Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа (4 класс) на тему

Тимошенко Марина Алексеевна

Программа кружка "Умелые ручки" разработана на 1 учебный год. Дети научатся шить мягкие игрушки из носков и перчаток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _kruzhok_umelye_ruchki.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Умелые руки»

Пояснительная записка

Направленность программы

  Данная программа представляет собой разработанный  курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии.   На уроках учащиеся получают лишь основные знания.  Для наиболее  полного изучения, овладения большего количества информации в данной  области  в современных школах создаются кружки, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.

  У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:

-об основных законах цветоведения;

-о  простейших ручных швах;

-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их  по эскизам (на основе имеющихся);

-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);

-о приемах работы с носками и перчатками при изготовлении игрушек;

-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;

-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;

- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.

Актуальность проблемы

  Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Это – миниатюрные орудия охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.

  Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру необходимо было лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку более занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.

  Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.

Цели и задачи программы

 Цель – познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью; раскрыть потенциальные творческие  способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.

 

В связи с поставленной цель задачи выглядят следующим образом:

Обучающие:

-научить основам художественной грамотности;

-научить основам цветоведения ;

-научить приемам безопасной работы;

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

-научить практическим навыкам работы с тканью и  мехом;

-научить творчески  использовать полученные умения и практические навыки.

Воспитательно-развивающие:

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;

-приобщение к народным традициям;

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

-соединение обучения с воспитательным процессом;

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Отличительные особенности программы

  У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

  Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя  с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками становятся забавными, живыми.  И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с  профессиями, развивает творческий подход.

Возраст обучающихся.  Срок реализации данной программы

  Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10-11 лет и рассчитана на один год обучения.

  Программа кружка рассчитана на 34 учебных часа.

Формы и режим занятий

 Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя  выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и  изготовление игрушек.

  Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Способы  проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

  Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах,  выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

 Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как

-текущая оценка достигнутого самим ребенком;

-оценка законченной работы;

- участие в выставках, конкурсах и т.д.

-реализация творческих идей.

 

Ожидаемые результаты обучения

  Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:

-знать историю развития игрушки;

-выполнять выкройки по схемам;

-выполнять простейшие швы;

-владеть приемами работы с тканью;

-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Основные приемы работы с тканью.

4

2.1.

ТБ при работе.

0,5

2.2.

Материаловедение.

0,5

2.3.

Основные ручные швы.

1

1

2.4.

Способы закрепления нити.

1

3.

Цветоведение.

2

3.1.

Основные цвета.

1

3.2.

Сочетание цветов.

0,5

0,5

4.

Выполнение игрушек из ткани и носков.

16

4.1.

Сова

1

3

4.2.

Маленький котенок

1

2

4.3.

Зайчик

1

2

4.4.

Котик

1

2

4.5

Осьминожка

1

2

5.

Объемные игрушки из перчаток.

10

5.1.

Петушок.

2

5.2.

Ёжик.

3

5.3.

Клоун

3

5.4.

Игрушка по выбору.

2

6.

Выставка работ.

1

Итого:

34

        

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.

Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Основные приемы работы с тканью.

2.1. ТБ при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.  Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем, мехом.

2.2. Материаловедение. Виды тканей и их получение.  Свойства тканей и меха.  Способы обработка различных поверхностей тканей.

Практическая работа: определить вид ткани.

2.3. Основные ручные швы.  Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

2.4.   Способы закрепления  нити.   Различия  между  способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.

Практическая работа: закрепление нити несколькими способами.

Тема 3. Цветоведение.

  1. Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
  2. Сочетание цветов.   Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.

Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.

Тема 4. Выполнение игрушек из ткани и носков.

Беседа и просмотр готовых игрушек из носков.

Выполнение эскизов игрушек. Раскрой и пошив игрушек по выкройкам.

Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных видов    игрушек.        

Выполнение выкроек-лекал, Подбор тканей, практическое выполнение модели, оформление.

Тема 5. Объемные игрушки из перчаток.

Беседа об объемных игрушках.

Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки.

Практическая работа: раскрой ткани, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Игрушка по выбору.

Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.

 Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Тема 6. Выставка работ. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.

Методическое обеспечение программы.

В программе используются следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный   (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

-репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

-изучение  развития  ребенка   (наблюдение   за   особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

Материально-техническое  обеспечение.

