Курс "Философия для детей" (в сказках и рассказах)
рабочая программа

Фотеева Марина Геннадьевна

Современное качественное образование предполагает воспитание морально зрелой, социально активной личности, способной принимать ответственные решения, личности, имеющей самостоятельное, гибкое мышление. Это значит, что школьное образование должно обеспечить возможность получить не только тот объём знаний, который измеряется учебными планами, но и обучить юного человека умению строить отношения с окружающими, быть готовым к решению жизненных проблем, к активному поиску своего места в мире. Приоритетной наукой в решении этих задач следует считать философию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filosofiya_pechat.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Составила Фотеева Марина Геннадьевна  

                                     учитель начальных классов

                                             МАОУ «Гимназия №7» г. Перми

Курс «Философия для детей» (в сказках и рассказах)

Пояснительная записка.

Современное качественное образование предполагает воспитание морально зрелой, социально активной личности, способной принимать ответственные решения, личности, имеющей самостоятельное, гибкое мышление. Это значит, что школьное образование должно обеспечить возможность получить не только тот объём знаний, который измеряется учебными планами, но и обучить юного человека умению строить отношения с окружающими, быть готовым к решению жизненных проблем, к активному поиску своего места в мире. Приоритетной наукой в решении этих задач следует считать философию.

Введение философии в программу школы уже в начальных классах обусловлено насущной потребностью ребенка в условиях возрастного кризиса 7 лет разобраться в меняющейся для него жизненной, социальной ситуации.

В этом возрасте ребенок покидает мир семьи с его стабильными и установленными родителями правилами и вступает в мир школы, двора. Представления ребенка сталкиваются с представлениями других детей, с другими правилами. Это время завязывания дружеских отношений, сотрудничества, эмоционального роста. Игры становятся более творческими, дети начинают исполнять в них самостоятельные роли. Ребенок стремится к поиску смысла окружающего мира, т. е. к пониманию связей между различными частями мира, к пониманию своего места в нем, к поиску причин и следствий своих и чужих поступков. В нравственной сфере формируется содержательное отношение к добру и злу, растет способность детей к состраданию, сопереживанию и пониманию другого, т. е. к определенной смысловой интерпретации мира Другого. Дети становятся более любопытны, стремятся понять реальные, а не воображаемые законы мира. Потребности детей в этом возрасте — в самореализации, творческом самовыражении, самостоятельности и инициативе. Личностный рост, развитие нравственной стороны личности ребенка и его воображения, рост уверенности в себе, эмоциональное развитие, самопознание, знание других людей и окружающего мира, предоставление ребенку возможности осмыслить важные для него проблемы — вот задачи философии в широком смысле.

Общение в диалоге для ребенка младшего школьного возраста — один из способов прояснения ситуации, формирования самостоятельной точки зрения на свою личность, свойства своего характера, на качество взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В процессе дискуссии человек, отстаивающий свою точку зрения, должен отнестись к себе как к личности, проанализировать основания своей точки зрения.

Цель курса философии — не только создать, но и сохранить в ребенке потребность в осмыслении явлений жизни, свежесть взгляда, любознательность, удивление перед миром вместо обыденного, ничему не удивляющегося взгляда. Уроки философии с детьми — это уникальный опыт для ребенка, в котором его внимание обращается на Большой Мир. И если окружающая среда склоняет ребенка к поверхностным суждениям, грубому расчету, сну сознания, действиям по стереотипам, то уроки по философии дают детям глубокий опыт размышления. Знакомство детей с центральными проблемами жизни и миpa проводится не ради самого знакомства, не ради узкой учебной цели научения, а ради развития личностной, эмоционально-смысловой сферы ребенка, для того чтобы ребенок вырос человеком многосторонним, как можно более широко видящим связь явлений мира.

По отношению к другим предметам школьного цикла «Философия для детей» выступает как дисциплина человековедческая, синтетическая, она дает навыки, необходимые при изучении других предметов.

