Активные методы обучения
статья

Активные методы обучения в начальной школе. Игра и проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ни для кого не секрет, что современное общество на данном этапе находится в состоянии непрерывного развития и изменения. В соответствии с этим система образования так же должна совершенствоваться и изменяться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. Так, одним из таких способов, является: способность системы образования отвечать вызовам времени; инновации – введения в уже устоявшейся системе образования.
      Таким образом, одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как индивидуально, так и в группе.

    Целью использования активных методов обучения является создание у учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом, а также возможность не только запомнить, воспроизвести и узнать информацию, но и научиться применять её на практике. Все это позволяет учащимся развить способности к обработке информации и повысить результативность в изучении школьных предметов.

О необходимости использования активных методов обучения говорил Н.А. Умов: 

«Учитель, используя инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, может включать в свой урок, в зависимости от потребности:

  • игровые формы;
  • групповую, парную или индивидуальную работу;
  • самостоятельную деятельность учащихся;
  • проблемное обучение;
  • постановку вопросов, активизирующих диалог;
  • проектную деятельность;
  • метод дискуссии;
  • ИКТ.»

    В своей статье я хотела бы остановиться на двух методах работы: игровая форма и проектная деятельность.
       Если говорить об игровой форме, то игровое обучение имеет достаточно глубокие исторические корни. Всем известно, что игра многогранна. Игра воспитывает, развивает, дает возможность сменить вид деятельности, а самое главное – обучает. Что дает игра? С помощью игры возможно воспроизвести реальные практические ситуации с целью освоения необходимых черт и качеств человека, привычек и навыков, а также развития способностей. Так, в древних Афинах, дети обучались танцам, музыке, ораторству. Главной целью было научиться проявлять себя и самоутверждаться.

Ян Амос Коменский в свою очередь предлагал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой, в которой все будет осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом детства, отрочества, юности.

Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Жан-Жак Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества.

Так, педагогические задачи вполне возможно решать именно с помощью игры. Игровая форма особенно важна в период адаптации ребенка в школе. Поэтому, игры занимают одно из первых мест при обучении в начальной школе.

На своих уроках я использую различные формы игры.

Так, на уроках русского языка, для того, чтобы научиться правильно подбирать антонимы, я использую мяч. Смысл игры в следующем: учитель бросает одному из детей мяч и говорит, например, слово низкий. Учащийся возвращает мяч учителю и называет противоположное по значению слово - высокий. И так далее.
    Очень часто возникают проблемы с правильным написанием слов. В этом случае возможно использовать игру «
Живые буквы». Для нее нам потребуется набор букв на группу. Каждому ряду учеников учитель выдает набор букв, после называет слово, которое нужно составить. Дети в свою очередь выбирают нужные буквы, строятся в шеренгу так, чтобы получилось нужное слово из букв, которые они держат в руках.

Так же в каждой игре важен соревновательный момент. И на уроке математики вполне возможно провести следующую игру-эстафету. Каждая пара учеников, которые сидят за последней партой, получают карточку с заданиями. Решив первый пример, ученики передают данную карточку впереди сидящим ученикам. Те в свою очередь решают второй пример, и снова передают карточку вперед. В итоге, карточки «приходят» на первые парты, где их собирает учитель. Плюсом в данной игре так же является то, что ученики решают пример в паре, что позволяет научиться слушать и слышать мнение своего партнера.

Для развития творческих способностей детей возможно использование игры «Угадай загадки Незнайки». Для этого нам понадобится несколько предметов, разных по форме (круг, квадрат, треугольник). На доске прикрепляется один из предметов, и учитель задает вопрос: «Что можно нарисовать из круга?». Каждый ребенок рисует то, с чем у него ассоциируется круг: яблоко, мяч, арбуз и т.д.

Что же касается проектной деятельности, то после изучения различной литературы педагогики, я пришла к выводу о том, что данный вид метода обучения является одним из наиболее перспективных.
    Так, по мнению Е.С. Полат,
проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Н.Ю. Пахомова считает, что метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

По определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Если же говорить о проекте с точки зрения учителя, то учебный проект – это дидактическое средство, которое позволяет обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Так же учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Целью проектной деятельности является создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Задачами проектной деятельности являются:  

1) развитие критического мышления (аналитическое; ассоциативное; логическое; системное);

2) развитие творческого мышления (пространственное воображение; самостоятельный перенос знаний; комбинаторные умения; прогностические умения);

3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);

4) развитие умения работать в коллективе.

Для выполнения проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Исходя из вышеизложенного, результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:

  • Умение работать с информацией.
  • Опыт целеполагания.
  • Опыт планирования.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие мышления.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие творческих способностей.
  • Опыт публичного выступления.

Можно выделить преимущества проектной деятельности:

  • самостоятельное приобретение знаний;
  • получение опыта познавательной и учебной деятельности;
  • создание условий для творческой инициативы учащихся и педагога, их дружеского сотрудничества;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • создание положительной мотивации ребенка к учебе;
  • разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений, используемые в ходе выполнения работы над проектами, обеспечивают высокое качество работы учащихся.

Проектные задачи я часто использую на своих уроках и убеждаюсь, что применение данной технологии эффективно, и дает хорошие результаты при обучении учащихся в начальной школе.

Что же касается применения активных методов обучения в целом, то любой из вышеперечисленных методов обеспечивает эффективную организацию учебного процесса. Что касаемо применения данных методов, то здесь каждый учитель делает свой выбор.  Мир активных методов обучения многогранный и вполне возможно войти в этот мир полноправным хозяином. Открыв для себя тайны и возможности этого мира, возможно научиться управлять его потенциалом и сделать свою работу эффективнее и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...