Мастер-класс "Проектная деятельность в начальной школе" в номинации социальноориентированный проект "Добрый слон. Я вижу, я помогу".
методическая разработка (3 класс)

Будилова Светлана Александровна

Мастер-класс "Проектная деятельность в начальной школе"

в номинации социальноориентированный проект

"Добрый слон. Я вижу, я помогу".

Автор проекта: учащиеся 3 «Е» класса, ГБОУ гимназия №586 Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Руководитель проекта: Будилова Светлана Александровна,

Цель: духовно-нравственное воспитание младших школьников путём помощи и создания панно для слепых и слабовидящих детей.

Задачи:

  • Раскрыть актуальность проекта: проблемы в недостатке внимания младших школьников к людям с ограниченными возможностями, в воспитании добрых детей.
  • Помочь обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями, прежде всего по зрению.
  • Узнать о проблемах и возможностях слепых и слабовидящих людей.
  • Воспитывать любовь, уважительное отношение, внимание, сострадание, заботу, помощь, милосердие к людям с ограниченными возможностями.
  • Создать панно для слепых и слабовидящих детей.
  • Вызвать много добрых, искренних, светлых эмоций у каждого, кто будет участвовать в мастер-классе.

Данный мастер-класс был проведён на Петербургском международном образовательном форуме «Проектная деятельность в образовательном комплексе» в 2018 году.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социальноориентированный проект375.03 КБ

Предварительный просмотр:

Социальноориентированный проект

                                               «Добрый слон. Я вижу, я помогу!»

Петербургский международный образовательный форум

«Проектная деятельность в образовательном комплексе»

Раздел: мастер-класс «Проектная деятельность в начальной школе»

Номинация: социальноориентированный проект

Работу выполнили: учащиеся 3 «Е» класса

Место учебы автора: ГБОУ гимназия №586 Василеостровского района Санкт-Петербурга, 3 «Е» класс

Руководитель проекта: Будилова Светлана Александровна, ГБОУ гимназия №586 Василеостровского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, +79219516560

Независимый эксперт:

Контактная информация автора: +79219516560 budilovas@mail.ru

________________________                                

подпись автора

«_____»_____________________20____г.

        

Санкт-Петербург

2018 г.

Содержание работы

Паспорт проектной работы        3

Введение        4

Актуальность.        4

Цель и задачи проекта        5

Методы исследования        5

Характеристика работы        5

Основная часть. Реализация проекта        5

Первое знакомство. Необычная библиотека..        5

Узнали много нового.        6

Чем мы можем помочь?        7

Панно «Весна идёт».        7

    Рефлексия по проекту ………………………………………………………………………8

Заключение        8

Перечень используемых источников информации        8

Приложение………………………………………………………………………………………9

Паспорт проектной работы

Название проекта: Добрый слон. Я вижу, я помогу!

Автор проекта: учащиеся 3 «Е» класса, ГБОУ гимназия №586 Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Руководитель проекта: Будилова Светлана Александровна,

Цель: духовно-нравственное воспитание младших школьников путём помощи и создания панно для слепых и слабовидящих детей.

Задачи: 

  • Раскрыть актуальность проекта: проблемы в недостатке внимания младших школьников к людям с ограниченными возможностями, в воспитании добрых детей.
  • Помочь обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями, прежде всего по зрению.
  • Узнать о проблемах и возможностях слепых и слабовидящих людей.
  • Воспитывать любовь, уважительное отношение, внимание, сострадание, заботу, помощь, милосердие к людям с ограниченными возможностями.
  • Создать панно для слепых и слабовидящих детей.
  • Вызвать много добрых, искренних, светлых эмоций у каждого, кто будет участвовать в мастер-классе.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

В ходе реализации проекта учащиеся Гимназии №586, 3 «Е» класса посещали тематические экскурсии в «Государственной библиотеке для слепых и слабовидящих» по адресу: ул. Стрельнинская д.11. Встречались и общались с людьми с ограниченными возможностями по зрению и сотрудниками библиотеки. Узнавали о проблемах и возможностях таких людей.

Проведение таких экскурсий способствует расширению знаний учеников о жизни людей с ограниченными возможностями, создаёт атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей, сплочению класса, любознательности, развитие таких ценностей как: милосердие, забота и помощь.  

