«Технология сотрудничества».
статья

Степанова Елена Александровна

Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Технология сотрудничества».

Подготовил: учитель первой

 квалификационной

категории

Есмагулова Т.В.

     При использовании технологии сотрудничества уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды.

     Эта технология сводится к трём основным принципам:

1 .Награду команда получает одну на всех в виде балла, сертификата, значка отличия, похвалы и др. видов оценки.

     Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу.

    Равные возможности для достижения успеха (каждый ученик приносит очки своей команде, зарабатывая их путём улучшения своих предыдущих результатов). Поэтому сравнение результатов ученика происходит со своими собственными результатами. Это стимулирует ученика к учению.

Варианты технологии: Индивидуально-групповая работа

Детей объединяют в группы по 4 человека (разные по уровню обученности, желательно девочки и мальчики). После объяснения нового материала учитель предлагает закрепить его в группах. Задание выполняется либо по частям, (каждый ученик выполняет свою часть задания), либо «по вертушке» (каждое последующим учеником). Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. Затем учитель предлагает выполнить дифференцированный тест, который ученики выполняют индивидуально, вне группы. Оценки за выполнение задания суммируются и группе сообщается общая оценка.

     Индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают задание по результатам ранее проведённого тестирования и далее  обучаются в собственном темпе. Разные команды могут работать над разными заданиями.

Успехи учеников отмечаются в специальном журнале учениками-оценщиками. Учитель каждую неделю отмечает количество тем, заданий по программе или планам уроков, выполненных каждой командой, успехи команд. Во время самостоятельной работы учащимися учитель работает индивидуально с отдельными учениками или группами.

Командно-игровая работа

   Учитель предлагает вместо тестирования проводить турниры между командами. Детей за турнирными столами объединяют равных по уровню обученности  (слабые со слабыми, сильные с сильными). Задания для групп - разные по уровню сложности. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем турнира и награждается. «Пила» (в переводе с анг. «ажурная пила» или «машинная ножовка» (автор проф.

Аронсон)

      Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом,  который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).   Каждый ученик находит материал по своей части. Затем учащиеся, состоящие в разных

группах, но изучающие один и тот же вопрос, встречаются, обмениваются информацией,   как эксперты по данному вопросу («встреча экспертов»). Затем возвращаются в свои    группы и рассказывают обо всём, что нового узнали. Дети делают записи в своих тетрадях. Отчитываются по теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Учитель  может спросить любого ученика по любому вопросу. «Пила-2» (автор проф. Славин)

Дети работают в командах по 4-5 человек, команда работала над одним и тем же материалом (например, читала всю тему). При этом каждый член группы становился экспертом в какой-либо части этой темы. Эксперты встречались, обменивались  информацией. В конце все учащиеся проходили контроль и оценивались. Результаты  суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась. «Учимся вместе» (авторы Р.Джонсон и Д.Джонсон)

       Класс разбивается на однородные по уровню обученности  группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, являющееся под заданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Затем докладчики от каждой группы делают сообщение по своему вопросу.

Правила работы в команде:

Работать в группе с любым партнёром.

Работать активно, серьёзно относится к полученному заданию.

Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами.

Испытывать чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи партнёров по команде и всего класса.

В данной технологии работа в командах предполагает выполнение различных ролей: лидер, организатор, докладчик, исследователь. Учащиеся являются помощниками педагога, помогают руководить групповой работой, отслеживать её результативность. От урока к уроку роли должны меняться.

Учителю при подготовке к уроку по данной технологии следует определить объём материала, чтобы обеспечить его выполнение. Кроме того, необходимо учитывать, что технология хорошо вписывается в традиционную систему обучения, поэтому можно выбрать технологию в соответствии с целями урока и определить её место на уроке: в начале, середине или конце урока. .

Возможно, какой-то вариант или несколько вариантов технологии будут использоваться в течение всего урока.

     Необходимо знать, что технология обучение в сотрудничестве применима только в дружном коллективе. Внедрять её нужно постепенно, сначала дети работают в парах, затем в группах, но выполнение ролей обязательно. Необходимо получить согласие учащихся и родителей на внедрение данной технологии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

« Правописание личных безударных окончаний глаголов ».

(урок русского языка)

4 класс

Провела: учитель первой

 квалификационной

категории

Есмагулова Т.В.


Тема: « Правописание личных безударных окончаний глаголов ».

Задачи: 1. Учить писать безударные окончания глаголов .

2. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через пропаганду сезонной профилактики гриппа посредством употребления средств витаминизации.

Оборудование: 1. Карточки со словарными словами.

2. Алгоритм.

3. Карточки со словосочетаниями.

4. Карточки для дифференцированной работы.

Ход урока:

Организационный момент.

«Улыбнемся друг другу. Сядем удобно, положим головы на руки. Повторяем за мной.»

(Под тихую музыку Чайковского «Осень»)

Я на уроке русского языка.

Сейчас я сам начну открывать

Для себя новые знания.

Я радуюсь этому. (пауза)

Внимание мое растет.

Память моя крепка. (пауза)

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

2Словарная работа.

В виде игры «Ручеек».

- Сейчас проведем словарную работу. По сигналу пишите, вставляете безударные гласные .

Самопроверка.

