Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе
методическая разработка

технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе

        Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс "в зону ближайшего развития" (Л. Выготский, Л. Занков). Этим и обладает проблемное обучение

       Проблемное обучение это особая структура познавательной деятельности школьников по овладению системой научных знаний и способами учебной работы. Учебные действия учащихся в ходе проблемного обучения носят поисковый характер. Проблемное обучение формирует у школьников нестандартное мышление, способствует формированию познавательного интереса. Развивая познавательную самостоятельность и активность учащихся, данный вид обучения формирует эмоционально-ценностное отношение к действительности, опыт творческой деятельности.

Одним из основных понятий, ядром проблемного обучения является проблемная ситуация.  A.M.Матюшкин характеризует её как «особый  вид  умственного взаимодействия объекта  и  субъекта,  характеризующийся  таким  психическим состоянием  субъекта  (учащегося)  при   решении  им  задач,   который требует  обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний  или способов деятельности» . Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. В ходе познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации основной акцент делается на повышение активности самого субъекта усвоения знаний. Полная включенность субъекта в проблемную ситуацию означает такое психологическое состояние, при котором учебная проблема и проблемная задача рассматриваются как внутренняя, как необходимая потребность её решить . Таким образом, в основе проблемной ситуации  - конфликт между наличием потребности в решении проблемы и отсутствием средств, способных её разрешить. Несмотря на то, что и в педагогике,  и  в психологии различают два вида проблемных ситуаций педагогическую и психологическую, мы считаем, что проблемная ситуация понятие больше психологическое, чем педагогическое, так как создание её сугубо индивидуально.

        В целом, постановка проблемной ситуации -- сложный и трудоёмкий процесс, имеющий свои закономерности, знание которых может обеспечить успешную организацию проблемного обучения (М.И. Махмутов).

Процесс постановки проблемной ситуации можно определить как результат противоречия между теоретическим знанием и новыми фактами (явлениями, действиями и т.д.), которые не могут быть объяснены на основе этого старого знания.

        Процесс создания проблемной ситуации происходит в несколько этапов:

1) анализ проблемной ситуации,

2) осознание сущности затруднения,

3) словесная формулировка затруднения.

        Отсюда следует вывод, что проблемное учение это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных  ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности гипотез и решений.

        Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

1.Учитель сам ставит и решает проблему.

2. Учитель привлекает учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения.

3. Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя.

4. Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). На этом основании мы делаем вывод о целесообразности и правомерности использования разноуровневой дифференциации в процессе поиска выхода из проблемных ситуаций на этапе ознакомления с новым материалом.

        Самостоятельное усвоение новых знаний в процессах создания и поиска выхода

из проблемных ситуаций является важным условием развития системы научных

 знаний о мире.

         Эффективным средством выступает сочетание различных видов и форм самостоятельных работ. В ходе их выполнения создаются проблемные ситуации, максимально стимулирующие активность и самостоятельность учащихся начальных классов. При этом деятельность школьников представляет собой процесс самостоятельного «открытия» сущности изучаемых предметов, всеобщей связи явлений окружающего мира. Опыт показывает, что для создания проблемных ситуаций на этапе изучения нового материала используют как проблемные задачи, так и учебные проблемы. Их решение и выполнение предполагает поисковую деятельность учащихся, способствует развитию познавательной активности, формирует навыки самостоятельной работы с литературой. Особенно важно при постановке практического или теоретического проблемного задания на этапе ознакомления с новым материалом учитывать учебные возможности учащихся, уровень их знаний  и субъективного опыта. В целом, использование проблемных ситуаций на всех этапах урока  позволяет развивать представление о содержании учебной дисциплины не как о наборе готовых истин, а как о диалектической единстве исторически развивающихся объектов и явлений, отражающих эволюцию научной картины мира.

В процессе начального обучения проблемные ситуации следует применять не при каждом случае .

Случаи целесообразности их применения: 1. Содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.

 2. ученики подготовлены к проблемному изучению новой темы.

 3. Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления, на формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.

4. У учителя есть время для проблемного изучения новой темы.

 5. Учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения. В этой связи возникает вполне естественный вопрос: всё ли обучение должно быть проблемным? Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего нового учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение новых знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником.

Вывод. Таким образом, проблемные ситуации , являясь неотъемлемым компонентом образовательно-воспитательного процесса в начальной школе, выступают важнейшим средством становления познавательной самостоятельности младших школьников. 

Обобщение передового педагогического опыта в развитии  познавательной самостоятельности у младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций.

