Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"
методическая разработка

Салахова Алина Ахатовна

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_lepbuk.doc54 КБ
Файл master_klass_.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! ( слайд 1) 

Обратите внимание, пожалуйста, на слайд.

«Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе».

(слайд с кучей формул, текстов и тд. и задать вопрос уважаемые коллеги, как систематизировать данную информацию? или как запомнить данную информацию?)( слайд2-5) 

        У каждого из нас часто поднимается вопрос, как же запомнить всю важную информацию, как принять ее в свою голову, чтобы активно использовать ее на протяжении своей жизни, своего самообразования, а как мы знаем маленьким детям особенно трудно сразу запомнить весь материал, который учитель дает им на уроке, его нужно систематизировать и обобщить.  Для решения этой казалось бы, сложной проблемы  я хочу представить вам новое средство по созданию проекта -Лэпбук.

Уважаемые коллеги! Позвольте представить Вашему вниманию мастер - класс на тему: «Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе». ( слайд 6)

Почему именно лэпбук? (слайд 7, не читать) С данной технологией я познакомилась, будучи еще студенткой 2 курса Челябинского педагогического колледжа № 1. Для того чтобы систематизировать объемный материал, запомнить сложные термины, дать полную информацию каждому психическому процессу, мы создавали лэпбук.  После проделанной работы, каждому студенту необходимо было представить результат.         - Что же  это за технология? Для проведения мастер класса мне понадобится фокус группа из 8 человек. Прошу занять ваши места.  Предлагаю вам уважаемые коллеги, создать свой лэпбук на тему:    «Что мы едим?» по предмету окружающий мир. Отобрав на уроке нужную информацию мы ее используем в программах внеурочной деятельности «В здоровом теле- здоровый дух»  и «Умелые ручки» для изготовления самого лэпбука. Как на уроке, так и во внеурочное время может проходить защита лэпбука.  

Перед вами на столах лежат материалы для создания лэпбука (СЛАЙДЫ И ПОКАЗ МАТЕРИАЛОВ): заготовка папки, конверт с информационным материалом, а именно:  картинки овощей и фруктов, необходимые названия продуктов, необходимые фразы, которые относятся к тому или иному продукту, загадки, пословицы. Ваша задача распределить и приклеить материал так, как вы считаете нужным, и представить свой лэпбук .Потом мы сравним ваши лэпбуки. (алгоритм работы распечатать на слайд не помещать, так как пойдет твоя информация про лэпбук и познакомить с алгоритмом работы. )Время на выполнения лэпбука составит 10 минут. Приступайте к работе.

Лэпбук (lapbook) – (слайд)в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-либо теме. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. (слайд 8) 

В процессе создания такой папки можно закрепить, систематизировать и обобщить изученный материал, а в дальнейшем она позволит освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук– это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

 Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. ( слайд 9)  Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
        Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках создания лэпбука.

        Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.         Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности:
Работая индивидуально,
( слайд 10) один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.         Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками.
        С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны
, ( слайд 11) каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.
        
( слайд 12) Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.
        Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.
        Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.
( слайд 13) Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. 
        Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
        Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.
        Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная техника обучения подходит для урока систематизации знаний, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.
        Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
        Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома и на внеурочных занятиях. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
        Также от учителя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у учеников будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда ученик знает что-то, чего не знает учитель.  
( слайд 14) В этой ситуации учитель четко должен помнить и объяснять своим ученикам, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Итак, фокус-группа, вы готовы? Мы даем им слово для презентации своей работы…

Уважаемые коллеги, с какой сложностью вы столкнулись при выполнении данной работы, что вам показалось наиболее интересной? Сможете ли вы применять лэпбук на своих уроках?(каждой группе задать вопросы)

Итак, вы видите, что каждый лэпбук уникален, несмотря на одну и ту же информацию.

( слайд 15) Как вы увидели, создание лэпбука решает ряд задач, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Еще лэпбук воспринимается учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Спасибо за внимание. ( слайд 16,17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

= + = + = +

Слайд 6

Тема: « Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе».

Слайд 7

Лэпбук - это В дословном переводе (« лэп » — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.

Слайд 9

Задача педагога: Научить школьника: Ставить перед собой цели и задачи; Находить способы их решения; Находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Слайд 10

Индивидуальная работа над лэпбуком : Учащийся: Занимается поиском, сбором информации; Оформляет свою работу самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.

Слайд 11

Работа в малых группах: Каждый учащийся должен: Понимать свою значимость, Выполнять работу, не думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. У чится выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо

Слайд 13

Лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука , над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Слайд 14

Учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Слайд 15

Создание лэпбука решает ряд задач: Д аёт учащимся знания предмета; Обучает их всесторонне смотреть на проблему; Обучает ставить задачи и решать их; Обучает творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Слайд 16

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Проектная деятельность в начальной школе"

Мастер - класс состоит из практической и теоретической части. Основная цель мастер-класса - показать огромный потенциал проектной деятельности, возможности формирования ключевых компетентностей....

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

«Лэпбук, как средство проектной деятельности в начальной школе».

laquo;На ребёнка надо смотреть как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нём дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания» (К. Н....

Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе

Лэпбук- эффективная технология обучения,которая отвечает современным требованиям организации предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС НОО....