дождя. Значит сверху у кормушки надо сделать широкую крышку, а по периметру основания - бортики. Желательно, чтобы ширина щели между бортиком и крышкой составляла 6-8 см. - при этом корм становится недоступным для серых ворон и галок (подкормка этих птиц нежелательна, так как они  являются переносчиками разных опасных заболеваний и разоряют весной гнёзда певчих птиц. В октябре подводится итог акции и выявляются победители.            Силами ребят, педагогов и родителей в этом учебном году было сконструировано 23 кормушки, которые соответствовали всем требованиям.

«Птичий корм». Конкурс  по изготовлению кормушек был продолжен акцией по сбору корма. Учащиеся, используя разнообразную литературу, выявили кормовые предпочтения  зимующих птиц.  Итогом акции стало: 21 килограмм корма:  Семена подсолнечника 7 кг.  Пшено 2 кг. Кормовая смесь 4 кг.  Перловка 5 кг.  Овсяная крупа 3 кг.

 «Пернатые друзья».  Ноябрь является самым лучшим временем для развешивания готовых кормушек. В это время птицам ещё не трудно находить корм и в других местах, но, подкармливаясь на кормушке, они постепенно привыкают к ним, запоминают их расположение. Акция приурочена к Синичкиному  Дню, который по народному календарю выпадает на 14 ноября и отмечается на Руси с незапамятных времён. В ходе праздника, ребята рассказывают стихи, разгадывают загадки. Игры стали немаловажным элементом мероприятия, и, кроме радости от игры, дети получили знания о птицах. Итогом праздника становится развешивание кормушек.

3.    Исследовательский  этап «Изучение зимующих птиц». 

Птицы - один из самых удобных объектов для исследования учащимися. За ними легко наблюдать, для их изучения нет необходимости изъятия их из природы. Группой учащихся 2 классов    на занятиях кружка проводили исследования, целью которых стали:  Определение видов  птиц и  их количественный подсчёт на наблюдаемых участках.  Выявление особенностей поведения птиц.  Определение кормовой базы птиц.  Составление рекомендации по организации подкормки зимующих птиц. Для организации исследований была выбрана опытная площадка - территория  МОУ «СОШ №39»   Наблюдения проводились, согласно составленному графику 2  раза в сутки: 8 утра (по дороге в школу), 14.00. ( по дороге из школы).     Перед проведением наблюдения в кормушку вносился дополнительный корм.  

 Результаты исследований:  За время наблюдения  из всех видов, зимующих птиц кормушки посетили 4 вида птиц. В основном это- домовой воробей  и большая синица.   Было отмечено влияние погодных условий на кормовую активность. Активность возрастала в ясную, морозную погоду, снижалась в оттепель, ветреную погоду,  во время снегопада и вьюги.  Во время

наблюдения были выявлены кормовые предпочтения: несолёное сало,    нежареные семечкам подсолнечника, тыквы  и  овсяные  хлопья .    

Литература : 

  1. Авилова К.В.   Позвоночные животные, изучение их в школе. Птицы.  книга для учителя М; «Просвещение» 1993.
  2. Баукина Л.В. Исследовательский проект «Зимующие птицы» Биология в школе 4/2007 с.34-38.  
  3. Волкова Т.В. Экологическая акция «Кормушка».

          Биология №41 2004 с.14-15  

  1. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР часть 2. Пособие для учителя. М; «Просвещение» 1984г.  
  2. Резанов А.Г. Антропогенные инновации кормового поведения птиц. Биология в школе 4/2008 с.3-12.
  3. Саловаров В.О., Кузнецова Д.В.  Птицы города. Исследовательская работа школьников.  Биология в школе 6/2006  с. 51-55.

Отчет о реализации проекта

 «Птицы в городе»

1.Поисково-теоретический этап

E:\Коношенкова О.Б\покормите птиц зимой-фото\Фото0065.jpg  E:\Коношенкова О.Б\покормите птиц зимой-фото\Фото0063-1.jpg

       

2.Практический этап   

C:\Users\User\Desktop\P030412_08.47.jpg   C:\Users\User\Desktop\P030412_08.48.jpg

E:\Коношенкова О.Б\покормите птиц зимой-фото\покормите птиц зимой\CAM00039.jpg 

3.    Исследовательский  этап «Изучение зимующих птиц». 

  E:\Коношенкова О.Б\покормите птиц зимой-фото\покормите птиц зимой\CAM00013.jpg    E:\Коношенкова О.Б\покормите птиц зимой-фото\покормите птиц зимой\CAM00018.jpg

Директор МБОУ СОШ №39                                              Колесник Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов в рамках введения ФГОС

     План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов   в рамках  введения ФГОС    (классные часы, праздники, соревнования, беседы, акции...

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов. ...

Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...