Адаптированная образовательная программа 5.1. для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Людмила Ивановна Верещагина

Программа на обучающегося с ОВЗ, ТНР вар.5.1 может быть использована учителем начальных классов. Адаптирован предмет "Русский язык", примерная характеристика на начало года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_5.1_dlya_1_kl.docx113.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карпогорская средняя школа №118»

                                                                                               Утверждаю

                         Директор МБОУ «Карпогорская  СШ №118»

        

________________Е.Н. Заварзина

                  Приказ №___________________________

Адаптированная образовательная программа

начального общего образования

для обучающегося с ОВЗ

с ТНР (вар. 5.1.)

_____________, обучающегося 1в класса

2018/2019 уч.год

Авторы-составители программы:

Верещагина Л.И., учитель

Дружинина В.Н., педагог-психолог

Шнюкова Е.А., учитель-логопед

С АОП НОО для обучающегося с ограниченными возможностями  здоровья ознакомлена:

    _____________/________________________________________________/

Подпись и расшифровка  (фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей)

с. Карпогоры, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………... 3
  1. Психолого – педагогическая характеристика обучающегося ……...6
  2. Особые образовательные потребности обучающегося …………… 8
  3. Специальные образовательные потребности обучающегося ……..10
  1. Содержание программы …………………………………………………13
  1. Образовательный компонент ……………………………………......13

               2.1.1. Рабочая программа по предмету «Русский язык»…………….13

    2.1.2.Система оценки достижения планируемых результатов освоения        основной образовательной программы НОО для обучающегося с ТНР вариант 5.1 ……………………………………….17

2.2 Коррекционный компонент ……………………………………

     2.2.1.Программакоррекционно – развивающих занятий для обучающегося с ТНР вариант 5.1(педагог - психолог) ………………..20

    2.2.2. Программа коррекционно – развивающих занятий для обучающегося с ТНРвариант 5.1 (учитель – логопед)…………………25

    2.3. Воспитательные компонент ……………………………………...36

   3. Оценка результатов реализации АОП НОО С ТНР вариант 5.1 ………...39

   4. Приложения ………………………………………………………………...40

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Карпогорская средняя школа №118» (далее – АОП НОО) разработана для обучающегося 1 в класса ______ФИ (2010 г.р) на основании заключения ПМПК, протокол  _______________. и в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644;
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с  ОВЗ (задержка  психического развития) (вариант 7.1.);
  4. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. №26);
  5.  Адаптированная основная общеобразовательная программа МБОУ Карпогорская средняя школа №118» для обучающихся с ЗПР вариант 7.1
  6. Устав школы

Цель реализации АОП - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР, обеспечивающих усвоение им АООП НОО,  социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

- достижение планируемых результатов освоения АОП  для обучающихся с ТНР, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности обучающегося с ТНР в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;

-предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды посёлка, района, города.

В основу разработки  и реализации  АОП  НОО  обучающихся  с  ЗПРзаложены дифференцированный и деятельностныйподходы.

В основу  формирования  АОП НОО  обучающихся с  ТНР  положены

следующие принципы:

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;

-принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

-принцип сотрудничества с семьей.

Сроки реализации АОП: 1 учебный год (2018/2019 уч.г.)

Обучение в 1 классе осуществляется по УМК «Школа России», методический комплект включает в себя:

Азбука в двух частях. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Прописи в 4-х частях. Авторы: Горецкий В.Г., Федосова Н.А.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 
Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. 
Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.

Окружающий мирАвтор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др. 

         ТехнологияАвторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Физическая культура. Автор: Лях В.И.

Музыка. Автор: Алеев В.В.

В первом классе 33 учебных недели, уроки в 1 полугодии по 35 минут, со 2 полугодия 45 минут.

  1. Психолого – педагогическая характеристика обучающегося

ФИ___________

Дата рождения –

Адрес по месту жительства:

Родители- _____________________

 проживает с матерью, бабушкой и старшим братом ( 14 лет)

До поступления в первый класс обучался в детском саду _______5 лет. Принят в 1в класс МБОУ «Карпогорская средняя школа №118» в 2018 – 2019 учебном году, в возрасте 8 лет. В классе 21 человек.

