Конструирование программ внеурочной деятельности
методическая разработка

Андреева Ольга Станиславовна


Данная статья поможет в создании программы внеурочной деятельности в рамках участия в каком-либо конкурсе или фестивале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_programm.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках сетевого взаимодействия

Андреева Ольга Станиславовна,

воспитатель ГПД, организатор внеурочной деятельности

в начальных классах

ГБОУ школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников и формы сетевого взаимодействия определяются образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.

Наша школа является активным участником районных проектов программы «Воспитание», которые предлагают различные направления деятельности в духовно-нравственном развитии обучающихся. Районные проекты, как правило, рассчитаны на длительную подготовку и реализацию в течение учебного года. В связи с этим возникла необходимость разработки отдельных программ, которые бы позволили в рамках внеурочной деятельности заниматься этими направлениями планомерно и в соответствии с Федеральными государственными стандартами. Данная статья поможет педагогам сконструировать программу внеурочной деятельности на основе положений  конкурсов и проектов различных уровней.

В таблице представлены источники для составления такой программы. Например, пояснительная записка строится на  материалах Положения  конкурса. Содержание программы соотносится со сроками проведения этапов проекта, конкурса и т.д. Так же в таблице выделена структура Рабочей программы внеурочной деятельности по рекомендации Минобрнауки России. Однако надо учитывать, что рабочая программа внеурочной деятельности создается в соответствии с локальным актом школы о рабочих программах.

Структура программы внеурочной деятельности

Источники для конструирования программы

Пояснительная записка Программы:

актуальность

общая характеристика курса

Положение  о проекте, конкурсе: актуальность,

общая характеристика проекта, конкурса

Цели и задачи курса

Цели и задачи конкурса

Место в учебном плане школы (кол-во часов, особенности набора групп, режим занятий)

Учебный план школы

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Программа духовно-нравственного развития: Уровни освоения ООП,

Личностные и метапредметные результаты освоения ООП

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деят-ти (в том же порядке, что и тематическое планирование)

Положение о проекте, конкурсе

Тематическое планирование с указанием кол-ва часов на теорию и практику

Положение о  проекте, конкурсе

Формы контроля и оценки результатов

Локальные Положения школы

Методическое и техническое обеспечение

Социальные партнеры

Приложения

*Цветом выделена структура Рабочей программы внеурочной деятельности ( в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки № 09-1672 от 18.08.2017)

Грамотно оформить планируемые результаты, виды и формы внеурочной деятельности  поможет следующая таблица:

Примерные планируемые результаты внеурочной деятельности

Цель

Результаты

Формы деятельности

Духовно-нравственное направление

Формирование  у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.

Сформировано позитивное отношение  к общечеловеческим ценностям общества; чувство гражданской идентичности, Сформировано уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений; экскурсионная, поисковая деятельность, выставки работ, совместные семейные соревнования, праздники, походы, участие в делах духовно-нравственной направленности.

Социальное  направление

Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром.  

Сформированы знания о нормах поведения человека в обществе,

 положительное отношение к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек),

основы экологической культуры

Игровая, проектная деятельность, тренинг, круглый стол, дискуссия, школьное самоуправление.  Участие в делах социальной направленности (благотворительные, экологические, социальные акции).

Общеинтеллектуальное направление

Развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса

Сформировано устойчивое позитивное отношения к учению, готовность и способность  к саморазвитию и самообразованию

Форумы, конкурсы, игры,  олимпиады, турниры, конференции, викторины, практические работы, исследования, проекты.

Художественно – эстетическое  направление

Развитие эстетического сознания, формирование   эстетических знаний о творческом наследии различных народов.

Сформировано  позитивное отношение к искусству, приобретен опыт творческой деятельности эстетического характера

Творческая мастерская, игровая, театральная, хоровая, музыкальная, изо студия, хореографический кружок, участие в спектаклях, праздниках, концертах и конкурсах.

