Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе
статья по технологии (1,2,3,4 класс) на тему

В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tehnologiya_portfolio.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология Портфолио как механизм реализации личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе»

        Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития.

        Большинство психологов и педагогов сходятся в признании того факта, что именно в младшем возрасте начинается процесс самоформирования личности за счёт развития структур сознания ребёнка. В мотивационной сфере начинается своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования, возникает потребность в самооценке, как основе формирования самопознания и внутренней позиции личности. Именно в этом возрасте существуют предпосылки для развития и становления самосознания, как одной  из базовых функций личности. Её развитие связано  с использованием личностных технологий.

        Я работаю учителем начальных классов, поэтому одна из главных задач моей деятельности – найти такие технологии обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию личности ребёнка, его рефлексивного мышления, умений осуществлять самоконтроль, самооценку, анализировать свои успехи и неудачи.

        В этом мне помогает технология «Портфолио». Основной смысл портфолио – показать всё,  на что ты способен. Преимущество её  в том, что она направлена на сотрудничество всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. И вместе с тем, это способ совершенствования учебно-воспитательной работы.

       Реализация данной технологии в практике работы позволяет мне:

- осуществлять непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году;

- мотивировать детей, родителей, педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов;

- раскрывать весь спектр выполняемых работ;

- фиксировать изменения и рост за определенный период времени.

        Представляю вашему вниманию несколько видов портфолио:

        1. Портфолио ученика – это своеобразный маршрут развития ребёнка.

        Структура  портфолио состоит из следующих разделов:

        а) Портрет, который раскрывает личность.

        Это фотографии, характеризующие любимые занятия, интересы.

        б) Коллектор – это своего рода копилка материалов и информации.

        в) Рабочие материалы – это копилка значимых дел, в которых ученик принимал участие.

        Здесь содержатся тексты сообщений, творческие работы, отзывы, таблицы.

        г) Достижения.

        В этом разделе демонстрируется прогресс в развитии ребёнка (имеется личностном). Это грамоты, благодарности, наиболее успешно выполненные задания, отзывы родителей, учителей об успехах ребёнка в том или ином виде деятельности.

           При создании  портфолио большой вклад внесли родители, поэтому оно отличается богатым содержанием, логичностью, ярким красочным оформлением.

           На примере Портфолио ученика можно сделать вывод о том, что данная технология позволяет совершенствовать гуманные отношения между детьми и родителями, тесное сотрудничество между педагогами и родителями.

          2.Портфолио класса – это своеобразный маршрут становления и развития детского коллектива.

         В нём отражена жизнедеятельность классного коллектива, наши общие успехи и достижения.

         Портфолио класса представлено следующими разделами:

         а) «Давайте познакомимся»

         б) « Наши значимые дела».

          в) «Наши достижения».

         Приложением к этому портфолио идёт Портфолио творческих  работ учащихся, в котором представлены самые лучшие работы детей. Это своего рода копилка творческих работ (исследовательские проекты, сочинения, стихи, поделки, сообщения, отзывы и т.д.).

        Такой вид портфолио стимулирует творческую активность учащихся, демонстрирует их успех в различных видах деятельности. Продолжением  этого портфолио является «Лист наших достижений», который находится в классном уголке. В нём  отслеживаются индивидуальные успехи ребёнка по следующим показателям:

       а) Учёба – наш главный труд

       б) Культура общения

       в) Культура поведения

       г) Участие в делах класса и школы

       д) Чтение – лучшее учение

        Еженедельно ребята подводят итоги, анализируя свои удачи и неудачи. По результатам четверти фотографии лучших учеников вывешиваются на пьедестал почёта.

        3. Портфолио педагога – это инструмент анализа, самооценки, рефлексии собственной педагогической деятельности.

        При формировании личного портфолио  учитывала следующие принципы:

         1. Самооценка собственной деятельности.

         2. Систематичность и регулярность.

         3. Структуризация материалов,  логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

         4. Аккуратность и эстетичность оформления результатов.

         5. Целостность, тематическая завершённость представленных материалов.

         Личное портфолио представлено следующими разделами:

         а) Моя визитная карточка.

         б) Документы, удостоверяющие образование, прохождение курсовой подготовки.

         в) Награды

         г) Аналитические материалы (анализ деятельности за межаттестационный период)

         д) Участие в семинарах, конференциях, педсоветах

         е) Самообразование

         ё) Газетные публикации

         ж) Информационная карта педагога

    Приложением к портфолио идёт сборник авторских разработок. Это своего рода коллекция моих творческих работ.

         Использование данной технологии позволяет   видеть положительные и отрицательные  моменты своей деятельности, осуществлять анализ, коррекцию, прогнозирование учебно-воспитательного процесса, видеть свой профессиональный рост, мотивирует к дальнейшему  самосовершенству.

                                               Учитель начальных классов МОУ ООШ  №7 г. Камышлова

                                                                                           Новикова И.В.

                       

         

       

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.

Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....

Реализация личностно-ориентированного подхода через УМК «Планета знаний»

Личностно-ориентированное образование – это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный ма...

Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"

Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей....

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Статья даёт возможность понять, что реализация личностно-ориентированного подхода в воспитании детей с задержкой психического развития возможна....

"Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике младших школьников"

Современный этап педагогической практики -это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностых качеств ребёнка. Цель данной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...

«Механизмы реализации личностно – ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе».

Идея личностно-ориентированного образования очень актуальна сегодня. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического,...