Конструирование программ внеурочной деятельности
методическая разработка
Данная статья поможет в создании программы внеурочной деятельности в рамках участия в каком-либо конкурсе или фестивале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_programm.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках сетевого взаимодействия
Андреева Ольга Станиславовна,
воспитатель ГПД, организатор внеурочной деятельности
в начальных классах
ГБОУ школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников и формы сетевого взаимодействия определяются образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.
Наша школа является активным участником районных проектов программы «Воспитание», которые предлагают различные направления деятельности в духовно-нравственном развитии обучающихся. Районные проекты, как правило, рассчитаны на длительную подготовку и реализацию в течение учебного года. В связи с этим возникла необходимость разработки отдельных программ, которые бы позволили в рамках внеурочной деятельности заниматься этими направлениями планомерно и в соответствии с Федеральными государственными стандартами. Данная статья поможет педагогам сконструировать программу внеурочной деятельности на основе положений конкурсов и проектов различных уровней.
В таблице представлены источники для составления такой программы. Например, пояснительная записка строится на материалах Положения конкурса. Содержание программы соотносится со сроками проведения этапов проекта, конкурса и т.д. Так же в таблице выделена структура Рабочей программы внеурочной деятельности по рекомендации Минобрнауки России. Однако надо учитывать, что рабочая программа внеурочной деятельности создается в соответствии с локальным актом школы о рабочих программах.
Структура программы внеурочной деятельности | Источники для конструирования программы |
Пояснительная записка Программы: актуальность общая характеристика курса | Положение о проекте, конкурсе: актуальность, общая характеристика проекта, конкурса |
Цели и задачи курса | Цели и задачи конкурса |
Место в учебном плане школы (кол-во часов, особенности набора групп, режим занятий) | Учебный план школы |
Планируемые результаты внеурочной деятельности | Программа духовно-нравственного развития: Уровни освоения ООП, Личностные и метапредметные результаты освоения ООП |
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деят-ти (в том же порядке, что и тематическое планирование) | Положение о проекте, конкурсе |
Тематическое планирование с указанием кол-ва часов на теорию и практику | Положение о проекте, конкурсе |
Формы контроля и оценки результатов | Локальные Положения школы |
Методическое и техническое обеспечение | |
Социальные партнеры | |
Приложения |
*Цветом выделена структура Рабочей программы внеурочной деятельности ( в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки № 09-1672 от 18.08.2017)
Грамотно оформить планируемые результаты, виды и формы внеурочной деятельности поможет следующая таблица:
Примерные планируемые результаты внеурочной деятельности
Цель | Результаты | Формы деятельности |
Духовно-нравственное направление | ||
Формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям. | Сформировано позитивное отношение к общечеловеческим ценностям общества; чувство гражданской идентичности, Сформировано уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений; экскурсионная, поисковая деятельность, выставки работ, совместные семейные соревнования, праздники, походы, участие в делах духовно-нравственной направленности. |
Социальное направление | ||
Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром. | Сформированы знания о нормах поведения человека в обществе, положительное отношение к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек), основы экологической культуры | Игровая, проектная деятельность, тренинг, круглый стол, дискуссия, школьное самоуправление. Участие в делах социальной направленности (благотворительные, экологические, социальные акции). |
Общеинтеллектуальное направление | ||
Развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса | Сформировано устойчивое позитивное отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию | Форумы, конкурсы, игры, олимпиады, турниры, конференции, викторины, практические работы, исследования, проекты. |
Художественно – эстетическое направление | ||
Развитие эстетического сознания, формирование эстетических знаний о творческом наследии различных народов. | Сформировано позитивное отношение к искусству, приобретен опыт творческой деятельности эстетического характера | Творческая мастерская, игровая, театральная, хоровая, музыкальная, изо студия, хореографический кружок, участие в спектаклях, праздниках, концертах и конкурсах. |