Ябл.ко

Яг.да

К.пуста

К.ртофель

З.мляника

К.ртоф.ль

Р.стение

П.м.дор

.гурец

- Для чего выполняли этот вид работы?

     - Кто справился?

- Кто ошибся?

- В чем?

- К какой теме относятся данные слова?

- Зачем нам нужны фрукты, овощи?

(Сейчас глубокая осень - многие люди часто простужаются. В это время года необходимо обязательно заботится о своем здоровье, не переохлаждаться, одеваться теплее и принимать витамины, чтобы повысить иммунитет организма.)

3Актуализация опорных знаний.

Формулировка темы, постановка целей урока.

На доске и у каждой пары словосочетания.

Держ.т лимон

Удивля.т красотой

Се.т пшеницу

Сочиня.т песню

Леч.т клюквой

Терп.т боль

- Посмотрите на доску.

- Что объединяет эти словосочетания?

- Какое задание можно предложить к этому упражнению?

- Мы знаем какое окончание пишется в этом случае?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Тема: «Правописание личных безударных окончаний глаголов»

- Что мы должны знать, работая по теме? (знать: спряжении; уметь: писать личные безударные окончания глаголов – учитель пишет на доске)

- Для чего?

4Работа над новым материалом. (Работа в парах) 

- Вставим пропущенные окончания.

- Как вы будете определять?

- Чем будете пользоваться?

Работают.

Выходят по одному. Доказывают свое решение.

- На какие знания опирались?

- Давайте обобщим наши исследования в пошаговый алгоритм, опираясь на ранее полученные знания.

Памятка 1.«Как узнавать буквы в безударных личных окончаниях глаголов?»

 1.Поставьте глагол в неопределенную форму.

2.Выяснить, оканчивается ли он на ить и не является ли глаголом-исключением.

3. Определите спряжение глагола, так как от спряжения зависит его окончание.

I спряжение         II   спряжение                      

  ешь                                ишь

  ет                                    ит

  ем                                   им

  ете                                   ите

  ут(ют)                              ат(ят)

5Зрительная гимнастика.

  1. Закрепление пройденного с объяснением по алгоритму.
  2. Работа проходит устно, фронтально.

На доске.

 Сверка.т луг

      Корм.т  ребенка

Украша.т цветами

Внимательно смотр.шь

- Проговорим ещё раз полученные нами знания. (последний выходит и вставляет окончания)

7Самостоятельная работа.

Проводится дифференцированно, по уровню трудности.

- Теперь важно каждому проверить, как он усвоил новый материал.

- Прочитайте. Какие слова непонятны?

(дети заранее получили задания).

- Да, многие народны средства помогают нам быть здоровыми.

- Познакомьтесь с инструкцией на карточке.

1уровень. Вставить пропущенные окончания. Указать спряжение.

 Ласковое солнце согрева.т землю своим теплом.

  1. В тенистой прохладе ты вид.шь редкое чудо.
  2. В зелени высокой травы беле.т прелестный цветок.

2 уровень. Вставить окончание. Указать спряжение и лицо глаголов.

1.Ласковое солнце согрева.т землю своим теплом.

2.В тенистой прохладе ты вид.шь редкое чудо.

3.В зелени высокой травы беле.т прелестный цветок.

4.Слыш.шь,как звенят колокольчики весны.

5.Ты вдыха.шь тонкий запах нежного цветка.

3 уровень. Вставить окончание. Указать спряжение и лицо глаголов. Морфологический разбор (зеленеет, заснул)

1.Ласковое солнце согрева.т землю своим теплом.

2.В тенистой прохладе ты вид.шь редкое чудо.

3.В зелени высокой травы беле.т прелестный цветок.

4.Слыш.шь,как звенят колокольчики весны.

5.Ты вдыха.шь тонкий запах нежного цветка.

- Проверим по ключу.

- Кто выполнил все правильно?

- Кто сделал ошибки?

- В чем ошибся?

8Рефлексия.

- Проверим  полученные на уроке знания с помощью тестового задания.

ТЕСТ.

1.Какой глагол относится ко 2 спряжению?

А) бегаешь

Б) светит

В) считают

2.В каком слове надо вставить букву Е?

А)  дар.шь

Б)   дыш.шь

В)  рису.шь

3. В каком слове надо вставить букву И ?

А)  тян.т

Б)  пил.т

В)  вдыха.т

4.Найдите глагол-исключения.

А) держать

Б) играть

В)  рисовать

Самооценка.

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3,4 ошибки

9.Итог урока.- Что нового урока узнали?

- Что взяли для себя лично?

- Как будете использовать в дальнейшем?

- Какое задание показалось самым сложным, интересным?

10Домашнее задание.

1 уровень – репродуктивный: стр.100 упр.481

2 уровень – продуктивный: придумать пять словосочетаний, используя глаголы-исключения.

3 уровень – творческий: придумайте и запишите 3-4 пословицы на тему «Учение». В каждой пословице должны быть глаголы 2-ого лица един. или множ. числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества в начальных классах

В данной презентации отражена теоретическая и практическая работа учителя начальных классов с использованием технологии сотрудничества во внеклассной работе....

Технология встречных усилий – технология сотрудничества

Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Это поиск контакта – тесного и органичного…Е.Н. Ильин...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения  ФГОС НОО. Технология  сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....