Визуальная поддержка, как иновационный метод работы с детьми с РАС.
статья

 Главная профессиональная задача в работе тьютора ребенка с РАС- уметь на несколько шагов вперед просчитать его поведение и восприятие предполагаемых ему способов визуальной поддержки с целью получить правильную ответную реакцию и исключить нежелательное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Визуальная поддержка, как иновационный метод работы с детьми с РАС.

Так как в последние годы в школу стало поступать много детей с диагнозом РАС, возникает вопрос, как работать с большим количеством таких детей в классах. Как организовать их и как чему-либо их научить?!

Реализация тьюторского сопровождения строится по разделам:

1. Адаптация учебной среды

 2. Повышение уровня мотивации

3. Использования подсказок

4. Анализ поведения

5. Формирование социально- коммуникативных навыков

Адаптация учебной среды в свою очередь делится на:

- Зонирование класса  

- Визуальная поддержка

Основные признаки РАС — трудности с социальным взаимодействием, проблемы с использованием речи, а также ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Визуальная поддержка может помочь во всех трех областях.

Во-первых, детям с РАС может быть трудно понять социальные знаки во время повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут не понимать, чего от них ожидают в социальных ситуациях, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной социальной ситуации. Визуальная поддержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам, также дети с РАС могут сами использовать ее в социальных ситуациях.

Во-вторых, детям с РАС часто сложно понимать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чем нуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям донести до ребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижает проблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией. Визуальная поддержка поддерживает уместные и позитивные способы коммуникации.

Наконец, некоторые дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность. Визуальная поддержка помогает детям уделять внимание самым важным аспектам ситуации и справиться с переменами.

В работе с детьми с РАС зрительная поддержка помогает педагогам и специалистам: тратить меньше времени на повторение требований и инструкций; снижать необходимую для ребенка степень помощи; быть более последовательным в процессе обучения и в использовании языка для вербальных инструкций; заранее планировать изменения.

Наглядный материал, использующийся при разработке визуальной поддержки может представляет из себя: фотографии, линейные рисунки, компьютерные изображения, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и письменный язык. Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка.

Можно выделить несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «сначала - потом», визуальные подсказки, социальные истории, визуальные схемы, визуальные правила и инструкции, расписание активностей.

Визуальное расписание и визуальный план урока Демонстрирует порядок активностей в течения дня или порядок действий на уроке. Показывает ребенку объем заданий и позволяет ребенку самостоятельно ориентироваться в учебном процессе. Детей необходимо обучать использованию визуализированного расписания, а затем его использовать постоянно.

Использование визуального расписания помогает: развивать гибкость; полагаться на что-то, а не на кого-то; увеличивать независимость в разных ситуациях; помогать генерализации; обеспечивать предсказуемость; справляться с тревогой.  

Планшет «сначала - потом» представляет собой визуальное отображение чего-то, что ваш ребенок предпочитает, и что произойдет после завершения первой задачи, которая является менее предпочитаемой. Например, на картинке «сначала» ребенок выполняет задания по русскому языку, а на картинке «потом» изображен компьютер или iPad [2].

Визуальные инструкции - необходимы в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи и для дальнейшей самостоятельной работы.

Визуальные подсказки (цепочки) - визуальные цепочки последовательности действий отображают последовательность действий и позволяют учащимся эффективно осваивать навыки и самостоятельно их применять.  Они дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки, позволяет ребенку видеть каковы шаги выполнения конкретной активности.

Визуализация правил поведения - наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать, например, если ему нужно подождать. визуальное отображение правил и норм поведения в школе позволяет учащимся самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе

  • .

Социальные истории – короткие, представлено наглядно истории, которые позитивным образом показывают использование коммуникации и социального взаимодействия, а также поведенческих навыков. Применение социальных историй способствует большему проявлению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность), развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах). Социальные истории представляют собой индивидуально написанные история с использованием наглядности (изображения или реальные фотографии), где описывается ситуация и правильные способы поведения ребенком в этой ситуации.

Визуализация продолжительности деятельности - позволяет представить время наглядно. Учащиеся понимают продолжительность деятельности, что предотвращает нежелательное поведение.

Организованная среда для воспитанников имеющих расстройства аутистической сферы способствует их дальнейшему развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают развивать коммуникацию, взаимодействие детей с окружающими и быть более успешными в социуме.

Таким образом, при использовании визуальной поддержки в своей работе мы должны делать основной акцент на ежедневном исключительно индивидуальном подходе к каждому ребенку с РАС, необходимо учитывать эмоциональную нестабильность ребенка, т.к. метод, который «работал» вчера, сегодня может быть ребенком не воспринят. Необходимо быть гибкими и мобильными в профессиональном отношении, что позволит максимально эффективно и рационально построить учебный и реабилитационный процесс. По моему мнению, одна из главных профессиональных задач в работе тьютора ребенка с РАС- уметь на несколько шагов вперед просчитать его поведение и восприятие предполагаемых ему способов визуальной поддержки с целью получить правильную ответную реакцию и исключить нежелательное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми в адаптационный период.

Организация работы специалистов отделения первичного приёма и анализа Республиканский социально-реабилитационный цетр для несовершннолетних. Использование арттерапии, игро терапии в работе с подростка...

Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы

В  последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему т...

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Формы и методы работы с детьми-инвалидами.

Данный  вид  работы  -  это  обобщение  своего  опыта.  Его можно  отнести  к  научно-методической  деятельности  учителя....

Методы работы с детьми с ОВЗ

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....

Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...