Спортивно-оздоровительное направление | ||
Формирование здорового и безопасного образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. | Сформированы знания о здоровом образе жизни, усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах; | Спортивные секции, кружки, ЮИД, игровые занятия, участие в соревнованиях и показательных выступлениях, практические занятия по ОБЖ и гигиене. |
Конструирование календарного планирования программы внеурочной деятельности
В зависимости от сроков и этапов проекта или конкурса необходимо разработать календарный план программы внеурочной деятельности. Для этого удобно использовать сетку-конструктор на учебный год:
№ занятия | Месяц | Содержание, темы занятий | Формы деятельности |
1 | Сентябрь | ||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | Октябрь | ||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | Ноябрь | ||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | Декабрь | ||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | Январь | ||
18 | |||
19 | |||
20 | Февраль | ||
21 | Каникулы в 1 классах | ||
22 | |||
23 | |||
24 | Март | ||
25 | |||
26 | |||
27 | |||
28 | Апрель | ||
29 | |||
30 | |||
31 | Май | ||
32 | |||
33 | |||
34 |
Далее графы заполняются в соответствии с этапами проекта или конкурса. Между этапами сетка заполняется темами занятий. Например:
Тематическое планирование программы «Юный фрунзенец»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение в программу. | 1 | |
2 | Мы – петербуржцы. Почему мы гордимся своим городом. | 1 | |
3 | История моей семьи в истории родного города, района. | 2 | |
4 | Мой район. Почему так назван? | 1 | 1 |
5 | Улицы района. Почему так названы? | 2 | |
6 | Достопримечательности района | 1 | |
7 | Составление карты района | 1 | |
8-9 | Заочное путешествие по району. | 2 | |
10-11 | Экскурсия в музей боевой славы | 2 |
После календарного планирования целесообразно наполнить содержанием каждое занятие, например:
Содержание программы «Юный фрунзенец»
- Введение в программу: Рассказ о задачах и перспективах курса. Увлечение игрой в репортеров, которые создают газету или журнал о родном районе. Создание отряда, выбор названия, девиза. Выборы командира.
- Мы петербуржцы. Беседа « Почему мы гордимся своим городом?» По итогам беседы дети пишут мини-сочинение «Почему я горжусь своим городом (районом)».
- Проект «История моей семьи в истории родного города, района». Дети находят материал, фотографии, семейные реликвии. Вместе с родителями готовят рассказ-презентацию по теме. Сбор-праздник «Семейная реликвия»
- Мой район. Почему так назван? Работа по репортерским группам: Поиск и оформление материала. Представление материала.
- Улицы района. Почему так названы? Работа по репортерским группам: Поиск и оформление материала. Представление материала перед классом и на школьной выставке.
- Достопримечательности района. Работа по репортерским группам: посещение памятных мест, подготовка виртуальных экскурсий.
Конструирование нелинейной программы внеурочной деятельности
Участие в некоторых конкурсах может ограничиваться по продолжительности и проходить, например, в течение одной или двух четвертей. В таком случае, возможно создать нелинейную программу внеурочной деятельности. Основная структура такой программы сохраняется.
В тематическом планировании нелинейной программы указывается общее количество часов, которое отводится на ту или иную тему, дается краткое описание тематических периодов и раскрывается содержание деятельности:
Временной период | Тематический период | Содержание деятельности | Общее количество часов |
Итого: |
Предлагаемые методические рекомендации по составлению программ помогут педагогам более плодотворно конструировать различные программы внеурочной деятельности, а так же оптимизировать нагрузку, как на учителей, так и на обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Программа внеурочной деятельности "LEGO-конструирование"
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO DACTAв и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьюте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой. Целью современной школы явля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Конструирование»
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18...
Программа внеурочной деятельности "Лего - конструирование"
Образовательные конструкторы LEGO WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки,...
Анализ выполнения программы внеурочной деятельности «Лего – конструирование»
В дополнительном образовании по интеллектуальному направлению появилась возможность существенно разнообразить занятия за счет интерактивного набора «ПервоРобот LeGo WeDo». Что кушает за обедом крокоди...