Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам
проект (1 класс)

Лапшина Татьяна Юрьевна

Проектная работа "Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам" с тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okazanie_psihologo-pedagogicheskoy_pomoshchi.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Оказание психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста

Актуальность проекта: Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции в младшем школьном возрасте  выступает игровая деятельность, специально организуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Цель проекта:  оказание психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста по преодолению агрессивных тенденций поведении.  

 Задачи:

- осуществить  комплексный подход к профилактике и коррекции    агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;

 - оказать помощь в решении проблем  агрессивного ребенка;

 -  снизить уровень агрессивности детей;

 - создать  благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессией;

 - оказать помощь родителям и педагогам в работе  с агрессивными  детьми.

Концептуальные основы проекта:

1.Педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания.

2.Принцип личностной направленности – учёт индивидуальных склонностей и интересов, своеобразие характеров, упор на личностное достоинство ребенка, опора на положительные качества.

3.Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

4.Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

5.Учёт возрастных и индивидуально-личностных особенностей младших школьников.

6.Принцип единства образования, организация досуга и индивидуальной помощи и поддержки детей агрессивного поведения.

Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, интраверсией и экстраверсией и пр. Особенности темперамента ребенка могут приводить к формированию способов поведения, которые воспринимаются как агрессивные. Например: дети с холерическим типом темперамента очень активны, разговорчивы, не всегда способны адекватно воспринимать окружающих, им свойственно перебивать, отвлекаться, сложно сидеть на одном месте, что порой создает впечатление неуважения к окружающим. Агрессия часто возникает, когда у ребенка нет «знания» того, как можно реагировать в трудных ситуациях, нет опыта успешного преодоления конфликтных ситуаций. Иногда агрессия оказывается защитной реакцией на происходящее. Если человек воспринимает ситуацию как опасную, то агрессия носит «защитный» характер.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются: детские шалости и игры, споры, драки и конфликты. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

По мнению А. С. Завражина существует несколько форм проявления агрессии:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во - вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр. И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

А.Вилкинз считает, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг. Нельзя не согласиться с автором. На самом деле в последнее время по телевидению можно встретить и убийства, и насилие и пропаганду курения и алкоголя, не говоря уже об «японизированных» мультфильмах, пропагандирующих самоубийства.

Дети особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе - другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Такое "волчье" мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все большее противостояние и некую изолированность от остального мира.

Можно выделить 3 основных фактора становления агрессивных форм поведения.

  1. Семья как фактор агрессивного поведения. Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в семье ребёнок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения. Этому способствуют: характер семейных взаимоотношений, постоянные ссоры, скандалы, драки, между родителями. Во- вторых, это стиль семейного руководства: частые и неоправданно жестокие наказания, отсутствие контроля и присмотра за детьми.
  2. Следующим значимым фактором становления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками: агрессивное поведение связано с положением ребёнка в кругу своих сверстников, отвержение ребёнка другими детьми, низкий социальный статус в группе сверстников так же провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.
  3. Третьим фактором усвоения ребёнком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, прежде всего кино и телевидение. Я же предлагаю сюда отнести и распространенные компьюерные игры- убивалки.

Агрессивное поведение может появиться и закрепиться как черта характера на фоне данных изменений.

Существуют факторы, которые влияют на становление агрессивного поведения детей-дошкольников.

Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его подкрепление; агрессивности дети обучаются также при общении со сверстниками; став жертвами насилия; на символических примерах, получаемых из СМИ.

Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии – это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне её.

  1. Констатирующий этап.

Цель: выявление агрессивных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.

 Методы:   - наблюдение;

                   - беседа, анкетирование родителей и педагогов;

                   - проективные методики.

  1. Формирующий этап.

Цель: реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.    Направления работы формирующего этапа:

 - консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;

 - обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;

- обучение ребёнка техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;

- снижение уровня личностной тревожности;

- формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

 - развитие позитивной самооценки;

- обучение ребёнка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также выражению  негативной ситуации в целом.

В качестве основных методов и приёмов используются: имитационные игры; социально-поведенческий тренинг; психогимнастика; чтение (слушание аудиокниг) и обсуждение художественных произведений; просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; дискуссия; диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме; обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

  1. Контрольный этап.

Цель: определение эффективности проведённых мероприятий.

Критериями эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми служат:

- сокращение (или исчезновение) в поведении детей агрессивных тенденций, появление доброжелательности;

- преобладание положительных эмоций;

- способность сдерживать нежелательные эмоции или приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);

- изменение характера детских рисунков.