Для решения вышеуказанных проблем предлагается курс философии, основанный на пособии М.А.Андрианова «Философия для детей» (в сказках и рассказах). Содержание курса научит ребенка не только размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, но и значительно утончит его восприятие и оценку всего окружающего, будет способствовать глубокому проникновению в себя и сложный мир межчеловеческих отношений.

Цель курса: создание условий для развития потребности ребенка в осмыслении явлений жизни, важных для него проблем.

Курс предлагает учащимся открыть заново для себя науку о человечности. Отсюда вытекают задачи курса:

-  познакомить с общечеловеческими ценностями;

- познакомить с главными положениями в области этики и эстетики (обосновать практичность этих норм и законов);

- создавать условия для развития нравственной стороны личности ребенка, разумного поведения в будущем;

- развивать способность адекватно оценивать ситуацию и себя.

3. Разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определенной последовательности. Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем дают смысл самосовершенствования через общее духовное просвещение. Базовые духовные знания раскрывают перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребенку разобраться в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем его мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться правильно пользоваться умом - инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом, который пригодится на долгом жизненном пути каждому ребенку.

Пособие состоит из 102 бесед-занятий и содержит 168 сказок и рассказов нравственно-поучительного характера, а также очень краткие произведения в виде сцен и эпизодов, которые даны для большей наглядности при пояснении и обсуждении тем.

Каждая беседа-занятие условно разделена на две части. Первая часть - это некая программа беседы с заготовленным набором кратких тезисов. Вначале кратко раскрывается смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания.

Вторая часть занятия - это одно или несколько кратких, динамичных и доходчивых произведений-миниатюр по обсуждаемой теме. Вся сюжетная линия каждого произведения служит определенной воспитательной задаче, а жанр во многом определяется темой: это может быть как лирическая сказка, трогающая душу, так и правдоподобный рассказ для ума. Произведения хорошо запоминаются и легки для последующего анализа. Усвоению и закреплению материала способствуют также вопросы в конце произведений, к большинству из них прилагается в скобках краткий вариант оптимального ответа. Часть вопросов намеренно выводит ребенка за рамки сюжета произведения и таким образом помогает ему найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.

4. Планируемый результат

Первый год обучения

 Умения и навыки:

-  анализировать художественный текст (с точки зрения этических норм и законов);

-  приводить примеры из жизненного опыта;

- оперировать в речи новыми понятиями.

Второй год обучения

Умения и навыки:

- участвовать в философском диалоге,

Третий год обучения

Умения и навыки:

- творчески мыслить;

- осуществлять рефлексивное и самокорректирующее поведение;

Содержание курса

Первый год обучения - 34 часа 

Раздел 1. Беседы о красоте.

Беседы учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия.

В этом разделе дети учатся:

- сравнивать красивое и безобразное в человеке и вокруг него;

- понимать что красота делает человека лучше;

- видеть в человеке не только внешнюю красоту, но и внутреннюю (красота

  мыслей, чувств, желаний) и ее ценность;

- распознавать красоту и псевдокрасоту.

Даются понятия: красота, гармония, счастье, культура, возвышенное, обыденное, низменное.

Раздел 2. Беседы о Высшем.

Беседы дают смысл совершенствования через общее духовное просвещение.

В этом разделе дети узнают  о малопознаваемых явлениях в жизни и необычных способностях человека, о созидательности веры и доверия, разрушительности сомнения; о душе, Боге, ангелах,  о значении молитвы в жизни человека и единстве религий.

 Даются понятия: доверие, вера, сомнение, допущение, отвержение, душа, ангелы, молитва, религия.

Раздел 3. Беседы о сердце и любви.

Беседы раскрывают значение сердечности и любви  как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое.

В этом разделе дети узнают о важности сердечного восприятия, о совести и ее воздействии на человека, о сердечных чувствах человека, о безобразии бесчувствия и бесчеловечности, о гуманном отношении и любви  к людям, о себялюбии как основной причине всякого зла, о дружбе и признаках настоящей дружбы.

