Педагогические техники формирования УУД у обучающихся
статья

Современное образование большое внимание уделяет результатам обучения учащихся. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. А это значит, что важной задачей учителя становится формирование системы универсальных учебных действий учащихся. Развитие универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогические техники47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Барсукова Елена Анатольевна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №380

Санкт-Петербург

Педагогические техники формирования УУД

у обучающихся первой ступени обучения

Современное образование большое внимание уделяет результатам обучения учащихся. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. А это значит, что важной задачей учителя становится формирование системы универсальных учебных действий учащихся. Развитие универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учениками универсальными учебными действиями совершается в контексте разных учебных предметов и  ведет к формированию способности .самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельное умение учиться.

Ученые выделяют 4 группы универсальных учебных действий:

- личностные (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)

- регулятивные (умение организовывать свою деятельность)

- познавательные (умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)

- коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)

Задания, воспитывающие критичность мышления:

1.Задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно. Для ребенка это ситуация, когда необходимо постоянно сопоставлять свою собственную точку зрения с любой другой, в том числе и учительской. Это воспитание привычки ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.

2.Задачи, не имеющие решения. "Исполнители" делают в точности то, что требует учитель. Настоящие ученики отказываются выполнять задание, не без удовольствия доказывая, что оно невыполнимо. Но занять такую позицию не всегда под силу в одиночку. Группа очень быстро обучается отказываться от выполнения невыполнимых заданий.

Все эти задания требуют определенной атмосферы урока: дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Познавательные универсальные учебные действия.

Игра «кодирование»

Цель: выявление умения осуществлять действия – кодирование (замещение)
Возраст: 7-12 лет

Описание: ребенку предлагается за ограниченное время осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному знаку букву.

Одним из путей повышения познавательной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследованияили проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Наряду с формированием. активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь.

Пример задания для определения личностного самоопределения.

Игра «Кто Я?»

Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, употребление прилагательных

Возраст: 10 лет

1. Настройка на занятие

Каждый ученик получает картинки с символическим изображением своего настроения – радостный человечек, спокойный, грустный. В заранее подготовленную коробочку каждый опускает. человечка с тем настроением, которое ему соответствует. на начало урока. Учитель открывает коробочку и сообщает с каким настроением пришли большинство ребят. Если настроение грустное, выясняет что случилось. Настраивает на положительный лад.

2. Делаем комплименты

Каждый ученик делает комплимент соседу – хорошо выглядит, красивая улыбка и т.д.

3.Самоанализ. Кто я?

Каждый записывает (с опорой на заранее подготовленный список слов, которые могут пригодиться учащимся – веселый, смелый, робкий, остроумный, задиристый, справедливый,...) предложение на иностранном языке.
Каждый ученик, не показывая свой листочек, выходит к доске, садится на стул и слушает мнения одноклассников о себе. Сколько совпадений – столько баллов.

Формирование коммуникативных действий на уроке

«Кто прав?»

Цель: формирование коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению, умение вести дискуссию

Возраст: 10 лет

Инструкция: учащиеся знакомятся с основными правилами ведения дискуссии.

Описание: учащиеся делятся на две группы. Одна готовит аргументы «за» карманные деньги, вторая – «против». в результате необходимо прийти к общему результату (возможные темы – "должны ли родители давать детям карманные деньги?" "Правильно ли нас воспитывают родители?").

Самостоятельная работа учащихся на уроках и вне его границ является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

Эффективность самостоятельной работы будет зависеть не только от ее удельного веса, но и от ее организации, от умелого продумывания и сочетания самостоятельной работы с другими видами работы на уроках.

В качестве основных приемов (заданий) для рефлексивной самооценки используются различные виды опросников, контрольные тесты самооценки, оценочные шкалы.

Формирование регулятивных учебных действий

Проба на внимание

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Возрас: 8-10 лет

Метод оценивания: фронтальный опрос

Описание: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки.

Фиксируется время работы учащегося, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст…)

Одним из существенных показателей эффективности обучения признается контроль. Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Оценка выполняет, как минимум, две функции – обратную связь и подкрепление (поощрение). Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать. учащегося на успех, содействовать развитию его самооценки.

Технология «Языковой портфель» реализует инновационный подход по учебному пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности учащегося.

Использование даже самых современных методик и технологий будет малоэффективным, если не отслеживать результаты работы, не проводить мониторинг качества обученности. и успеваемости. Контроль овладения знаниями, умениями и навыками, являясь заключительным этапом определенных действий, выступает, прежде всего, индикатором эффективности использования той или иной технологии.

Таким образом, даже краткий обзор педагогических техник показывает широкие возможности для развития УУД у учащихся. Использование ИКТ, приемов групповой работы повышают интерес к учению, вырабатывают положительное отношение к нему, и ,как следствие этого, улучшают результативность учебного процесса.

Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

Ученики получают большое удовольствие от занятий;

Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

Сплоченность класса возрастает;

Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;

В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;

Литература

1.Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.

2.Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическим совете: Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность.

Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность....

Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения

Познавательные универсальные учебные действия.Пример задания для определения личностного самоопределения.Формирование коммуникативных действий на уроках литературного чтения.Формирования регулятивных ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Современное образование уделяет большое внимание результатам обучения учащихся. Под результатами понимается предметные знания и умение применять эти знания в практической деятельности, поэтому важной ...

Выступление на МО Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени.

Новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом 3-х "Т" Требование к условиям. Требование к структуре образовательных программ. Требование к результатам....

Педагогические техники формирования УУД у учащихся начальной школы.

Педагогические техники формирования УУД у учащихся начальной школы....

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В  начальной школе  мы используем такие технологии, как: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, игровая технология,...