Технология “Портфолио”.
методическая разработка
технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_portfolio.docx | 20.33 КБ |
tehnika_nakopitelnoy_otsenki.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология “Портфолио”
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
- мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);
- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
- развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);
- рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
- обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
- корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Педагогическая идея портфолио предполагает:
- смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку;
- содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения
Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности:
- обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;
- обучающиеся собирает материал;
- в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Обучающиеся должны научиться:
- отбирать и оценивать информацию,
- точно определять цели, которые он хотел бы достичь,
- планировать свою деятельность,
- давать оценки и самооценки,
- отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.
Создание «Портфолио» - долгосрочная программа. Под моим руководством она проходит 4 года.
В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.
В конце учебного года традиционно проходит классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».
Предварительный просмотр:
Техника накопительной оценки «Портфолио»
Портфолио (папки индивидуальных достижений). На каждого ученика 1 класса заводится папка индивидуальных достижений, в которой накапливаются контрольные, творческие и др. работы учащегося за весь период обучения в начальной школе, обобщенная информация об успехах ученика по предметам Базисного учебного плана отражается в Листах индивидуального развития.
Портфолио является средством документирования и создания различных отчетов по процессу образования обучающегося, позволяющим увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать способности ребенка практически применять приобретенные знания и навыки.
Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
– поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
– проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;
– поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
– оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки достижение учащимися предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и прописывает необходимость присутствия в итоговой оценке двух составляющих:
– результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
– результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Эти положения стандарта указывают на необходимость присутствия в составе портфолио материалов (работ, документов, записей и пр.), отражающих две группы результатов:
- промежуточных, представляющих достижения обучающегося при завершении темы, курса и зафиксированных в виде предметных или метапредметных знаний либо навыков, конкретного результата;
- итоговых, представляющих лучшие работы за весь курс начальной школы и демонстрирующих лучшие достижения в области как предметных, так и метапредметных результатов.
При формировании портфолио учащихся начальной школы необходимо обязательно учитывать основные его показатели – комплексность и отражение динамики развития.
Структура и наполнение портфеля достижений должны позволить обучающимся, учителям, родителям и внешним экспертам сделать выводы:
1) о сформированности у обучающегося метапредметных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2) о сформированности у школьника основ умения учиться, наличии способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе ребенка в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и регулятивной.
С точки зрения документирования выделяют три вида портфолио.
Портфолио работ – собрание формальных и творческих работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых ребенком факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Также могут быть представлены творческие, проектные и исследовательские работы, материалы, свидетельствующие о достижениях в спорте и творчестве.
Совокупность работ должна демонстрировать нарастающую успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
– по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные авторские работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
– по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели;
– по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
– по предметам эстетического цикла – фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества;
– по технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, и т. п.;
– по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
Основной проблемой при формировании портфеля работ является поиск оптимального соотношения между количеством и качеством работ. Первое должно обеспечить представительность и информативность портфолио, второе – демонстрацию лучших достижений.
Портфолио документов – собрание официальных (заверенных и оформленных) документов, подтверждающих образовательные достижения ребенка: дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты, свидетельства, удостоверения. Эти материалы в большей степени характеризуют достижения обучающегося в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности (например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, специализированных курсах и др.). Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – возможность соотнести уровень достижений с планируемыми результатами освоения примерной образовательной программы начального общего образования.
Портфолио отзывов включает систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения ребенком предметными знаниями и навыками, универсальными учебными действиями, метапредметными навыками (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.).
Данные материалы могут быть получены от учителей, работников системы дополнительного образования, внешних экспертов и даже одноклассников. Отзыв может также отражать различные формы анализа (и рефлексии) учащимся своей деятельности и ее результатов. Портфолио отзывов может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Главное – он должен демонстрировать отношение обучающегося к различным видам деятельности.
Традиционно портфолио представляет собой реальную папку (портфель, кейс), где собраны все материалы, систематизированные по разделам и отражающие периодичность наполнения.
