Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе
статья по технологии (1,2,3,4 класс) на тему
В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Tehnologiya_portfolio.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология Портфолио как механизм реализации личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе»
Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития.
Большинство психологов и педагогов сходятся в признании того факта, что именно в младшем возрасте начинается процесс самоформирования личности за счёт развития структур сознания ребёнка. В мотивационной сфере начинается своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования, возникает потребность в самооценке, как основе формирования самопознания и внутренней позиции личности. Именно в этом возрасте существуют предпосылки для развития и становления самосознания, как одной из базовых функций личности. Её развитие связано с использованием личностных технологий.
Я работаю учителем начальных классов, поэтому одна из главных задач моей деятельности – найти такие технологии обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию личности ребёнка, его рефлексивного мышления, умений осуществлять самоконтроль, самооценку, анализировать свои успехи и неудачи.
В этом мне помогает технология «Портфолио». Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Преимущество её в том, что она направлена на сотрудничество всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. И вместе с тем, это способ совершенствования учебно-воспитательной работы.
Реализация данной технологии в практике работы позволяет мне:
- осуществлять непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году;
- мотивировать детей, родителей, педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов;
- раскрывать весь спектр выполняемых работ;
- фиксировать изменения и рост за определенный период времени.
Представляю вашему вниманию несколько видов портфолио:
1. Портфолио ученика – это своеобразный маршрут развития ребёнка.
Структура портфолио состоит из следующих разделов:
а) Портрет, который раскрывает личность.
Это фотографии, характеризующие любимые занятия, интересы.
б) Коллектор – это своего рода копилка материалов и информации.
в) Рабочие материалы – это копилка значимых дел, в которых ученик принимал участие.
Здесь содержатся тексты сообщений, творческие работы, отзывы, таблицы.
г) Достижения.
В этом разделе демонстрируется прогресс в развитии ребёнка (имеется личностном). Это грамоты, благодарности, наиболее успешно выполненные задания, отзывы родителей, учителей об успехах ребёнка в том или ином виде деятельности.
При создании портфолио большой вклад внесли родители, поэтому оно отличается богатым содержанием, логичностью, ярким красочным оформлением.
На примере Портфолио ученика можно сделать вывод о том, что данная технология позволяет совершенствовать гуманные отношения между детьми и родителями, тесное сотрудничество между педагогами и родителями.
2.Портфолио класса – это своеобразный маршрут становления и развития детского коллектива.
В нём отражена жизнедеятельность классного коллектива, наши общие успехи и достижения.
Портфолио класса представлено следующими разделами:
а) «Давайте познакомимся»
б) « Наши значимые дела».
в) «Наши достижения».
Приложением к этому портфолио идёт Портфолио творческих работ учащихся, в котором представлены самые лучшие работы детей. Это своего рода копилка творческих работ (исследовательские проекты, сочинения, стихи, поделки, сообщения, отзывы и т.д.).
Такой вид портфолио стимулирует творческую активность учащихся, демонстрирует их успех в различных видах деятельности. Продолжением этого портфолио является «Лист наших достижений», который находится в классном уголке. В нём отслеживаются индивидуальные успехи ребёнка по следующим показателям:
а) Учёба – наш главный труд
б) Культура общения
в) Культура поведения
г) Участие в делах класса и школы
д) Чтение – лучшее учение
Еженедельно ребята подводят итоги, анализируя свои удачи и неудачи. По результатам четверти фотографии лучших учеников вывешиваются на пьедестал почёта.
3. Портфолио педагога – это инструмент анализа, самооценки, рефлексии собственной педагогической деятельности.
При формировании личного портфолио учитывала следующие принципы:
1. Самооценка собственной деятельности.
2. Систематичность и регулярность.
3. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления результатов.
5. Целостность, тематическая завершённость представленных материалов.
Личное портфолио представлено следующими разделами:
а) Моя визитная карточка.
б) Документы, удостоверяющие образование, прохождение курсовой подготовки.
в) Награды
г) Аналитические материалы (анализ деятельности за межаттестационный период)
д) Участие в семинарах, конференциях, педсоветах
е) Самообразование
ё) Газетные публикации
ж) Информационная карта педагога
Приложением к портфолио идёт сборник авторских разработок. Это своего рода коллекция моих творческих работ.
Использование данной технологии позволяет видеть положительные и отрицательные моменты своей деятельности, осуществлять анализ, коррекцию, прогнозирование учебно-воспитательного процесса, видеть свой профессиональный рост, мотивирует к дальнейшему самосовершенству.
Учитель начальных классов МОУ ООШ №7 г. Камышлова
Новикова И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.
Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....
Реализация личностно-ориентированного подхода через УМК «Планета знаний»
Личностно-ориентированное образование – это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный ма...
Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"
Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей....
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Статья даёт возможность понять, что реализация личностно-ориентированного подхода в воспитании детей с задержкой психического развития возможна....
"Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике младших школьников"
Современный этап педагогической практики -это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностых качеств ребёнка. Цель данной...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»
В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...
«Механизмы реализации личностно – ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе».
Идея личностно-ориентированного образования очень актуальна сегодня. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического,...