Проводимые экскурсии и беседы совместно с детьми стали результатом изготовления учащимися 3 «Е» класса панно «Весна идёт» с использованием материалов, которые позволяют почувствовать мир слепым детям, какой он есть. Подготовка к изготовлению панно представляет много возможностей для общения детей, включившись в такую совместную работу учащиеся смогут понять, что постоянный контакт помогает им услышать и понять интересы друг друга. Общее дело объединяет детей, помогает им найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Обратить внимание участников мастер-класса Петербургского международного образовательного форума на наш метод проектной деятельности в учебном процессе. Активизировать педагогов к стремлению развивать духовно-нравственное развитие учащихся путём вовлечения детей в помощь людям с ограниченными возможностями. Мы надеемся, что наш проект вызовет много добрых, искренних, светлых эмоций у каждого, кто будет участвовать в мастер-классе.

Этапы проекта:

  • 1 этап: первая поездка в библиотеку для слепых и слабовидящих.
  • 2 этап: беседа о проблемах и возможностях людей с ограниченными возможностями.
  • 3 этап: последующие поездки с целью ответа на вопрос: чем вы можете помочь слепым и слабовидящим детям?
  • 4 этап: коллективная работа – создание панно «Весна идёт».
  • 5 этап: дальнейшее развитие нашего проекта, осуществление совместной работы с библиотекой и учащимися Гимназии №586 с целью привлечения детей к проблеме помощи людям с ограниченными возможностями.
  • 6 этап: анализ результатов полученной информации, выводы, оформление презентации.
  • 7 этап: защита проекта. Активизировать участников мастер-класса Петербургского международного образовательного форума к стремлению развивать духовно-нравственное развитие учащихся путём вовлечения детей в помощь людям с ограниченными возможностями.  

Введение

Актуальность.

Не для кого не секрет, что наше подрастающее поколение школьников порой лишено таких чувств, как любовь, уважительное отношение, внимание, сострадание, забота, помощь. А как воспитать эти чувства у учащихся?

Как объяснить детям, что значит забота о человеке и человечестве, как действовать не «по указке», а от чистого сердца? Ведь годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, чёрствости, злобе? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времён. Я считаю, что только возможность самому учащемуся совершить доброе дело, поступок, действие сможет восполнить духовно-нравственное развитие ребёнка.

Какое доброе дело может совершить школьник? Я решила рассказать учащимся о существовании и жизни людей с ограниченными возможностями. И обратила внимание на слепых и слабовидящих людей. Здесь надо помнить об эмоциональной стороне младших школьников, не все люди с ограниченными возможностями внешне воспринимаются спокойно в предподростковом возрасте. Через внимание и помощь людям с ограниченными возможностями по зрению мы можем воспитывать у младших школьников такие чувства, как эмпатия, доброжелательность, милосердие к людям в целом, к человечеству.

 На своём мастер-классе я хочу рассказать, как познакомить младших школьников с жизнью слепых и слабовидящих людей. И обратить внимание на ещё один существующий в нашем мире проблемный вопрос – недостаток помощи людям с ограниченными возможностями.

Как уже известно, новый 2018 год объявлен президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом добровольца и волонтера. Об этом Путин торжественно и под овациями сообщил на церемонии награждения «Доброволец России» 6 декабря 2017 года. Кроме того, весной 2017 года было объявлено, что в 2018 году начинается Десятилетие детства.

Кто, если не мы с Вами, педагоги, должны позаботиться о том, чтобы наши учащиеся росли счастливыми, здоровыми и успешными. Именно этому и будет посвящено целое десятилетие. Давайте прививать нашим детям любовь к стране, любовь к человечеству и желание сделать жизнь на планете Земля лучше.

Наш проект называется «Добрый слон. Я вижу, я помогу!». Актуальность нашего проекта заключается в том, что наше поколение детей должно помогать людям с ограниченными возможностями, уделять им больше внимания, заботиться, интересоваться их жизнью. Такая практика позволит постигнуть нашим детям уроки доброты и поселить их в своей душе на всю жизнь.

Цель и задачи проекта

Целью данного проекта является духовно-нравственное воспитание младших школьников путём помощи и создания панно для слепых и слабовидящих детей.

Задачи проекта:

  • Воспитание добрых детей.
  • Помочь обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями.
  • Узнать о проблемах и возможностях слепых и слабовидящих людей.
  • Воспитывать любовь, уважительное отношение, внимание, сострадание, заботу, помощь, милосердие к людям с ограниченными возможностями.
  • Вызвать много добрых, искренних, светлых эмоций у каждого, кто будет участвовать в мастер-классе.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: тематические экскурсии, беседа о проблемах и возможностях людей с ограниченными возможностями, наблюдение, обобщение, коллективное создание панно «Весна идёт».