Спортивно-оздоровительное направление

Формирование здорового и безопасного образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Сформированы знания о здоровом образе жизни, усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах;

Спортивные секции, кружки, ЮИД, игровые занятия, участие в соревнованиях и показательных выступлениях, практические занятия по ОБЖ и гигиене.

Конструирование календарного планирования программы внеурочной деятельности

В зависимости от сроков и этапов проекта или конкурса необходимо разработать календарный план программы внеурочной деятельности. Для этого удобно использовать сетку-конструктор на учебный год:

№ занятия

Месяц

Содержание, темы занятий

Формы деятельности

1

Сентябрь

2

3

4

5

 Октябрь

6

7

8

9

Ноябрь

10

11

12

13

Декабрь

14

15

16

17

Январь

18

19

20

Февраль

21

Каникулы в 1 классах

22

23

24

Март

25

26

27

28

Апрель

29

30

31

Май

32

33

34

Далее графы заполняются в соответствии с этапами проекта или конкурса. Между этапами сетка заполняется темами занятий. Например:

Тематическое планирование программы «Юный фрунзенец»

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение в программу.

1

2

Мы – петербуржцы. Почему мы гордимся своим городом.

1

3

История моей семьи в истории родного города, района.

2

4

Мой район. Почему так назван?

1

1

5

Улицы района. Почему так названы?

2

6

Достопримечательности района

1

7

Составление карты  района

1

8-9

Заочное путешествие  по району.

2

10-11

Экскурсия в музей боевой славы

2

После календарного планирования целесообразно наполнить содержанием каждое занятие, например:

Содержание программы «Юный фрунзенец»

  1. Введение в программу: Рассказ о задачах и перспективах курса. Увлечение игрой в репортеров,  которые  создают газету или журнал о родном районе. Создание отряда, выбор названия, девиза. Выборы командира.
  2. Мы петербуржцы. Беседа « Почему мы гордимся своим городом?» По итогам беседы дети пишут мини-сочинение «Почему я горжусь своим городом (районом)».
  3. Проект «История моей семьи в истории родного города, района». Дети находят материал, фотографии, семейные  реликвии. Вместе с родителями готовят рассказ-презентацию по теме. Сбор-праздник «Семейная реликвия»
  4. Мой район. Почему так назван? Работа  по  репортерским группам: Поиск и оформление материала. Представление материала.
  5. Улицы района. Почему так названы? Работа  по  репортерским группам: Поиск и оформление материала. Представление материала перед классом и на школьной выставке.
  6. Достопримечательности района. Работа  по  репортерским группам: посещение памятных мест, подготовка виртуальных экскурсий.

Конструирование нелинейной программы внеурочной деятельности

Участие в некоторых конкурсах  может ограничиваться по продолжительности и проходить, например, в течение одной или двух четвертей. В таком случае, возможно создать нелинейную программу внеурочной деятельности. Основная структура такой программы сохраняется.

В тематическом планировании нелинейной программы указывается общее количество часов, которое отводится на ту или иную тему, дается краткое описание тематических периодов и раскрывается содержание деятельности:

Временной период

    Тематический период

Содержание деятельности

Общее количество часов

Итого:

Предлагаемые методические рекомендации по составлению программ помогут педагогам более плодотворно конструировать различные программы внеурочной деятельности, а так же оптимизировать  нагрузку, как на учителей, так и на обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Программа внеурочной деятельности "LEGO-конструирование"

Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO DACTAв и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьюте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.      Целью современной школы явля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Конструирование»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18...

Программа внеурочной деятельности "Лего - конструирование"

Образовательные конструкторы LEGO  WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки,...

Анализ выполнения программы внеурочной деятельности «Лего – конструирование»

В дополнительном образовании по интеллектуальному направлению появилась возможность существенно разнообразить занятия за счет интерактивного набора «ПервоРобот LeGo WeDo». Что кушает за обедом крокоди...