Программа кружка " Умелые ручки"
рабочая программа

Кружок "Умелые ручки" развивает творческие способности -  процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу, уверенность в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА «Умелые ручки»

художественно – эстетического направления.

    Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов  декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.

                                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

        Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели работы кружка:

1. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

       Содержание  программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой  поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по  изготовлению  поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Программа «Умелые ручки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности . На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6,6-11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

Технологии обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие  технологии;

- проектная технология;

- технология  разноуровнего обучения;

- информационные технологии.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аппликация и моделирование.

24 часа

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.

 Художественное творчество Поделки из ватных дисков  

6 часов

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся   получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; Коммуникативные   универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:  анализировать объекты, выделять главное.

Работа с пластическими материалами на бумаге. 

8 часов.

Личностные универсальные учебные действия

обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.

Секреты бумажного творчества.

18часов.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся  получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:  анализировать объекты, выделять главное.

Рукоделие из ниток

6 часов

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

устойчивого интереса к новым способам  познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:  анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии.

 Вышивка

6 часов

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:  анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии.

Учебно-тематическое планирование

№ темы

Название темы

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Раздел 1. Аппликация и моделирование. (24 часа)

1-2

Осенние фантазии из природного материала.

2

Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия.  Подбор материалов для изготовления изделия. Выполнение изделия. Выставка работ.

3-4

Поделки из кленовых «парашютиков».

2

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия

5-6

Аппликация из ткани  на картоне Цветочные фантазии

2

Накрахмаленная ткань, картон. Знакомство с приёмами работы с плотными видами картона и тканью. Экскурсия и наблюдения за осенними пейзажами родного края.

7-8

Мозаика из ватных комочков на бумаге  «Первый снег»

2

Вата, бумага, картон. Экскурсия и наблюдение за изменением в природе. Рассмотрение фотографий первого снега

 Отработка приёмов скручивания  ваты и бумаги.

9-10

Прорезная аппликация  «Овощи с нашей грядки»

2

Картон, различные материалы.  Знакомство с приёмами прорезания различных видов бумаги и картона. Наблюдение и рассмотрение форм и цветовой гаммы овощей и фруктов с наших огородов.

11-12

Гофрированные цепочки «Деревья в снегу»

2

Гофрированная бумага, картон, белые салфетки. Отработка приёмов работы с гофрированной бумагой. Наблюдение за пейзажом заснеженных деревьев.

13-14

Складывание гармошкой «Праздничный костюм сибирской красавицы»

2

Журнальная бумага. Знакомство с приёмами скручивания и складывания журнальной бумаги. Рассмотрение элементов женского русского костюма

15-16

Выпуклая мозаика из плотной бумаги  «Рыбки наших водоёмов»

2

Цветная бумага, картон. Формирование навыка работы с приёмами складывания и склеивания картона. Беседа с демонстрацией слайдов «Рыбки наших прудов»

17-18

Моделирование из картона. Рамочка

2

Картон, цветная бумага. Знакомство с приёмами декорирования способом фигурного вырезания деталей.

19-20

Конструирование «звери из спичечных коробков» Бурый медведь, заяц-русак, мышь-полёвка

2

Цв.бумага, спич. Коробки. Формирование приёмов складывания и сгибания по линейке. Беседа и демонстрация фотографий «Звери »

21-22

Моделирование из гофрированной бумаги «Роза.»

2

Гофрированная бумага. Знакомство с приёмами вырезания, растягивания, скручивания гофрированной бумаги. Беседа «Роза-теплолюбивое растение»

23-24

Многослойное торцевание на плоскости.

«Природа зимой»

2

Гофрированная бумага, картон. Знакомство с приёмами торцевания бумаги. Беседа и демонстрация фотографий «Природа зимой»

                 Раздел 2       Художественное творчество Поделки из ватных дисков  (6 часов)

25-26

 Ромашковое солнышко.

2

ватные диски, акварель, клей, картон

Объёмная аппликация.

27-28

Ёлочки из ватных дисков.

2

ватные диски, акварель, клей, картон

Объёмная аппликация.

29-30

Ёлочная игрушка «Снеговик»

2

ватные диски, акварель, клей, картон

Объёмная аппликация.

Раздел 3. Работа с пластическими материалами на бумаге. (8 часов)

31-32

Раскатывание пластилина  на бумаге.

