Главные вкладки

    Конструирование программ внеурочной деятельности
    методическая разработка

    Андреева Ольга Станиславовна


    Данная статья поможет в создании программы внеурочной деятельности в рамках участия в каком-либо конкурсе или фестивале.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konstruirovanie_programm.docx28.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках сетевого взаимодействия

    Андреева Ольга Станиславовна,

    воспитатель ГПД, организатор внеурочной деятельности

    в начальных классах

    ГБОУ школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников и формы сетевого взаимодействия определяются образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.

    Наша школа является активным участником районных проектов программы «Воспитание», которые предлагают различные направления деятельности в духовно-нравственном развитии обучающихся. Районные проекты, как правило, рассчитаны на длительную подготовку и реализацию в течение учебного года. В связи с этим возникла необходимость разработки отдельных программ, которые бы позволили в рамках внеурочной деятельности заниматься этими направлениями планомерно и в соответствии с Федеральными государственными стандартами. Данная статья поможет педагогам сконструировать программу внеурочной деятельности на основе положений  конкурсов и проектов различных уровней.

    В таблице представлены источники для составления такой программы. Например, пояснительная записка строится на  материалах Положения  конкурса. Содержание программы соотносится со сроками проведения этапов проекта, конкурса и т.д. Так же в таблице выделена структура Рабочей программы внеурочной деятельности по рекомендации Минобрнауки России. Однако надо учитывать, что рабочая программа внеурочной деятельности создается в соответствии с локальным актом школы о рабочих программах.

    Структура программы внеурочной деятельности

    Источники для конструирования программы

    Пояснительная записка Программы:

    актуальность

    общая характеристика курса

    Положение  о проекте, конкурсе: актуальность,

    общая характеристика проекта, конкурса

    Цели и задачи курса

    Цели и задачи конкурса

    Место в учебном плане школы (кол-во часов, особенности набора групп, режим занятий)

    Учебный план школы

    Планируемые результаты внеурочной деятельности

    Программа духовно-нравственного развития: Уровни освоения ООП,

    Личностные и метапредметные результаты освоения ООП

    Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деят-ти (в том же порядке, что и тематическое планирование)

    Положение о проекте, конкурсе

    Тематическое планирование с указанием кол-ва часов на теорию и практику

    Положение о  проекте, конкурсе

    Формы контроля и оценки результатов

    Локальные Положения школы

    Методическое и техническое обеспечение

    Социальные партнеры

    Приложения

    *Цветом выделена структура Рабочей программы внеурочной деятельности ( в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки № 09-1672 от 18.08.2017)

    Грамотно оформить планируемые результаты, виды и формы внеурочной деятельности  поможет следующая таблица:

    Примерные планируемые результаты внеурочной деятельности

    Цель

    Результаты

    Формы деятельности

    Духовно-нравственное направление

    Формирование  у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.

    Сформировано позитивное отношение  к общечеловеческим ценностям общества; чувство гражданской идентичности, Сформировано уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

    Творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений; экскурсионная, поисковая деятельность, выставки работ, совместные семейные соревнования, праздники, походы, участие в делах духовно-нравственной направленности.

    Социальное  направление

    Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром.  

    Сформированы знания о нормах поведения человека в обществе,

     положительное отношение к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек),

    основы экологической культуры

    Игровая, проектная деятельность, тренинг, круглый стол, дискуссия, школьное самоуправление.  Участие в делах социальной направленности (благотворительные, экологические, социальные акции).

    Общеинтеллектуальное направление

    Развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса

    Сформировано устойчивое позитивное отношения к учению, готовность и способность  к саморазвитию и самообразованию

    Форумы, конкурсы, игры,  олимпиады, турниры, конференции, викторины, практические работы, исследования, проекты.

    Художественно – эстетическое  направление

    Развитие эстетического сознания, формирование   эстетических знаний о творческом наследии различных народов.

    Сформировано  позитивное отношение к искусству, приобретен опыт творческой деятельности эстетического характера

    Творческая мастерская, игровая, театральная, хоровая, музыкальная, изо студия, хореографический кружок, участие в спектаклях, праздниках, концертах и конкурсах.

