Здоровьесберегающая технология
статья

Болхоева Александра Константиновна

Тема: «Здоровье, как его беречь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx860.34 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

(выступление на методическом объединении учителей  начальных классов)

Учитель начальных классов

Болхоева А.К.

Тема: «Здоровье, как его беречь»

Сохранение здоровья подрастающего поколения задача государственной важности. Самочувствие ребёнка зависит от совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Именно в детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Очень важно организовать правильно систему оздоровительной работы и правильно организовать физическое развитие детей.

Приоритетными направлениями учебно-воспитательной деятельности является применение здоровье сберегающих технологий, благодаря которому формируется здоровый образ жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех        стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

2. Творческий характер образовательного процесса

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

4. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности

5. Обеспечение адекватного восстановления сил.

6. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий

7. Комплексная система закаливания детей.

Проблема

Создание комфортных благоприятных условий  и ухудшение состояния здоровья

Цель:

         выявить и обосновать условия эффективного применения здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

  • Выявить причины ухудшения здоровья младших школьников.
  • Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по здоровье сберегающим технологиям.
  • Создать творческую группу по разработке занятий по культуре здоровья
  • Апробировать и внедрить занятия по культуре здоровья в образовательном процессе.

Реализация данных задач полным ходом идёт в нашей школе. Ещё до поступления в школу раннего развития введена психологическая диагностика, с целью выявления психологической готовности ребёнка к школе, некоторым рекомендуют повременить и более серьёзно подготовиться к школе.

В первом классе адаптационный период идёт практически две четверти. Количество обучающихся в классе не превышает вместимости общеобразовательного учреждения. Первые две недели в первом классе проводится по три урока, а на протяжении первой и второй четверти уроки проводятся по 35 минут. Проводится не более 4 уроков в день. Основные уроки проводятся на 2-3х уроках. В первом классе – безоценочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок. Постоянно контролируется посадка детей, обращается внимание на положение ног и спины, относительно стула, головы и рук относительно парты.

Обязательно 2-3 раза за любой урок проводятся физкультминутки. Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно.

В школе работает психолог, который проводит  диагностики учащихся.

Средства решения проблемы

Самостоятельные средства оздоровления: 

  • Фитотерапия
  • Витаминотерапия и т.д.

Гигиенические средства достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения: 

  • Выполнение санитарно-гигиенических требований СанПиНа
  • Личная и общественная гигиена
  • Проветривание и влажная уборка помещений
  • Соблюдение режима дня
  • Соблюдение режима двигательной активности
  • Соблюдение режима питания и сна
  • Обучение учащихся элементарным приёмам ЗОЖ
  • Обучение учащихся простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи
  • Организация прививок для предупреждения инфекций.

Контроль состояния здоровья учащихся и профилактика заболеваний

-Анализ медицинских карт учащихся

  • Мониторинг физического развития
  • Учёт посещаемости
  • Медицинское обследование учащихся
  • Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов
  • Предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди учащихся

     -Соблюдение гигиенических норм и правил учащихся

Для осуществления контроля за состоянием здоровья учащихся предлагаем такую форму.

Был сделан опрос  среди учащихся класса.

 Учащиеся должны ответить на вопрос:

«Физминутки на уроках помогают или мешают?»

  • Помогают преодолевать сонливость и однообразие урока-35%
  • Повышают работоспособность -30%
  • Создать хорошее настроение -20%
  • Способствуют общению-6%
  • Мешают уроку -5%
  • Ограничивают время урока-4%

  Результаты заболеваемости детей

Исходя из данных диагностики можно проследить, что количество простудных заболеваний увеличивается.  

В школе введены дополнительно 1 час физкультуры во внеурочное время. На занятиях учащиеся занимаются легкой атлетикой, теннисом, лыжной подготовкой. Постоянно проводятся классные часы и беседы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах, прогулки на свежем воздухе, независимо от времени года.

Тематика занятий по культуре здоровья

  • Гигиена школьника
  • «Чтобы зубы не болели?»
  • «Беречь глаз как алмаз»
  • «Да здравствует мыло душистое»
  • О хороших привычках
  • Умеем отдыхать
  • Загадка доктора Неболита
  • Ты и телевизор
  • Твой режим дня
  • «Не видать грязнулям счастья»
  • «Смейся на здоровье». Улыбка и хорошее настроение.

                                                ЦЕЛЬ НА РАЗВИТИЕ:

СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ

СТРЕМЛЕНИЕ УКРЕПИТЬ СВОЕ

ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТЬ

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Здоровье сберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Основной целью нашего образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровье сберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу. Не навреди!

             

G:\ВСЕ_Папки\На стенды\DSCN3084.JPG

G:\ВСЕ_Папки\На стенды\IMG_20180622_101550.jpg

Позиции авторов некоторых учебных пособий по здоровьесберегающим технологиям  в учебном процессе.

  • Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», М: АПК и ПРО,2002 г.
  • Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии» 1-4 кл. Москва, «Вако», 2004 г.
  • Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии:школьник и компьютер» 1-4 кл. Москва, «Вако», 2004 г.
  • Тихомирова, Л. Ф. Здоровый учитель – здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 71–75.
  •  Тихомирова, Л. Ф. Методические преобразования в школе в рамках осуществления идей здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. – 2003. – № 4. – С. 21–22
  • Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
  • Хрипкова, А. Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьников [Текст] / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 216 с.
  • Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...