Теоретические аспекты изучения проблемы здоровьесбережения в условиях коррекционных школ
статья

Головина Елена Михайловна

В современной психолого-педагогической литературе понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя общность педагогических, психологических и медицинских воздействий, целью которых является защита и обеспечение здоровья школьников, формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Они объединяют в себе все направления деятельности коррекционной школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-zdorovyesberegayuschie_tekhnologii-.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты изучения проблемы здоровьесбережения в условиях коррекционных школ

Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии»

в общей педагогике

Понятие «здоровьесберегающие технологии» сравнительно молодое в педагогике, оно внедрилось в научный обиход во второй половине ХХ века. Возможно, именно поэтому до сих пор не существует единого мнения насчет дефиниции данного понятия. Приведем примеры наиболее распространенных определений, принадлежащих известным и авторитетным авторам:

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья (Н. Смирнов)[1].
  • Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим (В. Сонькин)[2].
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии – это: 1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; 2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; 3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики (В. Деркунская)[3].
  • Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ограниченными возможностями здоровья то, естественно, добавляется еще направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии (Е. Архипова)[4].
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей, экспертиза и анализ каждым педагогом своей собственной деятельности с точки зрения влияния на здоровье детей (Л. Тихомирова)[5].

В целом, можно отметить, что понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, которая демонстрирует стремление к сохранению здоровья учащихся. Критерием качества успешной реализации здоровьесберегающих технологий будет улучшение физического, психологического и эмоционального состояния детей. Задача здоровьесберегающей педагогики заключается в сохранении у учащихся должного уровня здоровья и воспитании у них культуры здоровья, заключающейся в умении заботиться о его состоянии здоровья – причем как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям.

Что касается детей с особенностями развития – то для них задача здоровьезберегающей педагогики корректируется до таких формулировок как стабилизация, коррекция, укрепление. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на должный уровень образования закреплено законодательно. В статье 43 Конституции РФ  закреплено, что каждый имеет право на образование, в том числе и лица с особым правовым статусом – то есть лица с ограниченными возможностями, для которых должны быть созданы наиболее благоприятные условия для обучения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ[6] обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, перечислены в Указе Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»[7]. Кроме того, в Федеральных государственных образовательных стандартах определены государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всеми детьми, в том числе и теми, которые испытывают особые образовательные потребности и относятся к категории особых детей ограничением возможности здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это методико-технологическая база здоровьесберегающей педагогики. То есть, это конкретные методы и способы, отвечающие на краеугольный вопрос технологии образования – «Как учить?» (в отличие от основных вопросов философии образования – «Зачем учить?» и содержания образования – «Чему учить?») и позволяющие дать положительный ответ на вопрос и достижении запланированного результата (диагностический блок технологии). Здоровьесберегающие технологии призваны дополнять традиционные методы обучения и воспитания, нацеленные на образовательный результат. Здоровьесбережение по определению не может быть основной целью образовательного процесса, а может быть только условием, одной из задач, связанной с достижением главной цели. В современной школе каждый ученик должен овладеть такими знаниями, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни и будут способствовать повышению ее качества.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – это способ организации образовательного процесса, интегрирующий все его уровни под знаком «не навреди». В. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»[8]. В этом контексте можно говорить и об интегральном качестве личности педагога – его здоровьесберегающей педагогической направленности, которая отражается в системе гармоничного развития и аксиологического подхода к здоровью. Данная направленность подразумевает еще один компонент – стремление педагога к творческому дополнению содержания учебного предмета валеологическими знаниями и умениями, а также к самосовершенствованию и заботе о собственном профессиональном здоровье. Хотя многие педагоги, интересующиеся валеологией, использующие прогрессивны методы в процессе преподавания, не подозревают, что реализуют здоровьесберегающие образовательные технологии. Обобщая информацию о компонентах здоровьесберегающей образовательной технологии, Д. Шарипова выделяет основные: «аксиологический, направленный на осознание детьми необходимости вести здоровый образ жизни; гносеологический, связанный с приобретением здоровьесберегающих знаний и умений; здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, формирующих систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования физиологических систем организма; экологический, существенно влияющий на физическое здоровье и духовное развитие»[9].

Здоровьесберегающая педагогика предполагает целый перечень критериев, которым обязаны соответствовать качественные здоровьесберагающие образовательные технологии. К их числу Е. Архипова относит: «индивидуализацию психологических и педагогических воздействий; согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие); учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития; учет особенностей вида и темпа деятельности; использование интерактивных форм образования; творческий характер образовательного процесса; учет возрастных особенностей школьника; построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей»[10]. В. Черных[11] добавляет к этому перечню интегрированное воздействие всех специалистов в образовательном учреждении: основного педагога и учителей-предметников, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медсестры, воспитателей и других профессионалов.