 На  занятиях  используются  наглядные  пособия, схемы, таблицы, образцы,  чертежи  игрушек,  инструкционные  и  технологические карты.  Возможно      использование      интернет      технологий      и мультимедийного  оборудования  при  проведении занятий.  Также интересно     использование     различных     видов     презентаций. На   занятиях   по   данной   программе   потребуются   следующие материалы и инструменты.

-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

-ткани, носки, перчатки;

-нитки катушечные разных цветов;

-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;

-картон;

-поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;

-ножницы, иголки, наперсток;

-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;

-пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);

-электрический утюг;

-самоклеющая цветная бумага.


                   Список   литературы

  1. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2012.
  2. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии СПД Малая энциклопедия рукоделия. 2012.
  3. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2011.
  4. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 2010.
  5. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2011.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Умелые ручки»

№ п/п

Дата

(план)

Дата

(факт)

Кол-во

часов

Тема занятия

Оборудование

1.

7.09

1

Вводное занятие.

Основные приемы работы с тканью (4 часа)

2.

14.09

1

Техника безопасности при работе. Материаловедение.

Ткани разных видов и структур, носки.

3.

21.09

1

Основные ручные швы.

Ткань, игла, нитки катушечные, ножницы, напёрсток

4.

28.09

1

Основные ручные швы.

5.

5.10

1

Способы закрепления нити.

Цветоведение (2 часа)

6.

12.10

1

Основные цвета.

Ткани разных цветов, расцветок

7.

19.10

1

Сочетание цветов.

Выполнение игрушек из ткани и носков (16 часов)

8.

26.10

1

Сова. Чертёж выкройки.

Флис разного цвета, ножницы, бумага для выкройки, нитки катушечные, игла, декоративные полоски, кружева, пуговицы, пух

9.

2.11

1

Сова. Раскрой изделия на ткани.

10.

16.11

1

Сова. Шитьё игрушки.

11.

23.11

1

Сова. Декорирование игрушки.

12.

30.11

1

Маленький котёнок. Выкройка изделия

Носки с разным узором, ножницы, игла, нитки, наперсток, синтепон, пуговицы, ленточка

13.

7.12

1

Маленький котёнок. Шитьё игрушки

14.

14.12

1

Маленький котёнок. Завершение работы

15.

21.11

1

Зайчик. Выкройка игрушки

Носки, ножницы, игла, нитки, пуговицы, пух, пуговицы, кружева

16.

28.11

1

Зайчик. Шитьё игрушки

17.

18.01

1

Зайчик. Декорирование игрушки

18.

25.01

1

Котик. Выкройка игрушки

Носки махровые, ножницы, игла, нитки катушечные и для вязания, пуговицы, бусинки, синтепон

19.

1.02

1

Котик. Выполнение швов снаружи изделия

20.

8.02

1

Котик. Завершение работы.

21.

15.02

1

Осьминожка. Выкройка игрушки

Флис, ножницы, игла, нитки, ленточки, искусственные глазки, синтепон

22.

22.02

1

Осьминожка. Плетение кос из ткани

23.

1.03

1

Осьминожка. Завершение работы.

Объемные игрушки из перчаток (10 часов)

24.

8.03

1

Петушок. Выкройка изделия. Швы.

Перчатки,  ножницы, игла, нитки, ленточки, пуговицы, глазки,  утюг

25.

15.03

1

Петушок. Декорирование игрушки

26.

22.03

1

Ёжик. Выкройка игрушки.

27.

5.04

1

Ёжик. Сборка деталей

28.

12.04

1

Ёжик. Оформление работы.

29.

19.04

1

Клоун. Выкройка игрушки

Разноцветные перчатки, ленточки, ткань, пуговицы, бусины, ножницы, игла, нитки, синтепон

30.

26.04

1

Клоун. Выполнение швов, соединение деталей

31.

3.05

1

Клоун. Декорирование игрушки.

32.

10.05

1

Игрушка по выбору.

Ткань, носки, перчатки, ножницы, игла, нитки, пуговицы, ленточки, синтепон

33.

17.05

1

Игрушка по выбору.

34.

24.05

1

Выставка работ (1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"

    Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...

Рабочая программа "Очумелые ручки"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа  «Умелые ручки»  предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...