«Дифференцированный подход в обучении в начальной школе»
статья

Мурзина Татьяна Викторовна

Сегодня обществом востребованы не просто образованные люди, способные применить знания, умения на практике, а люди способные принимать нестандартные решения, не боящиеся ответственности, умеющие отстаивать свою точку зрения, уверенные в себе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Т.В. Мурзина

МАОУ Заревская СОШ с УИОП

городской округ Домодедово

Сегодня обществом востребованы не просто образованные люди, способные применить знания, умения на практике, а люди способные принимать нестандартные решения, не боящиеся ответственности, умеющие отстаивать свою точку зрения, уверенные в себе. Такие работники найдут свое место в любых сферах деятельности и всегда будут востребованы. И задача современной школы как раз и заключается в том, чтобы помочь ученикам развить в себе все необходимые качества для реализации себя в будущем. Современные концепции начального образования ставят своей главной целью воспитание и развитие младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Ученик не должен быть пассивным "слушателем и созерцателем со стороны", он должен быть активным участником учебного процесса. И здесь очень важно создать в школе благоприятные условия, чтобы каждый ученик смог полностью реализоваться.

Сегодняшний школьник не объект обучения, а субъект учения, стремящийся к знаниям и знающий, как их получить. Он - исследователь, инициатор, генератор идей. Учитель лишь направляет, поясняет, дает необходимые рекомендации. Конечно следует понимать, что в начальной школе - это то, к чему нужно стремиться. Первоклассники приходят в школу с разным уровнем развития способностей, дошкольной подготовки. Восприятие, память, развитие мышления и моторики у всех детей неодинаковы, и зачастую учитель при ведении учебного процесса ориентируется на средний уровень развития учеников. При таком подходе сильные ученики "скучают на уроках", а слабые чувствуют себя несостоятельными, а в итоге и те и другие теряют интерес к обучению. Поэтому необходимо, чтобы каждый ученик имел возможность работать в полную меру собственных сил, тогда каждый из них будет чувствовать себя уверенным, способным на большее, будет осознанно усваивать материал, органично развиваться.

Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к каждому ученику.

Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Те или иные индивидуальные особенности, как правило, являются характерными для нескольких учеников, и индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным.

При реализации дифференцированного подхода к обучению, класс условно делится на три группы - по уровню способностей (воспроизводящий, конструктивный и творческий). Ни в коем случае нельзя открыто выделять группы - это может привести к размолвкам в детском коллективе, обидеть "слабых" учеников. Группам можно дать названия или присвоить определенные символы, которыми будут помечаться задания для каждой из групп. Также, необходимо создать условия разноуровнего обучения (задания различной сложности, объема и т.д.)для развития познавательной активности на уроках и во внеурочное время. При выполнении заданий, учитель должен оказывать дифференцированную помощь в разной мере для разных уровней. Дети сами должны определять, нужна ли им помощь учителя и на каком этапе работы. Необходимо внедрять в учебный процесс развивающие упражнения, направленные на развитие способностей ребёнка. Стоит отметить, что при некоторых способах дифференциации (например: по степени самостоятельности) вообще не требуется открытого разделения на группы, ученики выбирают задания из предложенных, работая с теми , которые способны самостоятельно решить. Разумеется, нельзя забывать о специфике работы с младшими школьниками и обязательно использовать на уроках элементы занимательности, игры, что позволит повысить интерес к процессу познания. Важной целью обучающего процесса является необходимость довести каждую группу учащихся до более высокого уровня, используя дифференцированный подход.

В своей педагогической деятельности современный учитель должен руководствоваться следующими принципами: 

- вариативность;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- научность;

- системность обучения; 

- доступность в преподаваемового материала; 

- использование здоровьесберегающих технологий;

- создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик, ученик-учитель;

- ориентированность обучения на свободу ребёнка и его самоопределение;

- психологический комфорт на уроке;

- стимулирование творческой и познавательной деятельности;

- учет в процессе обучения не только умственных способностей, но и эмоциональных особенностей детей;

 - стимулирование   развития   образовательного   и   духовного потенциала учащихся, их творческой активности;

- логическое  построение  объяснения  нового:  от простого  к более сложному. 

Создание комфортных условий учения для каждого ребёнка - это, пожалуй, самое важное. Только тогда можно говорить о обеспечении успешного учения и воспитания каждого школьника, развитии познавательной активности на уроках, на основе максимально действенной помощи учителя и взаимопомощи обучающихся. Только тогда можно видеть в наших школах успешных, деятельных учеников, смело смотрящих в будущее, готовых к новым открытиям, к преодолению любых трудностей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках в начальной школе

Презентация одной из современных технологий....

Использование дифференцированного подхода на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере....

Элементы дифференцированного подхода к учащимся в начальной школе в процессе обучения.

Эта статья поможет обратить внимание на вопросы дифференцированного подхода в обучении, особенно со слабоуспевающими учащимися....

«Дифференцированный подход к обучению в начальных классах»

Обобщение педагогического опыта  учителя начальных классов....

Применение разных способов дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.

Данный материал был подготовлен мною для выступления на заседании Школы молодого учителя. В нём рассматриваются способы дифференцированного подхода к обучению учащихся начальной школы на разныых этапа...