Поскольку портфолио используется для оценки готовности обучающегося перейти на следующую ступень обучения, каждой организации образования необходимо разработать согласованную и принятую всеми субъектами образования программу взаимодействия разных ступеней обучения в отношении использования портфолио. Речь идет, прежде всего, о согласовании:
– структуры портфолио, что позволит иметь четкие цели при его подготовке и понятную процедуру изучения его материалов;
– критериев оценки разных частей портфеля достижений, что, с одной стороны, позволит дать объективное заключение о готовом портфолио, а с другой, – будет способствовать рефлексии обучающегося на этапе подготовки, развитию у него мотивации к данной деятельности, развитию способностей анализировать и делать выводы.
Суммируя сказанное, можно сделать следующее общее заключение о составе портфолио в начальной школе. Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио целесообразно включать следующие материалы:
1. Выборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов.
2. Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:
– оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;
– результаты специальных испытаний (при необходимости).
– оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;
результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
– выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3. Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и/или на начало изучения отдельных тем (если такая стартовая диагностика проводится в школе).
4. Результаты и материалы тематических проверочных работ (тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы и др.).
5. Материалы итогового контроля (четверть, год): диагностическая контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы и т.д.
6. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет.
Вышеперечисленные разделы портфолио для учащихся начальной школы могут быть структурированы следующими рубриками:
1. Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактная информация и фото ученика (по желанию родителей и ученика)) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником.
2. Основная часть, которая включает в себя:
а) раздел « Мой мир» – помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
б) раздел «Моя учеба» – в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами;
в) раздел «Моя общественная работа» – все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;
г) раздел «Мое творчество» – в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа
(поделка), можно поместить ее фотографию;
д) раздел «Мои впечатления» – помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;
е) раздел «Мои впечатления» – размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;
ж) раздел «Отзывы и пожелания» – размещается положительная оценка педагогом стараний ученика;
з) раздел «Работы, которыми я горжусь» – в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;
и) раздел «Содержание».
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов обучения по отдельным учебным предметам и основных результатов начального образования.
Важными критериями анализа портфолио являются:
- развитость теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия);
- качество знаний (сформированность предметных знаний, умений и навыков);
- умение представлять результаты своей учебной работы: четко и аргументировано излагать свои мысли, выступать по различным вопросам;
- умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации.
В практике работы можно выделить следующие основные направления использования портфолио как элемента оценки достижения планируемых результатов:
- принятие решения об итоговых оценках выпускников по отдельным изучаемым предметам;
- подготовка характеристики выпускника начальной школы;
- принятие решения об аттестации учителя начальных классов.
Целесообразно использовать два вида портфелей индивидуальных достижений: рабочий и оценочный. В первом собираются все продукты учебной деятельности учащегося по данному курсу. Систематически учащийся производит «ревизию» своего рабочего портфеля и отбирает в оценочный портфель обязательные работы и те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают прогресс в обучении, помечая их буквой «У», что значит «отобрано учащимся». Аналогичную процедуру просмотра рабочих материалов осуществляет и учитель. Он может отобрать в дополнение к уже выбранным учащимся работы, свидетельствующие о его успехе, но неявно выраженном для него. Свой выбор учитель обозначает буквой «П», «педагог». Степень совпадения выбора ученика и выбора учителя соответствует уровню адекватности конкретной ученической самооценки.
Отбирая материал для портфолио, педагог основывается на анализе способностей ученика, его интересов. При отборе образцов ученических работ учитель ориентируется на то:
– что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика;
– какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;
– как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его «дневника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе
В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе...
ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»
В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...
Технология "Портфолио" учителя и ученика начальной школы как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность...
Использование технологии «Портфолио» как средство выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
Материал из опыта работы...
Мастер - класс Современная технология «Портфолио»
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования вводится Портфолио. Он является системой, объединяющей возможности накопительной оценки и формирующего оценивания, предмето...
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
Система оценки и учёта учебных и внеучебных достижений обучающихся средствами технологии «Портфолио»
Настоящие рекомендации разработаны в целях создания условий внедрения системы учета учебных и внеучебных достижений учащихся.Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет ...