Статья по теме: «Преодоление речевого недоразвития слабослышащих учащихся начальных классов через применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе».
статья

Только система диагностических, коррекционных, методических и организационных мероприятий, направленных на построение индивидуальной траектории  развития личности слабослышащего ребёнка помогает учащимся успешно овладевать предложенным содержанием обучения. В личности слабослышащих учащихся происходят существенные изменения: формируется речевое поведение (мотивированность высказываний, умение устанавливать речевой контакт с товарищами, учителем, обращаться с уточняющими вопросами, просьбами, находить выход из сложных ситуаций), им легче вступить в контакт с окружающими. Используя разные источники информации, учащиеся учатся приобретать и применять знания в разных учебных и жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Преодоление речевого недоразвития слабослышащих учащихся начальных классов через применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе».

« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» 

 Б. Шоу

Для ребенка с ОВЗ мир представляет собой большую мозаику, в которой значительная часть пазлов отсутствует, и задача учителя помочь ему сложить эти фрагменты в единое изображение. Системный подход,  как никакой другой, выступает средством формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром. Соединение  системного и  деятельностного подходов обретает большую эффективность и методологически усиливается.  

В начальной школе любого коррекционного учреждения учитель помогает ученику  учиться искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. И лишь в процессе систематической работы учителя учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

  Основной контингент поступающих в коррекционную школу – это учащихся с общим речевым недоразвитием или полным  отсутствием речи.

Отклонения в грамматическом строе речи слабослышащих характеризуются многочисленными ошибками в воспроизведении структуры предложения, в оформлении грамматических связей слов, пропуске некоторых членов предложения…

В своей речи слабослышащие учащиеся часто допускают ошибки в грамматических связях слов. Это ошибки на согласование существительного и прилагательного, существительного и глагола, которые обычно проявляются в отсутствии или смешении родовых или падежных окончаний существительных и прилагательных, временных и видовых форм глаголов. На ранних этапах обучения отмечаются определенные особенности в употреблении слабослышащими детьми частей речи: в самостоятельной речи они преимущественно используют наиболее конкретные части речи, такие как существительные и глаголы, обозначающие знакомые предметы и действия.
Прилагательные, наречия, местоимения и предлоги в самостоятельной речи слабослышащих детей встречаются  редко, так как представляют собой слова с отвлеченным, абстрактным значением.
Нарушение грамматического строя речи слабослышащих детей связано как с особенностями их слухового восприятия, так и со своеобразием развития мышления.

Допускаемые ими ошибки связаны не только с недослышанием
отдельных морфем, но и с трудностями в понимании отвлеченных понятий и обобщений. Поэтому для полноценного развития слабослышащих детей необходимо специально организованное обучение, центральное место в котором отводится обучению языку.

Главной задачей учителя становится развитие речи учащихся как средства общения, обучения, мышления.

 Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ рассматривает основными содержательными линиями в области языка и речевой практики:

  1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применению
  2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  3. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.

Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся с нарушениями слуха должны подбираться приемлемые методики, тесты, упражнения,  задания, позволяющие проанализировать речевое развитие каждого учащегося: словарный запас (активный, пассивный), умение отвечать на вопросы, составлять предложения по картинке…

Практическое овладение грамматическими закономерностями слабослышащими учащимися происходит в условиях комплексной работы, где понимание основных грамматических закономерностей отрабатывается на уроках развития речи, а систематизация и введение их в активную речь учащихся осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя языка. Благодаря тому, что на уроках развития речи и на уроках формирования грамматического строя учитель обращается к одним и тем же грамматическим закономерностям и конструкциям, обеспечивается их постоянное использование в речевом обиходе учащихся. Практическая направленность системы специального обучения языку предполагает широкое использование разнообразных грамматических упражнений, обеспечивающих автоматизацию речевых навыков.
Такая система упражнений, разработанная выдающимся сурдопедагогом К.Г.Коровиным, широко используется в современной методике школы слабослышащих.

При разработке поурочного планирования учителям приходится постоянно учитывать личностные, индивидуальные и речевые способности детей. При необходимости корректировать задания, чтобы ребёнок  самостоятельно, на основе индивидуального опыта, своих возможностей находил выход из создавшихся ситуаций, развивал  личностный потенциал.

Систематически проводимый мониторинг позволяет увидеть динамику усвоения учебного материала, определить типичные ошибки в знаниях, умениях и навыках, скорректировать работу по устранению ошибок с целью повышения результативности.