Дидактически и методически обоснованные способы создания проблемных ситуаций .

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

1. Учащийся не знает способа решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. 2. Столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия для того, чтобы учащиеся столкнулись с фактом недостаточности своих прежних знаний. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

3. Имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. 4. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

5. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении 'учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве,- в ходе наблюдений за природой и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

 6. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, учебном кабинете, а также на уроках по гуманитарным предметам.

7. Побуждение учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

8. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

9. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

10. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

Одним из способов создания проблемной ситуации является психолого-дидактическое условие, заключенное в гипотезу нашего исследования, согласно которой созданию проблемной ситуации предшествует работа по актуализации и систематизации ранее усвоенных знаний и их применению в изменённых условиях. Эти и другие способы выбираются учителем на основе знания им условий возникновения различных типов проблемных ситуаций, которые и составляют противоречие процесса учения. Формой реализации того или иного способа являются такие дидактические приёмы как постановка проблемного вопроса, задания, проблемной задачи, демонстрация опыта, применение технических средств обучения и наглядности.

Учитель,   овладев   в   совершенстве   вышеназванными   способами   создания проблемных  ситуаций,  может  использовать сугубо дидактические способы организации процесса проблемного обучения, в частности, эвристический и исследовательский методы изложения нового материала .

2.2..Пути развития познавательной самостоятельности младших школьников в процессе создания проблемной ситуации.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

  • Как тема урока.
  • Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

  • Актуализация знаний.
  • Постановка проблемы.
  • «Открытие» детьми нового знания.

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

  • Создание проблемной ситуации
  • Подводящий диалог
  • Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

Первый путь создания проблемной ситуации.

Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Третий путь постановки учебной проблемы

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать развитию познавательной самостоятельности.

Решение учебной проблемы есть результат преодоления противоречий учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные. Решение учащимися проблемы, пишет польский дидакт В. Оконь, имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

Заключение

В связи с необходимостью развития познавательной самостоятельности у младших школьников и проблемой реализации дидактического принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении мы выделили проблему, заключающуюся в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования рассматриваемого качества личности в процессе создания проблемных ситуаций на всех этапах урока.

На наш взгляд, успех развития познавательной самостоятельности в процессе проблемного изучения  материала может быть достигнут только при условии подготовки учащихся к усвоению новых знаний проблемным способом. Таким образом, в результате теоретического анализа, изучения, обобщения положительного педагогического опыта и использования других методов исследования мы доказали правильность выдвинутой нами гипотезы исследования. Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций наиболее эффективно при условии актуализации, систематизации и применения ранее усвоенных знаний в изменённых условиях.

Материалы нашего исследования подтверждают необходимость повышения эффективности учебного процесса в начальной школе путём внедрения проблемного обучения. Результаты проведённой работы открывают новые возможности для дальнейшего совершенствования методики развития познавательной самостоятельности у младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на всех этапах урока.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

2. Гребенникова Н.Л. Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала по математике // Начальная школа. - № 10. - 1987. - С. 40 - 42.

3.Ильина Т.А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. - 1976. - № 2. - С. 40 - 48.

4.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.     М.: Знание, 1985.-80 с.

5.Исследование   процесса   формирования   познавательной   самостоятельности школьников в обучении. - Казань, 1967. - 100 с.

6. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-302 с.

7.  Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.

8. Матюшкин  A.M.  Проблемные ситуации в мышлении  и  обучении.      М.: Педагогика, 1972. - 186 с.

9.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. — 240 с.

10. Ошорова   Н.Б.,   Ошорова   Г.С.   Образовательные   технологии   в   развитии познавательной самостоятельности учащихся: Учебно-методическое издание. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - 42 с,

И.Саранцев   Г.И.   Познавательная   самостоятельность   будущего   учителя   // 11едагогика. - 1995. - № 4. - С. 63 - 66.

12.Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии   //   Проблемное обучение. - М.: Народное образование, 1998. - С. 60 - 65.

13.Щукина   Г.И.   Педагогические   проблемы   формирования   познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 205 с.

14.Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963.

Приложение 1.

Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока.

Учителю рекомендуется продумать:

  1. Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.
  2. Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.
  3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
  4. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.
  5. Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса на основе инновационных технологий

В докладе объясняется смысл"инновации", показано использование инновационных технологий в начальной школе,  типы уроков...

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных п...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Использование проблемно-диалогической технологии обучения в учебном процессе. Презентация.

Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда (Древняя мудрость)...

Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы

В СКОУ приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нар...