Критериями эффективности проводимых мероприятий с родителями и педагогами служат:

- знания педагогов и родителей индивидуально-психологических особенностей агрессивного ребёнка;

- отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

 - включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.

Методические материалы по реализации проекта.

 Ожидаемые результаты проекта.

Дети: нормализация эмоционального состояния; повышение уверенности в себе, развитие эмпатии;  успешная социализация, позитивное отношение к другим людям; избавление или сведение к минимуму вербальной и невербальной агрессии.

Родители: повышение информированности об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка;

выработка единых требований и правил воспитания в семье; отказ от наказаний как основного метода воспитания; приобретение навыков "ненасильственного общения - "активное слушание", исключение угроз и приказов и т.д.

Педагоги: распознавание собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивным ребёнком; приобретение навыков "ненасильственного общения" - исключение оценочности в общении.

Цикл коррекционно-развивающих занятий «Если добрый ты…»

по оказанию психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.

Цикл включает 21 занятие, в процессе которых классный руководитель, социальный педагог  и педагог-психолог должны решать ряд важных задач:

- раскрывать сущность полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;

- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

- развивать умение видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

- развивать эмоциональную произвольность;

- формировать конструктивные способы управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от  злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)

В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, разработки таких отечественных и зарубежных авторов, как: М.И.Чистякова, С.И.Семенака, Т.П.Смирнова, К.Фопель.

В качестве основных методов и приёмов используются:

- имитационные игры;

- социально-поведенческий тренинг;

- психогимнастика;

- чтение (слушание аудиокниг) и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

- дискуссия;

- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

-  выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Продолжительность занятий – по 30 минут два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев.

Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. Для самовыражения ребёнка каждое занятие предусматривает использование рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приёмов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру. «кляксография» и др. Каждое занятие заканчивается слушанием приятной музыки, исполнением весёлых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

 Тематика и содержание занятий расширяются и дополняются в зависимости от проблем конкретных детей.

 Тематическое планирование занятий

№ занятия

тема

Дата

Цель занятия

Содержание

(Игры и упражнения)

Ответствен-

ные

1. Мы начинаем!

попытаться раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; развивать умение дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике

- «Музыкальное настроение»

- «Знакомство со сказочными персонажами, игровая ситуация»

- «Беседа о добрых и злых людях»

(фрагмент м/ф «Приключения кота Леопольда»)

- «Тренинг эмоций»

- Рисование на тему «Добрый и злой»

- «Поём все вместе!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

2. Наше настроение

познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; развивать умение понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей

«Выставка картин»

- «Оценка настроению»

- «Волшебный мешочек»

- «Расскажи о своём настроении»

- Слушание рассказа «Потерялась…», беседа с детьми

- «Жмурки»

- «Рисую своё настроение»

- «Поём все вместе!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

3.Хорошо ли быть злым?

продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» - «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости

- Беседа «Почему иногда бывает плохое настроение, и как его исправить?» (с предварительным рисованием разных эмоциональных состояний близких людей)

-Игра «Цветик-семицветик»

- Этюды «Гневная гиена», «Разъярённая медведица», анализ этюдов

- «Придумывание историй»

- Слушание сказки «Заяц, петух и лиса», беседа с детьми

- Игра «Кляксы»

- «Поём все вместе!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

4. Учимся справляться с гневом

продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими

- «Выставка картин» (из клякс)

- «Тренинг эмоций»

- Игра «Жужа», анализ игры

- «Способы выпустить из себя злого дракона»

- Упражнение-тренинг «Злюка», анализ

- Рисую «Злость»

-  «Поём все вместе!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

5. Что делать, если ты злишься?

продолжать знакомство детей сл способами снятия напряжения; учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций)

- «Выставка картин «Злость», анализ

- «Способы выпустить из себя злого дракона»

- Чтение отрывков из книги Э.Кейри «Я злюсь» (чтение активное: дети по ходу чтения отвечают на вопросы, додумывают ситуации и знакомятся с новыми способами саморегуляции своего эмоционального состояния: замесить тесто «понарощку», высказать свои чувства, попросить помощи, «смыть» дурные чувства)

- игра-драматизация «Всё сломал…»

- «Дорисуй!»

