Формирование УУД в процессе проектно-исследовательской деятельности
статья

Доджиева Наталья Чантаевна

выступление на августовской конференции педагогических работников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                        « Формирование УУД

                 в процессе проектно-исследовательской деятельности»

    (выступление на августовской конференции педагогических работников)

Слайд 1

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, предусматривает необходимость разработки новых результативных методик обучения, соответствующих требованиям данного стандарта. Одним из центральных понятий стандарта выступают универсальные учебные действия. Таким образом, перед учителями встает новая задача - развитие УУД.

Слайд 2

Изучив программу формирования УУД, я  использую деятельностный подход в обучении. На мой взгляд, проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

Слайд 3

  1. Этап Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

На данном этапе формируются Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Слайд 4

2. Этап Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

На этом этапе формируются Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Слайд 5

  1. Этап Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Здесь формируются Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 6

4. Этап Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 7

В таблице представлены какие УУД формируются в различных видах проектов

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

 

Слайд 8

Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Домашние животные».

На уроке «Окружающего мира», изучая тему «Рукотворная жизнь» я предложила ответить на вопрос:  почему человек выращивает  домашних животных и как они  появились у него. Если на первый вопрос учащиеся нашли ответ на уроке, то ответ на второй вопрос ответить им было трудно.  Так появился проект «Домашние животные».

По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников - групповой. По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.

Моя роль как  учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом.

На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно  разделились на  группы: историки (работали с научной литературой), скульпторы (представили поделки домашних животных), аниматоры (подобрали мультипликационные фильмы, книги, загадки, ребусы, конкурсы, частушки). Каждая группа определила  цели и задачи своей работы.  

После того, как работа была спланирована, началась собственная деятельность детей.

Я предлагаю Вашему вниманию результат одной из групп проекта. Животных учащиеся изготовили не только на уроке технологии. Эта работа продолжалась и во внеурочной деятельности. Руководителем группы была 9 летняя Вика. Она с ребятами из пластилина изготовила  вот таких животных. Это далеко не все животные.

На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащимся снова была нужна моя помощь. На данном этапе роль учителя  очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Мы  придумали сюжет «Домик в деревне».  На этапе демонстрации своей работы учащиеся делали сообщения.

Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Слайд 9

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник замысливания

В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант

Творец

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

Актер

В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Слайд 10

Таким образом, я считаю, что проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Работая над проектом,   я считаю важным выполнение следующих рекомендаций:

1.  Учить детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняться от прямых инструкций;

2.   Не сдерживаю инициативы детей;

3.   Не делаю за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4.    Не спешу с вынесением оценочных суждений;

5.    Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- самостоятельно выявлять проблемы;

-прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

6.Учу отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

Слайд 11

Своё выступление мне хочется закончить словами  А. Дистервега

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – 
«разучить» думать самостоятельно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

Диагностика сформированности УУД младших школьников в процессе проектно- исследовательской деятельности

Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности  УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельнос...

Презентация к педсовету: «Развитие познавательного интереса школьников на уроках и внеурочных занятиях по географии в процессе проектно- исследовательской деятельности»

middot;        Рассмотреть проектно-исследовательскую деятельность школьников, как способ повышения уровня мотивации в изучении географии;·...

Форма ведения мониторинга процесса формирования УУД в проектно-исследовательской деятельности, обобщение опыта

Форма ведения мониторинга процесса формирования УУД в проектно-исследовательской деятельности, обобщение опыта...

Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности

Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности...

Статья. Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности

В статье рассмотрены возможности связи обучения с жизнью, теории с практикой в системе обучения для устойчивого развития с помощью использования методов проектов, направленных на достижение улучшений ...