Применение интеллект-карт на уроках в начальной школе
статья

Цыганкова Светлана Николаевна

В мтериале рассказывается как применять интеллект-карты на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt_1.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Применение интеллект-карт на уроках  в начальной школе

В рамках системно-деятельностного подхода нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?

            На помощь учителю могут прийти интеллект – карты.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

           Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.

По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума".

           Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Она характеризуется тремя основными свойствами:

•        Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом;

•        Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно;

•        Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

           При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.

           Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Советы по составлению интеллектуальных карт:

  • В центре страницы пишется, и обводиться главная идея (образ).
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
  • Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
  • Добавляются символы и иллюстрации.
  • Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
  • Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
  • Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
  • Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
  • При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
  • Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика .

Итак, с чего начать заполнять карту?

               Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие, образ).

Центральный образ должен быть яркий, запоминающийся. Он должен сразу привлекать  на  себя  внимание,  надолго  оставаясь  в памяти, воздействовать эмоционально и дать волю ассоциациям, что позволит добиться лучших результатов. Для центрального образа используем не менее трёх цветов, придавая изображению объём, так как всё, что выглядит выпуклым, лучше  воспринимается и запоминается.

         Главные темы, расположенные вокруг центрального   изображения  –  это   наши   микротемы. Они должны примыкать к центральному изображению, что выделяет их важность. Такой подход оптимально распределяет внимание по интеллект-карте. Слова надо писать печатными буквами или их можно заменить рисунками. Печатные буквы,  в отличие от рукописных, легче читать и находить при повторном обращении к карте.

Линии должны быть такой же длины, как и слова. Лишнее пространство между словами разъединяет мысли, мешая скорейшей ассоциации.

Главные линии должны быть плавными и более жирными. Они напоминают ствол дерева, что улучшает  запоминание.  Эти  линии  должны  быть соединены непосредственно с центральным  рисунком. Мозг  должен  сразу  схватить  связи  и  ассоциации,  а не видеть разобщенную картину.

К веткам первого уровня добавляем ветки второго уровня. С каждой из основных ассоциаций может быть связано несколько ассоциаций второго уровня (подтемами). Соединительные линии становятся тоньше. Слова по-прежнему пишутся печатными буквами, но уже помельче.

Используем по возможности максимальное количество цветов для рисования карты, выделяя каждую веточку одним цветом, так она лучше будет восприниматься. При добавлении новых веточек-ассоциаций необходимо помнить важное правило: бумагу надо держать всегда горизонтально перед собой.

Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами, так как они запоминаются лучше, чем слова.

Картинки рисуем цветные, используем при этом  не менее четырёх цветов. Добавляем объема в наши рисунки, помним, что наша карта должна быть в 3D – формате. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.

Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.

Теперь можно поместить некоторые ветви, или группы ветвей в цветные «облака».

Эта форма может затем использоваться в качестве мощной ассоциации, помогающей раскрыть содержа- ние рассматриваемого блока. Мысли внутри  каждого

«облака» получат крепкую визуальную связь. При этом форма и цвет замкнутой фигуры также служат для обогащения ассоциативной сети.

Наконец, последняя стадия составления интеллект-карты – структурирование. Некоторые элементы интеллект-карты могут быть соединены дополнительными  линиями  различных формы,  толщины и цвета, подчёркивающими ассоциативные связи между ними. Это могут быть разной формы стрелочки.

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах урока.

Рисование интеллект-карт-необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией, наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия.

Интернет – источники:

  1. «Применение интеллект-карт на уроках русского языка» - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/02/15/primenenie-intellekt-kart-na-urokakh
  2. «Академия успешного учителя Информационные технологии в образовании.» «Интеллект – карты для начальной школы» - http://infostarting.ru/intellekt-karty-dlya-nachalnoj-shkoly/
  3. Статья «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ»-http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-u-uchaschihsya-s-pomoschyu-tehnologii-intellekt-kart
  4. «Создание интеллект-карты в начальной школе» - https://infourok.ru/sozdanie-intellektkarti-v-nachalnoy-shkole-479453.html

  1. Метод интеллект-карт как способ достижения предметных результатов в курсе «Литературное чтение»- https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart/4018-narisuem-i-rasskazhem


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеллект-карт на уроках русского языка

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.Чтобы ...

Метод Интеллект-карт на уроках в начальных классах.

Использование  метода  составления  интеллект-карт  на  уроках  в  начальной  школе.С  введением  Федерального Государственного Образовательного Станд...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Использование метода составления интеллект-карт на уроках в начальной школе.

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться....

Интеллект-карты на уроках в начальной школе.

Использование  интеллект-карт на уроках в начальной школе....

Использование метода составления интеллект-карт на уроках в начальной школе.

Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обу...


 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Замечательный приём (ментальная карта) Раньше использовала часто. Надо вернуться. Спасибо, что напомнили, Светлана Николаевна! Творческих успехов вам в работе!