Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения
статья

Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neverbalnoe_obshchenie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Невербальное общение. Характеристики и особенности невербального общения.

Выполнила Брянская Е. И

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет обязательное и особое условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - главное средство, позволяющее присоединить учеников к культурному наследию, обучить их способам мышления, и его содержанию. При этом учителю необходимо владеть высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, обладать экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь разборчивую дикцию.

По мнению Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации»

Общаясь с учениками, учитель большую часть информации, которая касается их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов детей, а из интонации,  жестов, мимики, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - говорит Е.А. Петрова.

Невербальные аспекты общения представляют значительную роль  в управлении взаимоотношений, установлении контактов, во многом обуславливают эмоциональную атмосферу и самочувствие как ученика, так и учителя.

Мимическая сторона общения очень важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вовремя появившаяся улыбка,  может весомо помочь в установлении контактов

А.С.Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение»

Как правило, обучающие отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности.

Прикосновение, обозначается иногда как тактильная коммуникация. Применение прикосновения очень важно при работе с детьми преимущественно младшего школьного возраста. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку. Свободное перемещение педагога на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе ребенка, который отвлекся лишь коснувшись его руки или плеча; успокоить возбужденного; отметить блестящий ответ.

Тем не менее Л.М. Митина предостерегает, что у многих учеников прикосновение может вызвать напряженность. Это бывает у детей, для которых уменьшение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой.

Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, отмечает, что вопрос о взаимном расположение участников общения в пространстве достаточно актуален, так как в зависимости от этого фактора в общении в разной мере применяются другие неречевые компоненты, разной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в кабинете таким образом, что стол педагога стоит перед классом и как бы противоположен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы обучающихся поставлены в несколько рядов и создают впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ребенок чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с педагогом «один на один» являются факторами, которые вызывают у ученика неприятное и напряженное состояние.

Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Как заметила Е.А. Петрова, жестикуляция учителя является для детей одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.

Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью учеников. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты педагога часто становятся образцом для подражания.

В общении педагога с учащимися большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с детьми воздействие интонации возрастает.

В интонации проявляются те переживания, сопровождающиеся речью педагога, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ученик очень точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он имеет исключительный «эмоциональный слух», расшифровывает не только содержание, смысл произнесенного слова, но и отношение к нему со стороны других.

Итак, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с учениками, особенно учениками начальной школы. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, учитель должен уметь общаться с учениками даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.

Таким образом, в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» невербальное общение играет значительную роль. Исходя из этого, учитель должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Использование на уроках методов невербального общения способствует не только лишь более основательному пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, впоследствии чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя наиболее широкие возможности для личностного развития.

Список литературы

  1. Живодерова О.С. Занимательно о жестах. / О.С. Живодерова, М.А Масленникова. // Начальная школа. - 2003. - №4. – С. 52-54.
  2. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Слово, 2001. – 179с.
  3. Крутова Н. Невербальное общение учителя. // Школьные технологии. 2002. - №6 – С. 199 – 202.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, - 1999. С. 68.
  5. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. - 1999. - №2. С. 15.
  6. Митина А.К. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дело, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О невербальном общении в педагогическом коллективе

О том, что составляет невербальное общение и о его важности и возможностях его совершенствования....

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".

Задачи:1)    Развитие сплоченности.2)    Снятие напряжения.3)    Развитие эмоционально выразительных движений....

"Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ"

Социальное устройство детей с любыми отклонениями в развитии - серьёзная проблема для современного общества. Их адаптация и интеграция в нормальную среду - ведущее направление работы в области развити...

Взаимосвязь особенностей профессионального общения и психологических особенностей учителя

     Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индиви...

Занятие для развития невербального общения

Занятие для развития невербального общения...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Особенности диалогического общения по произведению В.А.Осеевой «Почему?»

Цели урока:  Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.Задачи:- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении им...

Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников

Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у младших дошкольников».«Общение» - это актуальная проблема, волнующая человечество. Психическое развитие р...