Методика использования технологии индивидуализации обучения для обучающихся с ЗПР
методическая разработка

Татаренко Елена Павловна

Необходимо  создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого обучающегося  при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, который и представлен в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_individualizatsii.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика  использования технологии индивидуализации обучения для учащихся с ЗПР.

« Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников,

обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций»

      Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части обучающихся, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей обучающихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Поэтому необходимо нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого обучающегося  при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.


       Понятия "индивидуализация " и "дифференциация" обучения.

     Общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:

1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения детей; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренняя дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.

2. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.

3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей обучающихся.

4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

5. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

- быть единой для всех групп обучающихся;

-показывать динамику перехода обучающегося из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост обучающегося и учитывать его;

- наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами обучающихся;

-представлять возможность выбрать систему работы  с каждой из групп обучающихся.

                            Критерии дифференциации обучающихся


     
Совершенно очевидно, что самые трудные вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.

       Для организации дифференцированной работы нужно провести наблюдение за обучающимися   по следующим параметрам:
· внимание
· произвольность
· работоспособность
· логическое мышление
· способность к самоконтролю
· познавательная мотивация
· речевое развитие
·уровень развития процесса словообразования

· развитие мелкой моторики

На основании результатов  выявляется  уровень развития обучающихся, определяются методы и средства обучения.

Технология организации дифференцированной работы обучающихся на уроке


    Следующим этапом является разработка стратегии взаимодействия с обучающимися разного уровня. На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа обучающихся, должны быть реализованы следующие задачи:            
1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки обучающихся, содействовать реализации учебной программе по русскому языку, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого обучающегося в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей);
2. Развивать логическое мышление, процесс словообразования, обогащать словарный запас, при опоре на зону ближайшего развития.
3. Формировать учебно - познавательную мотивацию.
4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.
В соответствии с этими задачами была разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности обучающихся.

  На протяжении всего обучения ведется работа с детьми не только с целью дать им основной материал, предусмотренный программой, но и адаптировать его для каждого ученика, развивать память, внимание, мышление, обогащать словарь, корректировать  эмоционально  - волевую сферу ребят и многое другое. С этой целью на уроках использовались разнообразные формы и методы обучения, учитывались общедидактические принципы.

На уроках обучающиеся работают:

-  обучающися с очень медленным темпом работы в силу своего заболевания работает по опорным карточкам, с заданием, половина которого заранее прописана, выполняет задания в тестовой форме.

- обучающийся, который работает в нормальном темпе, но отвлекается, не может сконцентрироваться – работает с постоянным контролем со стороны учителя, в ходе работы используется опорные карточки с образцом выполнения задания различные памятки;

- обучающийся, который  работает медленно, часто выпадает из хода урока в силу своего психологического состояния, работает с материалом меньшего объема, тестовыми заданиями, с опорой на памятки и наводящий вопрос;

- обучающийся, работающий быстро, гиперактивный, при работе с заданием одного вида и большого объема  утомляется, начинает допускать ошибки случайного характера, теряет концентрацию внимания, нуждается в смене видов деятельности  - работает с карточками, индивидуальными заданиями,  выполняет тестовые задания, составленные учителем;

– обучающийся, который  работает с быстрым темпом, гиперактивный,  у которого нарушена концентрация внимания, отвлекается, в работе допускает большое количество логопедических ошибок – работает по опорным карточкам, над индивидуальными заданиями с опорой на памятки.

 

Методика составления дифференцированных заданий для работы обучающихся на уроке.


Уровень усвоения знаний у разных обучающихся неодинаков:

1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.

2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.
Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий:

Структурная единица знаний

Показатели сформированности системы качеств знаний по уровням

Требования, соответствующие показателям

Задания

Проверка безударных гласных в корне слова.

 Воспроизведение правила репродуцирование известных способов действий позволяет выполнять задания по образцу – подобрать проверочное слово, пользуясь словообразованием.

Воспроизвести: а) правило

б) вспомнить способы словообразования с опорой на памятку.

в) способом подбора выполнить задание с контролем учителя.

Прочитайте слово, поставьте в нем ударение и выделите корень,

посмотрите на памятку и подберите проверочное слово по предложенной схеме ( слово – ласково, много и т.д.): л*сточки - …..

 

Школьник свободно воспроизводит алгоритм, признаки понятий, законы и т. д. Устанавливает единичные связи между структурными единицами знаний. Глубоких обобщений не делает.

Установить взаимосвязь между проверяемым словом и проверочным (подобрать самостоятельно проверочное слово, пользуясь памяткой), уметь преобразовывать слова, проводить все аналитические действия – разбор слова.

Просчитайте слова, вспомните на какое правило на основании которого правильно написать слово, выполните проверку слова подбором однокоренного слова, докажите свой выбор – поставьте ударение, выделите корень и подчеркните проверяемую и проверочную буквы.

 

Прочно усвоенные теоретические положения позволяют проводить обобщения высокого уровня, что в свою очередь, способствует использованию знаний в новых ситуациях.

Воспроизвести теоретические положения. Установить необходимые связи между компонентами знаний, выполнить задание самостоятельно.

С деревьев оп*дают л*сточки.

Вспомните правила, которые помогут правильно написать предложение. Докажите сначала правильность написания слов, потом запишите предложение.

По этой методике составляется основная масса карточек, например:

Помимо этого, обращаю внимание на сформированность общеучебных навыков (скорость чтения и письма), индивидуальные особенности обучающихся (тип мышления, особенности ВНД), индивидуальный прогресс обучающегося.

Дифференцированная работа на разных этапах урока.


Работая по технологии дифференцированного обучения, я включаю дифференцированную работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.

На этапе подготовки к восприятию нового материала нужно  включать дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний и на формирование мотивации познавательного процесса.

Наблюдения показывают, что не сразу все обучающиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Уместно в этом случае предлагать таким детям карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным - предложить составить вопросы по изучаемой теме. 

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.
Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления , ставим перед собой следующие вопросы:
- закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное обучающемуся задание?
- какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения?
- какие обучающиеся нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь?
- какие обучающиеся и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера?

Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию обучающихся в процессе обучения.

Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним обучащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме.

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки обучающихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с обучающимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных, на мой взгляд. Важно, чтобы оценка знаний обучающихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была "справедливой" в глазах ребенка.

В своей работе я использую, как правило, единую шкалу оценок, дифференцируя при этом карточки по уровню сложности, т.е. исходу из "индивидуальной нормы" или "относительной успешности" каждого обучающегося. Если обучающийся 1-й группы без ошибок выполняет задания 1-го уровня - он получит "5", а вот наиболее «продвинутые» обучающиеся  должны выполнить без ошибок задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае их работа будет оценена на "5". Так организую дифференцированные зачеты по русскому языку.

Для проверки используются разные карточки в соответствии с уровнем и темпом работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов

В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начально...

Использование технологии проектного обучения для формирования коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ

В данной статье раскрыто значение использования технологии проектного обучения для формированиякоммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ....

методический семинар «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования технологии проблемного обучения».

методический семинар «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования технологии проблемного обучения»....

Проект занятия с использованием технологии индивидуализации

по теме: "Дикие и домашние животные ", Школа России...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...