Характеристика работы

Теоретическая значимость.

Беседы и экскурсии помогают обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями. Мы считаем, что такое внимание прививает такие чувства как: сострадание, заботу, помощь.

Практическая значимость.

Данный проект затрагивает социальный аспект жизни и способствует укреплению чистых и благородных чувств в сердцах детей.

Практическая значимость проведенных для учащихся экскурсий заключается в том, что ребята больше стали интересоваться жизнью людей с ограниченными возможностями.

Практическим воплощением результата становится коллективное панно «Весна идёт» с использованием материалов, которые позволяют почувствовать мир слепым детям, какой он есть.

Основная часть. Реализация проекта.

Первое знакомство. Необычная библиотека.

Для того, чтобы помочь обратить внимание здоровых детей на детей с ограниченными возможностями, прежде всего по зрению, в ходе реализации проекта учащиеся Гимназии №586, 3 «Е» класса посещали тематические экскурсии в «Государственной библиотеке для слепых и слабовидящих» по адресу: ул. Стрельнинская д.11. Встречались и общались с людьми с ограниченными возможностями по зрению и сотрудниками библиотеки.

Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых (СПбГБС) является одной из крупнейших специальных библиотек России. Кроме незрячих и слабовидящих библиотека обслуживает другие категории пользователей с ограниченными возможностями.

Первое знакомство с библиотекой произошло 17 ноября 2017 года. Экскурсия на тему: «Толерантность» вызвала у детей большой интерес и удивление. Они узнали, что специальная компьютерная техника позволяет незрячим людям создавать и обрабатывать тексты, читать обычную (плоскопечатную) литературу, переводить тексты в систему Брайля, пользоваться различными базами данных, электронной информацией и Интернетом. Они пообщались со слепым специалистом, узнав, что все эти возможности помогают слепым людям изучать самые разнообразные профессии, например, секретаря, переводчика, программиста, журналиста, юриста.

Дети учились печатать тексты по Брайлю. Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брайлевские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля. Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере. Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Учащиеся смогли не только увидеть, но и тактильно ощутить детские книги, по которым при помощи различных материалов слепые и слабовидящие люди узнают мир.   Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный».  
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д. 
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть. 
Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. 

Узнали много нового.

После первой поездки в библиотеку для слепых и слабовидящих я провела с ребятами беседу, чтобы узнать об их эмоциях и впечатлениях.

Реакция меня очень обрадовала, многие дети ответили: «В жизни нужно помогать другим». Тогда мы решили посещать библиотеку один раз в месяц, чтобы узнать о проблемах и возможностях слепых и слабовидящих людей.

Учащиеся посещали экскурсии на разные темы: «Петровский Новый Год», «Путешествие по сказкам с Винни Пухом», «Дом, который построил Джек» и узнавали много нового.

Оказалось, что с 1998 года в библиотеке работает компьютерный центр для незрячих. В библиотеке проводятся лекции, музыкальные вечера, уроки для детей по Петербурговедению, фотовыставки, литературные беседы, временные экспозиции художников, мастер-классы по брайлевскому шрифту и даже интерактивная программа.

После экскурсий учащиеся отметили большой вклад работников библиотеки в мир слепых и слабовидящих людей. Они увидели заботу, любовь, уважительное отношение, внимание к людям с ограничением возможностей, связанных со здоровьем, что накладывает специфические особенности на ориентировку таких людей в бытовой и социальной сферах жизни. Дети поняли, как сложно существовать в мире не похожем на их мир, как слепые и слабовидящие люди ограничены в выборе источника информации, как таким людям необходима наша помощь и милосердие.

Чем мы можем помочь?

Чем школьник может помочь незрячим? Давайте сделаем шаг навстречу этим людям.

Россия тоже имеет опыт в помощи слепым. Ещё Александр I – в начале 19-го века пригласил иностранного специалиста, чтобы тот организовал первую в России школу для слепых людей. Среди слепых очень много талантливых и энергичных людей, которые могут и хотят приносить пользу обществу.

Разумеется, не в наших силах вернуть многим незрячим людям зрение. Но мы можем постараться сделать их жизнь более полноценной. И раз мы говорим, что за нами будущее, хотелось бы чтобы с нами в будущее шли и эти ребята, наши сверстники, чтобы они не отставали в развитии и образовании, чтобы они вместе с нами плодотворно трудились на благо нашей Родины, нашей России. 

