Современные технологии обучения
статья

Мальжунова Наталья Владимировна

Педагогическая технология – это  научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii_obucheniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии обучения

Введение

Профессия учителя была и остаётся  очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека. В настоящее время  в российском образовании  происходят существенные  изменения. Личный интерес обучающегося – это главный фактор успешности процесса образования. Интерес к уроку возникает при соблюдении трёх условий: умение учителя привлечь учащихся к познавательной деятельности, интересное содержание учебного материала, применение современных обучающих технологий. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

Современные технологии обучения.

Педагогическая технология – это  научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии. Приведу некоторые, наиболее значимые:

1. Традиционная технология обучения

2. Технология развивающего обучения

3. Технология проблемного обучения

4. Технология разноуровневого обучения

5. Технология проектного обучения

6. Технология модульного обучения

7. Информационно-коммуникационная технология обучения

8. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

9. Арт-технология

10.Технология личностно-ориентированного обучения

11. Коммуникативная технология обучения

12. Здоровьесберегающая технология обучения

13. Игровая технология обучения

1.Традиционная технология обучения

Суть технологии состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе технологии лежит образовательная модель, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. При этом главными методами обучения являются объяснение в сочетании с наглядностью, ведущими видами деятельности учащихся – слушание и запоминание, главным требованием и основным критерием эффективности – безошибочное воспроизведение изученного. Деятельность учителя связана с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.

    2. Технология развивающего обучения

Условием успешности обучения младших школьников является достаточный уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов, а также логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

Методы:

  • Проблемное изложение;
  • Проблемная ситуация;
  • Моделирование;
  • Учебная модель;

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

   3.Технология проблемного обучения

Суть технологии проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

    4.Технология разноуровневого обучения

Как известно, учащиеся в классах часто разделяются на слабых, сильных, отличников, хорошистов, отстающих. Для таких групп разрабатывается дифференцированные программы, задачами которых обеспечить определенный уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Программы подразделяются на три группы  «А», «В», «С» разной степени сложности:

Программа «А» рассчитана на успевающих учащихся, развивает возможности учеников осознанно и творчески применять знания.

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение.

Программа «С» направлена на обучение учащихся конкретным знаниям и умениям на основе многократного повторения материала, учит вычленять главное анализировать, сравнивать, способствует развитию памяти.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику, что обеспечивает общий для всех базовый минимум знаний и развивает индивидуальность каждой личности.

Методы, формы и приёмы:

  • Метод проектов;
  • Метод учебно-речевых ситуаций;
  • Метод педагогического стимулирования;
  • Работа в парах;
  • Работа в группах;
  • «Фантастическая добавка»;
  • «Удивляй!»;
  • Индивидуальные маршрутные листы

5.Технология проектного обучения

Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

      6.Технология модульного обучения

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с меньшей помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти.

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

     7.Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

     8.Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу. При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.

Методы образовательного процесса:

  • проблемно-поисковые;
  • проблемные;
  • экспериментальные;
  • проектные;
  • самостоятельные;

9.Арт-технология в начальном образовании

Арт-технология, как средство развития умственных и творческих способностей. Метод технологии: проблемно-диалоговый.

Арт-технология – древняя форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт-педагогика оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания специфическую направленность.

     10.Технология личностно-ориентированного обучения

В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Процессуальный компонент осуществления личностно-ориентированного обучения включает в себя наиболее адекватные данному подходу способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

     11.Коммуникативная технология обучения

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, – это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

     12. Здоровьесберегающая технология обучения

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

  • Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка.
  • Соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • Чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности;
  • Индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
  • Профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски;

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

     13. Игровые технологии

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Приёмы:

  • Внезапное появление объектов;
  • Загадывание загадок;
  • Введение элементов соревнований;
  • Выполнений учителем игровых действий;
  • Создание игровой ситуации;

Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Заключение

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые в процессе обучения дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, также использование современных технологий обучения открывает и перед учителем новые горизонты, расширяет его инструментарий, делает уроки более интересными, а знания учащихся - более осмысленными.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество современных технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только одну и никакую больше. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание Жака Пеше «Всё новое это хорошо забытое старое».

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые эффективно используются в процессе обучения, позволяют учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Сосредотачивая усилия на повышении качества средствами инновационных технологий, можно добиться высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.

Список литературы:

Основные источники:

  1. Вергелес Г.И. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов/Г.И. Вергелес, Л. В. Савинова // Начальная школа. – 2015. - №1. – С. 63-67
  2. Гусарова Е.В. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся/Е. В. Гусарова//Начальная школа. -2013. -№11. -С.7-13
  3. Сергеева В. П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учебное пособие/ В.П Сергеева, Э. К. Никитина. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС".

Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС"....

Современные технологии обучения младших школьников

Современные технологии обучения младших школьников-выступление на заседании ШМО.Подготовила руководитель ШМОЕ.Н.Каменева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6382819","attributes":{"alt":...

Мастер - класс Современные технологии обучения в начальной школе.

Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. В работе рассматривае...

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в ор...

Формирование элементарных представлений экологической грамотности у младших школьников специальной (коррекционной) школы с привлечением современных технологий обучения.

В данной публикации изложен опыт по созданию экологически развивающей среды в группе продленного дня коррекционной школы VIII вида, экологизацию различных видов деятельности, повышение экологической г...