-«Поём и танцуем!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

6. Настроение Бабы-Яги

продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (весёлый-грустный), учить дифференцировать поступки персонажей и давать им моральную оценку

- Просмотр фрагмента м/ф «Ивашка из дворца пионеров», обсуждение

- «Тренинг эмоций»

- Упражнение «Угадай настроение Бабы-Яги»

- «Рисую Бабу-Ягу в определённом настроении», анализ

-«Слушаем и подпеваем!» (например, частушки Бабок-Ёжек из м/ф)

Классный руководитель социальный педагог  психолог

7. Поговорим о доброте

обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я»

- «Угадай настроение по рисунку»

- Упражнение «Помоги волшебнику»

- Упражнение «Выручи из беды»

- Чтение (слушание) рассказа Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони», анализ

- Упражнение рисуем музыку (лучше выбрать спокойную, мягкую композицию)

Классный руководитель социальный педагог  психолог

8. Ссора

развивать умение  анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность; знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, способствовать их усвоению, использованию в поведении

- Слушание стихотворения «Поссорились», анализ

- «Тренинг эмоций»

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

- «Проблемная ситуация» (усвоение правил поведения в сложных ситуациях)

- «Рисование на тему»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

9. Как справиться с упрямством

учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций

- Слушание узбекской народной сказки «Упрямые козы», анализ

- «Тренинг эмоций»

- Игра «Сказка наоборот»

- Игра «Два барана»

- Слушание и анализ истории «Два капитана»

- Правила доброжелательного поведения «Будь внимателен к другому»

- «Смешной рисунок»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

10.Чувства одинокого человека

развивать умение анализировать своё эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей

- «Два дерева «Радость» и «Печаль» (цветопись настроения)

- «Будь внимателен к другому»

- Игра «Тень»

- Игра «Закончи предложение»

- «Тренинг эмоций»

- «Поём все вместе!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

11. Знакомство с понятием «Физическая и эмоциональная боль»

познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; развивать умения управлять эмоциями, сопровождающими боль

- Слушание стихотворения «Лягушонок прыгал по дорожке», анализ

- «Тренинг эмоций»

- Беседа «Боль физическая, боль душевная»

- Слушание текста «Мальчики во дворе», анализ

- «Тренинг эмоций»

- Рисование на тему «Медвежонок выздоровел»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

12. Учимся понимать чувства других людей

закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль», учить детей понимать чувства, переживаемые другими, стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты, формировать навыки социального поведения

- «Тетрадь моих достижений»

- Игры-драматизации, анализ

- Упражнение «Негаданная радость»

- Рисование на тему «Волшебные цветы» («роза», «лилия», «репей», «резеда», рисование под музыку)

Классный руководитель социальный педагог  психолог

13. Учимся доброжелательности

развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку

- Просмотр мультфильма «Варежка», анализ

- Чтение стихотворения «Утешение», анализ

- Чтение рассказа «Самое страшное», тренинг эмоций

- «Сочиним истории-продолжения»

- Рисование на тему «Мой верный друг – собака» (рисование под музыку)

Классный руководитель социальный педагог  психолог

14. Животные – наши друзья

развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, формирование и осознание желания обрести в животном друга

- Представление детям «Кошки Марыси» (фото котят, игрушка кошки, возможен и живой котёнок)

- Игра «Мышь и мышеловка»

- Слушание стихотворения И.Токмаковой «Ничья кошка», придумываем с детьми конец истории

- Слушание стихотворения Е.Благининой «Котёнок», беседа

- Игры-драматизации (по стихотворению «Котёнок»)

 - Рисование на тему «Мой котёнок»

- Хоровод «Рыжий кот Мурлыка»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

15. Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации

развивать умение анализировать конфликтные ситуации, развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки, развивать умение снимать эмоциональное напряжение

- Слушание песенки старухи Шапокляк «Кто людям помогает…», беседа

- «Тренинг эмоций»

- анализ конфликтных ситуаций «Как бы ты поступил?»

- Слушание рассказа Ю.Ермолаева «Лучший друг», анализ

- Игра «Угадай настроение»

- Рисование на тему «Моё настроение»

- «Поём все вместе!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

16. Учимся управлять своими эмо-циями в конфликтных ситуациях

развивать умения управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, знакомить с конструктивными способами разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики

- Слушание рассказа «Антошкина история», дискуссия с детьми

- Слушание рассказа В.Осеевой «Отомстила», анализ

- Поведенческий тренинг

- Игра «Падающая башня»

- Рисование «Дерево радости»

- «Поём все вместе!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

17. Добрые и злые поступки

продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения, формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни

- Слушание стихотворения Р.Сефа «Доброта», дискуссия

- Рассматривание и анализ иллюстраций с проблемным содержанием

- «Тренинг эмоций»

- Упражнение «Добрый – злой»

- Игра «По кочкам»

- «Дорисуй картинку»

- Упражнение «Танец»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

18. Позиция «ненасилия»

развивать у детей умения анализировать собственное поведение и поступки других, формировать позицию ненасилия, развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение, путём рисуночной терапии

- Просмотр м/ф «Ну, погоди!», беседа

- «Тренинг эмоций»

- Сочинение новой версии очередной серии м/ф «Ну, погоди!»