Какие же существуют здоровьесберегающие технологии? По мнению Т. Ячменниковой, к ним относятся «игровая технология обучения, технология дифференцированного обучения, технология коллективного взаимообучения. … Они связаны с двумя группами методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения»[12]. В рамках коррекционной школы применяются не все здоровьесберегающие технологии, а только те, которые способствуют коррекционным задачам учебно-воспитательного процесса. Е. Архипова приводит следующий перечень основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий: «1. Артикуляционная и мимическая гимнастика; 2. Дыхательная гимнастика; 3. Развитие моторики – общей, тонкой и артикуляционной; 4. Зрительная гимнастика; 5. Психогимнастика; 6. Психокоррекционные игры; 7. Пальцевая гимнастика, пальчиковый театр, пальцевая гимнастика с мячом; 8. Игры на пространственную активность; 9. Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: плантарный массаж (стоп); аурикулярный массаж (уха); массаж волосистой части головы (профессор Ауглин); 10. Кинезитерапия; 11. Тактильные и сенсорные дорожки, физиороллы, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья; 12. Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры) при формировании неправильного прикуса у детей; 13. Мышечная релаксация; бассейны (водный и сухой); 14. Хаготерапия; холдинг-терапия; 15. Имагопрофилактика и имаго-коррекция; 16. Арома-терапия; фитотерапия; литотерапия; песочная терапия; 17. Библиотерапия; вокалотерапия; арттерапия; хромотерапия; 18. Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана; 19. Логоритмика; физкультминутки; танцетворчество; 20. Музыкальная терапия, пантомимика; 21. Игротерапия; сказкотерапия; игры с водой; Монтессори-терапия; 23. Ниткография; конструирование; леготерапия; пазлотерапия; 24. Рисование: пластилином, природным материалом; 25. Лепка из глины и пластилина, тестопластика; 26. Оригами; бумаготворчество; макраме; 27 Анималотерапия, канистерапия, иппотерапия; 28. Эрготерапия; трудотерапия; самообслуживание; 29. Каллиграфиотерапия; 30. Мульттерапия; 31. Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии»[13]. Из вышеперечисленных видов на уроках музыки в коррекционных школах VII вида (ЗПР) могут применяться вокалотерапия, музыкальная терапия, дыхательная, ритмодвигательная, пальчиковая гимнастика, игротерапия и др.

Вывод: В современной психолого-педагогической литературе понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя общность педагогических, психологических и медицинских воздействий, целью которых является защита и обеспечение здоровья школьников, формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Они объединяют в себе все направления деятельности коррекционной школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.


[1] Смирнов Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005. – С. 6

[2] Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе : методология анализа, формы, методы, опыт применения» / Под ред. М. Безруких, В. Сонькина. – М. : ЦОИЗМОРФ, 2002. – С. 14

[3] Деркунская В. Диагностика культуры здоровья школьников : Учеб. пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005. – С. 39

[4] Архипова Е. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2015. – С. 44

[5] Тихомирова Л., Макеева Т. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №3. – С. 82

[6] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Проспект, 2013. – С. 34

[7] Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». – Электронный ресурс

[8] Ячменникова Т. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №5. – С. 66

[9] Шарипова Д. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – С. 993

[10] Архипова Е. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2015. – С. 45-46

[11]  Черных В. Использование  современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ЗПР. – Электронный ресурс

[12] Ячменникова Т. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №5. – С. 66

[13] Архипова Е. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2015. – С. 46-47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы изучения проблемы детского коллектива младших школьников

Итак, в результате проведения теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были изучены теоретические основы проблемы детского коллектива младших школьников. В рамках этой проблемы ...

Исторический аспект изучения проблемы дисграфий в логопедии.

В настоящее время в каждом классе встречаются дети с дисграфией, поэтому я решила разобраться в данной проблеме подробнее....

Теоретические аспекты изучения звукового анализа и синтеза у младших школьников с задержкой психического развития

В этой статье дано теоретическое обоснование изучения звукового анализа и синтеза у первоклассников с ЗПР для учителей начальных классов...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...

Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.

Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается  положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности  хореографией...

Теоретические аспекты изучения процесса мышления детей с ЗПР

Теоретические аспекты изучения процесса мышления детей с ЗПР Процесс мышления как объект изучения психологииДля материалистического объяснения процессов мышления, психологическая наука должна был...