Зимний лес. Композиция

2

Пластилин, картон. Отработка  приёмов работы с пластилином. Беседа Зима

33-34

Выпуклая аппликация из пластилина  «Аквариум»

2

Пластилин, картон. Формирование приёмов скатывания и прищипывания пластилина. Беседа,наблюдение и демонстрация слайдов «Аквариумные рыбки»

35-36

Выпуклая аппликация из пластилина

 « Осенний лес»

2

Пластилин, картон. Отработка приёмов работы с пластилином. Экскурсия и наблюдение «Осенний лес»

37-38

Выпуклая аппликация из пластилина   «Одуванчики»

2

Пластилин, картон, цветная бумага. Формирование приёмов скручивания пластилина в различных направлениях. Беседа и демонстрация слайдов «Сибирские одуванчики»

Раздел 4. Секреты бумажного творчества. (18часов.)

39-40

Скручивание в жгут. Аппликации. «Домик в сибирской деревне»

2

Бумага гофрированная. Формирование приёмов скручивания бумаги в жгут. Беседа и демонстрация слайдов «Деревенские построения»

41-42

Скатывание в комок. Мозаика. «Цветущая яблоня»

2

Бумага гофрированная и цветная. Формирование приёмов  скатывания в комок бумаги.

43-44

Гофрированное торцевание «Моя любимая игрушка»»

2

Обсуждение образцов, технология изготовления аппликаций из нитей. Изготовление аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей

45-46

Моделирование из полос. «Наши пернатые друзья»

2

Бумага цветная. Отработка приёмов моделирования из плоских полос бумаги, складывания в определённую форму. Беседа с демонстрацией слайдов «Наши пернатые друзья»

47-48

Плетение из бумаги. Аппликация.

«Грибы в нашем лесу»

2

Бумага цветная. Формирование приёмов плетения полосок бумаги. Беседа и демонстрация слайдов «Грибы нашего леса»

49-50

Мозаика из объёмных деталей. Коллективная работа

2

Бумага белая и цветная. Формирование навыка работы в коллективе. Беседа и демонстрация слайдов и фильмов о профессии «шахтёр»

51-56

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

6

Картон, цветная бумага. Формирование работы с объёмными деталями из бумаги, складывание их в композицию по замыслу.

Раздел 5. «Рукоделие из ниток». (6 часов)

57-58

«Смешарики» из нарезанных ниток

2

Текстильные материалы. Виды аппликаций из нитей(аппликация из цельных нитей, из распущенных нитей, из кручёных нитей)

59-60

Открытка «Сердечко»

2

Обсуждение образцов, технология изготовления аппликаций из нитей. Изготовление аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей

61-62

Коллективная работа «Корзина с цветами»

2

Обсуждение образцов, технология изготовления аппликаций из нитей. Изготовление аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей

                                               Раздел 6.   Вышивка (6часов)

63-64

 Шов «Вперёд иголку»

2

Знакомство со швом: «вперёд иголку», Вышивание простых фигур по контуру.

65-66

Тамбурный шов

2

Знакомство со швом: тамбурный. Вышивание простых фигур по контуру.

67-68

Стебельчатый шов Узелки

2

    Отработка навыков вышивки крестом, тамбурным и стебельчатым швами. Самостоятельный подбор эскизов композиций, подбор цветовой гаммы.

                                         Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1.  Фотографии пейзажей
  2.  Фотографии животных

Видео-, аудиоматериалы:

  1.  Подборка звуковых файлов «Звуки природы»
  2. Подборка голосов животных, птиц.

Цифровые ресурсы:

  1. http://stranamasterov.ru/
  2. http://www.solnet.ee/

Оборудование:

  1.  Компьютер
  2.  проектор.

Дополнительная литература:

1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Аким»

2.Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга.

3.Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами./Сост. А.М. Гукасова. –  М.: Просвещение

4.Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие – 2-е.    издание, исправленное. Детство-Пресс.

5.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.

6. Проснякова Т.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература.

7.Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  

8.Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

9. Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА

10.Оригами. Сборник.(13 подборок). Издательство: Дом МСП

                     

                                         Предполагаемая результативность курса

                  Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

              Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

                Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

владеть монологической и диалогической формой речи.

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

                   Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать навыки работы с информацией.

     Предметными результатами работы в творческом объединении  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены

через презентации проектов;

через выставки детских работ;

через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умелые ручки"

Программа содержит календарное планирование кружковых занятий на период проведения летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей . В программу включены занятия по работе с опилками, с ма...

Рабочая программа кружка "Умелые ручки"

Публикуемый материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,список литературы.Данный материал будет интересен учителям ,работающим по ФГОСам внеурочной деятельности обуча...

Программа кружка "Умелые ручки "

Программа расчитана на 2 полуголие   1  и 3 классы...

Программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружка "Умелые ручки " Для 2 классов...

Программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружка "Умелые ручки"...

Программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружка для 1 класса с пояснительной запиской...

Программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружка "Умелые ручки" разработана на 1 учебный год. Дети научатся шить мягкие игрушки из носков и перчаток....