Пока мы зрячие, мы должны помогать незрячим. Ведь слепым людям можем помочь только мы. Вы знаете, как они говорят о себе? «У нас глаза мёртвые, а сердца живые». К сожалению, есть ещё люди, у которых, напротив, глаза живые, да сердца мёртвые. Хотелось бы, чтобы людей с такими мёртвыми сердцами было как можно меньше.

Панно «Весна идёт».

 

Результатом поездок стало изготовление учащимися 3 «Е» класса панно «Весна идёт» с использованием материалов, которые позволяют почувствовать мир слепым детям, какой он есть. В работе над панно участвовали весь класс. У нас получилась коллективная работа и среди ребят не оказалось не одного равнодушного.

Ребята самостоятельно подготовили макет панно, выбрали материалы для изготовления. Приступив к работе, мы разделились на три группы:

1группа отвечала за изготовление домика из деревянных палочек, окошек из стёклышек, сосулек из расплавленного клея.

2 группа отвечала за изготовление солнышка из фетра, капели из бусинок, слоника из фетра.

3 группа отвечала за изготовление травы из кожзаменителя, колокольчиков из фальги, стеблей из лент.

В ходе работы произошли некоторые изменения: мы разделили наше панно на две части и решили подарить библиотеке часть, на которой изготовлен слоник с шариками, солнышко и цветы. Вторая часть будет нами доделана позже.

Полученное панно мы подарили библиотеке слепых и слабовидящих. Пусть маленький кусочек весны согревает людей с живыми сердцами. Наше панно - помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира.  

Жить, помогая другим, значит жить достойно.

Рефлексия по проекту.

Какие открытия ребята сделали в ходе проведения проекта? Чему научились?

  • Узнали о жизни людей с ограниченными возможностями по зрению.
  • Осознали важность помощи слепым и слабовидящим людям.
  • Воспитывали добрые чувства в своих сердцах через внимание к людям с ограниченными возможностями ко всему человечеству.
  • Научились в совместной работе слышать и понимать друг друга.
  • Готовы на дальнейшее развитие проекта и осуществление совместной работы с библиотекой.

Заключение

Как мне кажется руководить нравственным воспитанием – это создать условия, когда каждый учащийся о ком-то заботится, беспокоится. Цель проекта нами достигнута. Учащиеся проявили большой интерес к этой проблеме, посещали экскурсии, развивали такие ценности как: милосердие, забота и помощь, которых так не хватает в современном мире.

Мы надеемся на дальнейшее развитие нашего проекта и будем дальше осуществлять совместную работу с библиотекой и учащимися Гимназии №586 с целью привлечения детей к проблеме помощи людям с ограниченными возможностями.

Уважаемые участники мастер-класса стремитесь развивать духовно-нравственное развитие учащихся путём вовлечения детей в помощь людям с ограниченными возможностями. Это повышает важность и значимость детей подросткового возраста в жизни.

Узнайте о мероприятиях в других библиотеках для людей с ограниченными возможностями, сводите туда своих учащихся, познакомьте их с другим миром. Вызывая эмпатию и доброжелательность у младших школьников к людям с ограниченными возможностями, мы учим их заботиться о людях в целом.

Мы надеемся, что наш проект вызвал много добрых, искренних, светлых эмоций у каждого, кто участвовал в мастер-классе.

Добрые сердца – сады, добрые мысли – корни, добрые слова – цветы, добрые дела – плоды.

Нашу жизнь освещают миллионы больших и малых добрых дел. Хорошие дела придадут тебе сил и вдохновят других поступать так же.

Отдавая другим, ты можешь быть уверен: твои дары вернутся к тебе.

Перечень используемых источников информации

https://peterburg2.ru/restplaces/gosudarstvennaya-biblioteka-dlya-slepyh-i-slabovidyashhih-4713.html

www.gbs.spb.ru

mart-sholl.ru

Н.М.Метенова – Как оформить школу – 2014г.

Н.М.Метенова – Нравственное воспитание – Ярославль, 2012г.

Персональный сайт – Шрифт Брайля

www.tagillib.ru

Приложение

G:\Добрый слон\флаер\изображение_2.bmpG:\Добрый слон\флаер\изображение_1.bmp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс

 Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знако...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире добрых дел" - 3 класс

Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______духовно-нравственного______ направленияпо рабочей программе __________«Удивительный мир слов»__4...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...