Тренинг для учителей и воспитателей "Особенности взаимодействия с учениками"
рабочая программа

Елена Андреевна Плотникова

В последнее время многие учителя и воспитатели начальной школы испытывают разнообразные трудности во взаимодействии с учениками. Тренинг направлен на помощь учителям и воспитателям в простраивании отношений с учениками. В нем отрабатывается несколько стратегий взаимодествия, которые могут положительно повлиять на ситуацию в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_treninga_dlya_uchiteley_i_vospitateley.docx48.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга для учителей и воспитателей «особенности взаимодействия с учениками»

  1. Сосчитай до 20. Участники должны досчитать от 1 до 20 (до числа равного количеству участников тренинга). При этом каждый может назвать только одно число, одно и тоже число нельзя называть два раза подряд и двум участникам одновременно.
  2. Ребенок – это. Передаем мячик по кругу, выписываем качества на доске. Разговор о современном школьнике, какой он? Каковы его личностные качества
  3. Психологический профиль первоклассника. Составить профиль. Раздать таблицы.

Слайд Психологический профиль первоклассника Обсуждение характеристик.

  1. Встреча с детством.

Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Спросите у нее, что она хочет от своих учителей? Какие они должны быть?

После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру.

Обсуждение в кругу. Чего вы хотели от взрослых, от учителей? Чего вы ждали от них?

Слайд. Структура ученического счастья

Слайд. Поддержка

Поддержка – это та основа, на которой строится конструктивное взаимодействие с учениками. Поддержки много не бывает.

Избаловать и испортить ребенка мы можем тремя способами.

Мы портим ребенка, когда:

  • видим, что он нарушает правила поведения, и не реагируем подходящим образом,
  • делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя,
  •  «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору.
  1. Слепой и поводырь. Найти разложенные по классу блокнотики. Ищет Слепой, поводырь ему помогает. Пишем в блокноте свое имя на первой странице. При обсуждении обратить внимание, что чувства, которые испытывали во время выполнения задания и есть поддержка – забота о другом человеке.

Слайд интеллектуальная состоятельность.

Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность

  • Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
  • Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия ошибок.
  • Стратегия 2. Формирует веру в успех
  • Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах ученика в общее дело. Ограничивайте время ваших заданий. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Признавайте трудность ваших заданий. Самоодобрение
  • Стратегия 3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах
  • Анализ прошлого успеха. Повторяйте и закрепляйте успехи.
  • Стратегия 4. Помогайте ученикам материализовать процесс своего развития
  • Наклейки «Я могу». Альбомы достижений.

 

  • Стратегия 5. Отмечайте достижения
  • Аплодисменты. «Звезды и наклейки». Награды и «медали». Выставки достижений. Позитивная изоляция. Самопризнание.

  1. Мячик по кругу. Ценность ошибки, как попытки. Какую ошибку Вы допустили за последнюю неделю. Чему она вас научила.
  2. Переделываем качества. Ищем сильные качества своих учеников.
  3. Блокнот. Самоодобрение.На 2 странице блокнота записываем свое сильное качество, по желанию можно озвучить.

Слайд Общая деятельность.

Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность

  • Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса
  • Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач. Поощряйте выражение учениками своего мнения.
  • Принимайте правила вместе с учениками.
  • Оказание моральной поддержки ученикам, которые стараются помочь Другим
  • Ученическое репетиторство. Ученики выражают признание и одобрение друг другу

  1. Мячик по кругу. Выражение признания и одобрения друг другу.  Я уважаю тебя за …
  2. Поменяйтесь местами те, кто…

Слайд коммуникативная составляющая.

Стратегия

Говорит учитель

Слышит ученик

Принятие

Ты – хороший …

Я – хороший …

Внимание

Я вижу тебя

Я что-то значу

Уважение/Признание

Спасибо тебе за …

Мои усилия замечены

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я - состоятелен

Теплые чувства

Ты мне нравишься

Кто-то заботится обо мне

Принятие – фундамент всех остальных составляющих

  • «Ты мне нравишься, потому что это — ты»
  • Принимать того, кто делает, а не то, что сделано.
  • Принимать личностные особенности ученика.

Слайд Внимание.

Дарить позитивное внимание ученикам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя и воспитателя.

  • Приветствия
  • Выслушивайте учеников
  • Научите учеников просить внимания
  1. Поприветсвуем Шапокляк. Приветствия. Сказать что-то хорошее. Одобрить, какое-то качество или элемент одежды и т.д.

Слайд. Уважение/признание очень нужно любому человеку вне зависимости от возраста

  • Признание – это оценка результата деятельности
  • «Я-высказывание»
  • Фокусирование на настоящем
  • Письменные признания

Учите ученика просить признания

 Слайд «Я-высказывание»

Используйте трехчастную форму для признания, то есть описывайте последовательно

  • действие ученика и его результат,
  • что вы чувствуете или думаете о нем,
  • позитивный эффект от него.
  1. Разбивка на пары.
  2. Просим признания (1 участник) (говорим вслух о своих достижениях за последнюю неделю) и я-высказывание (2 участник), потом меняемся ролями. Обсуждение, что было проще, где были сложности.

Слайд.  Одобрение.

Одобрение

    Одобрение мы высказываем ученикам, показывая, что нам нравятся черты их характера или попытки что-то сделать (даже безрезультатные), или их мечты, или их увлечения. Это поддерживает учеников в уверенности, что в них есть что-то хорошее

    «Мне нравится твоя доброта» и т.д.

  1. Написать одобрение в блокнотике. Передаем блокнотики по кругу и пишем в них одобрение, отдельно на странице.

Слайд. Теплые чувства

    Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или чего не сделал. Ведь на самом деле ученику от вас нужно подтверждение: «Я любим без всяких условий. Мой учитель не перестанет любить меня, если я совершу ошибку или доставлю ему хлопоты. Мой учитель любит меня, потому что я — это я».

Теплые прикосновения

  1. Массаж по кругу.
  2. Первая учительница (если хватит времени)

Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.

Закройте глаза и представье себя в 1 классе. Вы сидите за партой. Перед вами ваша учительница. Вспомните, какая она, ка кона одета, какая у нее прическа. Что она делает? Сидит, стоит? Какой у нее голос? Что она она вам говорит и как она говорит? Вспомните, как она относилась к вам и вашим одноклассникам, ругала вас, хвалилиа, поддерживала…. Вспомните, как она объясняла вам новый материал, как оценивала ваш работу, какая была обстановка в классе? Любили ли вы ее, а ваши одноклассники?

Откройте глаза и подумайте, похожи ли вы на вашу учительницу? Чем вы отличаетесь? Вспомните, чего вам хотелось от нее? Стала ли она для вас примером или наоборот антиподом?

  1. Обсуждение по кругу по желанию.

20. Заключение. Спасибо за… Передаем мячик по кругу и рефлексируем. 21. Выдача открыток-грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. О...

Тренинг для учителей "Синдром профессионального выгорания"

Цель : создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей....

Тренинг для учителей на тему: "Учитель-ученик"

Педагог – это источник побед и проблем, которые обнаруживаются у ребенка. Каждый психолог знает, что существует проблема совместимости в учебном и воспитательном процессе. Не секрет, что некоторые учи...

Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...

Педагогический тренинг для учителей

Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов нацелен на развитие у них коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивидуального развития ученика, актуализации лично...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Психологический тренинг для учителей по физической культуре «Если все вокруг надоело…»

Профилактика эмоционального выгорания, профилактика стрессов,  создание положительного эмоционального фона в работе учителей по физической культуре в начальной школе....