- Поведенческий тренинг

- Анализ собственных поступков

- Игра «Хорошо – плохо»

- Рисование «Графическая музыка»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

19. Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых

закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, развивать эмоциональную произвольность, эмпатию, формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я»

Игра-драматизация «Антошка разбил вазу, анализ

- Игра-драматизация с разными сценариями «Разрисовал мелками стену…», анализ

- Слушание рассказа В.Осеевой «Кто наказал его?», беседа, поиск выхода

- «Тренинг эмоций»

- Рисование на тему «Какой я?» (рисование сопровождается звучанием спокойной музыки)

Классный руководитель социальный педагог  психолог

20. Дружба - неприязнь

учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека, закреплять знания правил доброжелательного поведения, развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали  в книжках

- Просмотр м/ф «Трям, здравствуйте!», беседа

- «Тренинг эмоций»

- Поведенческий тренинг №1 «Как помочь Плаксе?»

- Поведенческий тренинг №2 «Как помочь Злюке?»

- «Дорисуй личико!» («Плакса», «Злюка», «Резвушка»)

- «Поём все вместе!»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

21. Наши мечты

продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях, учить сознательно управлять своими эмоциями, формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки

- Слушание русской народной  сказки «Лиса и Заяц», обсуждение

- Моделирование детьми сцены примирения Зайца и Лисы

- Просмотр м/ф «Осенние кораблики», беседа

- Игра «Цветик-семицветик»

- Рисование на тему «Моя мечта»

Классный руководитель социальный педагог  психолог

Материал для консультаций или бесед с родителями и педагогами

Тема: « О действенных дисциплинарных методах»

Тема: «Как помочь агрессивному ребенку»

     Тема «Как играть с агрессивными детьми»

     Тема: «Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?»

Литература:

  1. Рабочая  тетрадь «Все  цвета, кроме  чёрного. Учусь общаться» и  учебно-методическое пособие для начальной школы.

М.М.Безруких, А.Г.Макеева. Т.А.Филимонова.  Москва, Изд.центр «Вентана-Граф» 2010г.

  1. «Курс  комплексного  развития младшего школьника» В.Н.Карандашёв, А.С.Лисянская, Т.А.Крылова

Волгоград , Изд. «Учитель» 2011г.

  1. «От игры к самовоспитанию»  Е.М.Гельфан.  Москва . Изд. «Просвещение» 1964 г.
  2. «Как  управлять собой» Книга для учащихся . Р.И.Водейко,Г.Е.Мазо.

Петрозаводск. Изд. «Карелия» 1990 г.

  1. «Психология для малышей  или Сказка о самой «душевной» науке» И.В.Вачков. Москва. Изд. «Педагогика- Пресс» 1996г.
  2. «Духовно- нравственная культура» Рабочая тетрадь и  учебно-методическое пособие для начальной школы. О.О.Осадчая.СПб. 2014г.
  3. «Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей» Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова. СПб. Изд. «Стройлеспечать» 1993г.
  4. «Как развить навыки общения у ребёнка».Д.И.Бойков, С.В.Бойкова. СПб. ЛОИУУ. 1995г.
  5. «Практическая психология  или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье» В.И.Гарбузов. СПб. АО «Сфера».1994 г.
  6. «Игры – обучение, тренинг, досуг» в 7 кн. Под ред. В.В.Петрусинского. Москва.  Изд. «Новая школа» 1994 г.
  7. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов» Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. Ярославль. Изд. «Академия развития».1996 г.
  8. «Игровая терапия: искусство отношений.» Г.Л.Лендрет.Москва. Международная педагогическая академия. 1994 г.

 Авторы проекта: Фёдорова  Юлия Ивановна , Лапшина Татьяна Юрьевна            школа №390


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС

Статья из сборника  « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема учебной мотивации и адаптации школьников 1–4 классов. Исследована динамика уровня учебной мотивации в МБОУ «СОШ № 2» г.Олекмиснка Республика Саха (Якутия)...

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй. «Педагогика должна стать наукой для всех: и дляучителей, и для родителей»В.А. Сухо...

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников

Психолого-педагогические особенности развития младших школьниковМладший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и с...

Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника

В данном документе представлены диагностики личности младшего школьника...