Результаты педагогической диагностики используются в прогнозе зоны ближайшего развития детей, их знаний умений и навыков, что позволяет подобрать для каждого ребёнка свой объём, дозировку и частоту повторения заданий, постепенно увеличивать сложность материала.

Оптимальные приёмы и методы при организации учебно-воспитательной работы:

  1. Активное использование устной речи при выполнении заданий, направленных на  развитие психических процессов.

     3. Планирование и своевременное использование на уроках коррекционной работы с обязательным дифференцированием и индивидуализацией.

     4. Создание психологического климата, предотвращающего стрессовые ситуации.

     5. Использование на уроке современных технологий дифференцированного обучения: работа в парах, минигруппы, индивидуальная работа.

При парной (взаимопроверка, совместное заполнение пропусков слов в тестах, карточках с заданиями и т.п.)  и индивидуальной (задания с разным уровнем сложности)  формах работы можно максимально сосредоточить коррекционно-развивающее воздействие на       познавательных процессах с учётом личностно ориентированного подхода. Это позволяет создать условия для дополнительного  стимулирующего воздействия на все стороны познавательной сферы (мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, личностную, сферу общения), которые у слабослышащего ребёнка недостаточно развиты.

  Если массовая школа сегодня рассматривает речевое развитие с точки зрения качественных показателей, то коррекционное учреждение сначала накапливает количественные показатели (расширяет словарный запас, увеличивает количество грамматических конструкций словосочетаний, предложений…)  и только потом, на этой базе, развивает умение точно и полно выражать свою мысль, способности логично и связно строить высказывания и делать их понятными для собеседника.

Системная работа в начальной коррекционной школе позволяет сформировать у слабослышащих учащихся базовые (умение выразить просьбу, требование, желание), социоэмоциональные (выражение чувств, эмоций, навыки социального поведения) и диалоговые (умение начать, поддержать и завершить разговор) коммуникативные навыки. Сформированные коммуникативные навыки будут хорошей базой для овладения знаниями в средней и старшей школе.

Учебный процесс является эффективным, если в нём ученики полноправные действующие лица, умеют вступить в диалог с учителем и друг с другом, с другими участниками образовательного процесса и за пределами образовательного учреждения.

При организации урока необходимо использовать естественно возникающие речевые ситуации, моделировать искусственные.

Во внеурочное время учащиеся, выходя за территорию школы, практикуются в применении приобретённых речевых умений. Отрабатываются диалоги в транспорте, в магазине, в поликлинике, на почте… Эти практические занятия позволяют учащимся переступить психологический барьер общения со слышащими, овладеть нужными средствами общения и способами социального поведения в различных жизненных ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что совместная деятельность учителя, учителя слуховой работы, воспитателя, педагогов дополнительного образования, медиков положительно влияет на речевое развитие учащихся.

В конце каждого урока обязательно должен присутствовать рефлексивный момент, таким образом, у учащихся формируется оценочная деятельность.

Обязательным условием  эффективной работы является применение современных средств образования, в том числе и интерактивной доски. Использование информационных технологий в обучении и воспитании детей с нарушением слуха позволяет более плодотворно решать разнообразные задачи педагогической деятельности, проблемы, связанные с социализацией слабослышащих учащихся, повышает качество обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что только система диагностических, коррекционных, методических и организационных мероприятий, направленных на построение индивидуальной траектории  развития личности слабослышащего ребёнка помогает учащимся успешно овладевать предложенным содержанием обучения. В личности слабослышащих учащихся происходят существенные изменения: формируется речевое поведение (мотивированность высказываний, умение устанавливать речевой контакт с товарищами, учителем, обращаться с уточняющими вопросами, просьбами, находить выход из сложных ситуаций), им легче вступить в контакт с окружающими. Используя разные источники информации, учащиеся учатся приобретать и применять знания в разных учебных и жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий"

Опыт работы содеожит теоретические и практический рекомендации по здоровьесбережению детей маладшего школьного возраста....

Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС

В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Обучение русскому языку в начальной школе через технологию системно-деятельностного подхода.

Как организовать работу на уроке с позиций деятельностного подхода? Основополагающим подходом, выбранном в новом стандарте, является системно-деятельностный подход. Именно с опорой на него разработана...

Активизация познавательных интересов учащихся начальных классов посредством применения цифровых образовательных ресурсов

Тема "Активизация познавательных интересов обучающихся посредством применения ЦОР"...

Система работы учителя начальных классов с технологией системно-деятельностного подхода.

Система работы учителя начальных классов с технологией системно-деятельностного подхода базируется на принципе целостности и взаимосвязи образовательных компонентов. Он позволяет создать обучающую сре...