Даются понятия: совесть, бессердечие (бездушие), человечность, благородство, великодушие, себялюбие (эгоизм), дружба.

Планируемый результат (первый год  обучения)

Умения и навыки:

- приводить примеры из жизненного опыта;

- оперировать в речи новыми понятиями;

- формулировать собственные суждения по поводу художественного текста с точки зрения этических норм и законов.

Уровень результативности проверяется через творческие задания, которые проводятся 1-2 раза в год.

Тематическое планирование (первый год обучения)

№ п\п

Темы уроков

кол-во

часов

Раздел 1. Беседы о красоте (13 часов)

1

Что такое красота и для чего она нужна

1

2

Гармония  - основа красоты и созидания

1

3

Умение чувствовать красоту

1

4

Любовь к красоте творит чудеса

1

5

Красивое начало в человеке

1

6

Счастье чувствовать красоту

1

7

Как красота сердца зажигает

1

8

О красоте внутренней и внешней, настоящей и обманчивой

1

9

Культура - красота, создаваемая человеком

1

10

Возвышенное и низменное в человеке

1

11

Красота разнообразия и неповторимости

1

12

Мечты о прекрасном

1

13

Красота мечтаний о будущем и новом

1

Раздел 2. Беседы о Высшем (10 часов)

14

Видимое и невидимое вокруг нас

1

15

Необычное и непонятное в жизни людей

1

16

О доверии, вере и сомнении

1

17

Допущение и отвержение необычного и непонятного

1

18

Бог - любовь, объединяющая и создающая жизнь

1

19

Душа - частица Бога. Человеческая Душа

1

20

Кто такие Ангелы

1

21

Молитва - возвышенное общение, улучшающее человека

1

22

Единство религий - учений о путях, ведущих к Богу

1

23

Жизнь Души и тела

1

Раздел 3. Беседы о сердце и любви (11 часов)

24

Сердце и ум человека

1

25

Голос Души, идущий из сердца

1

26

Совесть - учитель человека

1

27

Светлые сердечные чувства и пламенность сердца

1

28

Богатства человеческого сердца

1

29

Лед бессердечия и бездушия

1

30

Любовь - самое прекрасное чувство человека.

Сила материнской любви

1

31

Человечность и человеколюбие

1

32

Благородство и великодушие - широта и величие Души

1

33

Эгоизм и себялюбие - испорченная любовь

1

34

Дружба и умение быть другом

1

34 часа

Второй год обучения - 34 часа

Раздел 4. Беседы о нравственности.

- учат правилам нравственного поведения, помогают ребенку разобраться в проявлениях добра и зла.

Третий год обучения - 34 часа

Раздел 5. Беседы о воле.

раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем его мире.

Раздел 6. Беседы о мышлении.

- предлагают ребенку научиться правильно пользоваться умом - инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности.

Раздел 7. Беседы о мудрости.

- знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом, который пригодится на долгом жизненном пути каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философия для детей (в сказках и рассказах)

Пособие по воспитанию в семье и школе. Замечательная книга М.А. Андрианова...

Философия для детей в сказках и рассказах

Философия для детей в сказках и рассказах...

Урок литературного чтения в 4 классе " Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ" (программа "Школа 2100").

Учащимся предлагается почитать произведения, написанные автором более века назад: "Два брата" (философская сказка), "Какая бывает роса на траве" (описание), "Как ходят д...

М.Пляцковский "Добрая лошадь", Рассказы о детях С.Баруздин "Веселые рассказы", 1 класс

Конспект и презентация урока по чтению М.Пляцковский "Добрая лошадь", Рассказы о детях С.Баруздин "Веселые рассказы", 1 класс...

Сказки и Рассказы для детей по ОБЖ

Сказки по ОБЖ. Что такое сказки, вы, конечно, знаете. Но почему они называются «осторожными»? ... Это и лучше. Зато здоровье сохранишь, — утешила друга Чана ...