    Спортивно-оздоровительное направление

    Формирование здорового и безопасного образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

    Сформированы знания о здоровом образе жизни, усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах;

    Спортивные секции, кружки, ЮИД, игровые занятия, участие в соревнованиях и показательных выступлениях, практические занятия по ОБЖ и гигиене.

    Конструирование календарного планирования программы внеурочной деятельности

    В зависимости от сроков и этапов проекта или конкурса необходимо разработать календарный план программы внеурочной деятельности. Для этого удобно использовать сетку-конструктор на учебный год:

    № занятия

    Месяц

    Содержание, темы занятий

    Формы деятельности

    1

    Сентябрь

    2

    3

    4

    5

     Октябрь

    6

    7

    8

    9

    Ноябрь

    10

    11

    12

    13

    Декабрь

    14

    15

    16

    17

    Январь

    18

    19

    20

    Февраль

    21

    Каникулы в 1 классах

    22

    23

    24

    Март

    25

    26

    27

    28

    Апрель

    29

    30

    31

    Май

    32

    33

    34

    Далее графы заполняются в соответствии с этапами проекта или конкурса. Между этапами сетка заполняется темами занятий. Например:

    Тематическое планирование программы «Юный фрунзенец»

    № занятия

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    1

    Введение в программу.

    1

    2

    Мы – петербуржцы. Почему мы гордимся своим городом.

    1

    3

    История моей семьи в истории родного города, района.

    2

    4

    Мой район. Почему так назван?

    1

    1

    5

    Улицы района. Почему так названы?

    2

    6

    Достопримечательности района

    1

    7

    Составление карты  района

    1

    8-9

    Заочное путешествие  по району.

    2

    10-11

    Экскурсия в музей боевой славы

    2

    После календарного планирования целесообразно наполнить содержанием каждое занятие, например:

    Содержание программы «Юный фрунзенец»

    1. Введение в программу: Рассказ о задачах и перспективах курса. Увлечение игрой в репортеров,  которые  создают газету или журнал о родном районе. Создание отряда, выбор названия, девиза. Выборы командира.
    2. Мы петербуржцы. Беседа « Почему мы гордимся своим городом?» По итогам беседы дети пишут мини-сочинение «Почему я горжусь своим городом (районом)».
    3. Проект «История моей семьи в истории родного города, района». Дети находят материал, фотографии, семейные  реликвии. Вместе с родителями готовят рассказ-презентацию по теме. Сбор-праздник «Семейная реликвия»
    4. Мой район. Почему так назван? Работа  по  репортерским группам: Поиск и оформление материала. Представление материала.
    5. Улицы района. Почему так названы? Работа  по  репортерским группам: Поиск и оформление материала. Представление материала перед классом и на школьной выставке.
    6. Достопримечательности района. Работа  по  репортерским группам: посещение памятных мест, подготовка виртуальных экскурсий.

    Конструирование нелинейной программы внеурочной деятельности

    Участие в некоторых конкурсах  может ограничиваться по продолжительности и проходить, например, в течение одной или двух четвертей. В таком случае, возможно создать нелинейную программу внеурочной деятельности. Основная структура такой программы сохраняется.

    В тематическом планировании нелинейной программы указывается общее количество часов, которое отводится на ту или иную тему, дается краткое описание тематических периодов и раскрывается содержание деятельности:

    Временной период

        Тематический период

    Содержание деятельности

    Общее количество часов

    Итого:

    Предлагаемые методические рекомендации по составлению программ помогут педагогам более плодотворно конструировать различные программы внеурочной деятельности, а так же оптимизировать  нагрузку, как на учителей, так и на обучающихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

    Программа внеурочной деятельности "LEGO-конструирование"

    Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO DACTAв и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьюте...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс

    Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.      Целью современной школы явля...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Конструирование»

    КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18...

    Программа внеурочной деятельности "Лего - конструирование"

    Образовательные конструкторы LEGO  WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки,...

    Анализ выполнения программы внеурочной деятельности «Лего – конструирование»

    В дополнительном образовании по интеллектуальному направлению появилась возможность существенно разнообразить занятия за счет интерактивного набора «ПервоРобот LeGo WeDo». Что кушает за обедом крокоди...