Статья "Интерактивные плакаты с игровыми технологиями на уроках русского языка"
статья

Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_t._a._statya.docx217.61 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные плакаты с игровыми технологиями

на уроках русского языка в начальной школе

Каменева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ   № 1» города Валуйки Белгородской области

        В нашу повседневную жизнь уже прочно и навсегда вошли компьютерные технологии. И это вполне оправдано, ведь XXI век – век информационных технологий. Задачей любого педагога становится поиск новых методов, приемов, средств, которые помогли бы обучающимся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности немалый объем информации. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Они все больше завоевывают сферу образования: учебные плакаты стали интерактивными и представляют более широкие возможности для организации учебного процесса.

        Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, имеющее интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. Таким образом, обеспечивается высокий уровень задействования информационных каналов восприятия, наглядности учебного процесса, варьирование уровня погружения в тему. Интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, многомерный инструмент, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний.

        Изготавливая интерактивные плакаты, я считаю, что в современном постоянно изменяющемся мире, возможно расширить назначение и функции интерактивного плаката и добавить следующее дополнение для получения нового определения: «интерактивный плакат – это электронное образовательное средство, центральный, основной слайд которого содержит краткую тематическую информацию и средства интерактивного управления, позволяющие переходить к различным фрагментам информации, углубляющим и расширяющим первоначальные сведения с целью изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки изученного материала». Плакат имеет интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. Таким образом, обеспечивается высокий уровень задействования информационных каналов восприятия, наглядности учебного процесса, варьирование уровня погружения в тему. Плакат обладает нелинейной структурой и позволяет отразить имеющиеся взаимосвязи между изучаемыми объектами и процессами, сравнивать, обобщать, сопоставлять их, делать выводы. Интерактивный плакат, который я изготавливаю и использую в учебном процессе, часто содержит игровые технологии, поэтому его использование является результативным.

        Главные дидактические условия создания интерактивного плаката:

  • меньше текста и больше наглядности;
  • меньше линейности и больше интерактивности;
  • вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность;
  • дидактическая и информационная законченность.

        Таким образом, интерактивный плакат должен обеспечивать максимальное взаимодействие обучаемого с содержанием данного образовательного ресурса на всех этапах усвоения информации и по любым темам на уроках русского языка в начальной школе.

        Структура электронного учебного плаката

        Электронные учебные плакаты бывают одноуровневыми и многоуровневыми. Многоуровневый плакат представляет собой совокупность плаката первого уровня (меню) и связанных с ним одно - или многоуровневых плакатов. С помощью интерактивных элементов организуется «режим скрытого изображения», когда при нажатии на элемент появляется поясняющий текст. Гиперссылки позволяют переходить на другие слайды.

      

        Все интерактивные плакаты начинаются с приветствия Букваринки – героини русского алфавита, которая знакомит с правилами путешествия по разделам русского языка, помогает повторить сведения об изученном материале. Каждый плакат имеет свою не только грамматическую тематику, но и вовлекает учащихся в определённую сторону их жизни: «Фонетика и графика» - детские игры, «Словообразование» - путешествие по зимним просторам, «Морфология: имя существительное» - ягоды нашей страны и животные, которые ими питаются, «Морфология: имя прилагательное» - полевые и луговые цветы.

        Интерактивный плакат в процессе использования должен реализовывать такие возможности, как: неоднократное использование, наличие основного блока информации, работа с которым будет проходит на протяжении изучения темы, наличие дополнительной наглядности в виде разворачивающихся блоков, анимированных вставок, наличие активных областей, реагирующих на наведение курсора или щелчок мыши, присутствие элементов для автоматизации действий с плакатом. Осуществление переходов к различным фрагментам можно реализовать с помощью гиперссылок и триггеров.  Для привлечения внимания к объектам плаката использую различные виды анимации, которые могут использоваться отдельно или в сочетании с другими эффектами: эффекты входа, выхода, выделения, перемещения.

        Преимуществами интерактивного плаката являются:

  • высокая интерактивность – диалог между преподавателем и учащимся посредством данной;
  • простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
  • богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
  • групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учащимся (работа за персональным компьютером);
  • учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет преподавателю конструировать занятия в соответствии со своими задачами;
  • игровые технологии способствуют повышению познавательных УУД.

     

         Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации и т.д. 

      Использование на уроках интерактивных плакатов дает возможность повысить познавательную активность учеников и эффективность восприятия изучаемого материала Таким образом, в процессе использования интерактивных плакатов, я пришла к выводу, что применение интерактивного плаката на уроках русского языка имеет ряд преимуществ:

  • повышается интерес учащихся к обучению;
  • обучающий эффект усиливается за счёт мультимедийных элементов;
  • более рационально организована работа учителя;
  • эстетика и структура урока изменяются в лучшую сторону;
  • ученики могут работать в индивидуальном графике и ритме  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность ...

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

"Игровые технологии на уроках русского языка".

тема самообразования 2009 - 2012 уч.год...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...