        По рекомендации ЦПМПК проходит обучение по АООП НОО  для обучающихся с ТНР (ФГОС НОО О с ОВЗ, вариант 5.1, инклюзия). Обучается по УМК «Школа России»

         К школе имя адаптировался в течение месяца. В основном преобладает игровой вид деятельности. На переменах очень активен, подвижен. Любит играть в мяч и подвижные игры, не агрессивен.

 На уроках особой активности не проявляет, но если знает ответ, то поднимает руку и отвечает. К школе подготовлен слабо, читать и писать не умел, знал некоторые буквы и цифры, умел считать да 10. Моторика руки развита слабо. Пишет левой рукой и нажим на ручку очень слабый. Письмо получается неровным.

По математике умеет пересчитывать предметы, вычисляет практически безошибочно, при помощи пальцев, на слух допускает ошибки в составе числа до 10. Затруднено понимание задач, но после дополнительного объяснения может их решить. Испытывает затруднения в черчении отрезков и письме цифр из-за слабой моторики руки.

При усвоении письма наблюдаются трудности в скорости письма. Затруднено письмо с печатного текста в письменный, долго вспоминает буквы, путает заглавные и строчные. Чтение слов и предложений затруднено, но постепенно запоминает буквы и сливает слоги. Не может запомнить все буквы. Речь не совсем понятна, так как нарушено звукопроизношение: не выговаривает шипящие,  затрудняется в произношении сонорных, много мягких звуков, но в определении звуков по твердости – мягкости редко ошибается. В тетрадях очень грязно, но скорее из-за слабой моторики руки.

        Имя очень скромный и стеснительный.        Со сверстниками контактирует. Может работать в группе и паре.

  На уроках технологии и изобразительного искусства работает с удовольствием, но работы не совсем аккуратные.

Физическое развитие в норме. На уроках физкультуры активен, проявляет интерес, играет по правилам, выполняет все упражнения.

Имя не обладает хорошей работоспособностью, быстро устаёт, отвлекается, вероятно из – за замедленного темпа выполнения задания в сравнении с другими детьми. Продуктивность в деятельности неравномерная, в течении урока все зависит от заинтересованности. Мотивация к учению слабая.

В семье уделяется недостаточно внимания к стимулированию  учебной деятельности. С мамой стараются выполнить задания, но не все. Особое внимание уделяется ежедневному чтению.

Помощь учителя заключается в переключении игровой деятельности в учебную при выполнении заданий. Создание комфортной не раздражающей среды. Постоянное стимулирование к деятельности.

Заключение ЦПМПК Архангельской области

Заключение. ОНР – III уровня у ребёнка с дизартрией

Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Рекомендации ЦПМПК

        - образовательная программа: АООП НОО для обучающихся с ТНР (ФГОС НОО О с ОВЗ, вариант 5.1)

        - форма обучения: очная

        - режим обучения: полный день

        - психолого-медико-педагогическая коррекция:

с педагогом – психологом по развитию ММР и ЗМК, формированию пространственно – временных представлений

с учителем - логопедом по формированию и коррекции нарушений звукопроизношения, развитию всех компонентов речи, профилактика нарушений чтения и письма. Помощь в освоении АООП.

        - дополнительные условия: наблюдение невролога (дизартрия)

Вариант 5.1. предназначен для образования обучающихся с ОВЗ, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Имя полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия).

  1. Особые образовательные потребности обучающегося с ТНР, вариант 5.1

-получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося сТНР;

-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание  предметных  областей, так и в процессе

индивидуальной работы;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации.

Специфические образовательные потребности:

-адаптация основной  общеобразовательной  программы начального

общего образования  с учетом необходимости коррекции  психофизического

развития;

-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики  психических процессов обучающихся с ТНР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

-комплексное сопровождение, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального  развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

-организация  процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися сТНР  с  учетом  темпа учебной работы,

-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности  образования и

сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

-обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

-постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

-постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

-развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

-обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

  1. Специальные образовательные потребности обучающегося с ТНР, вариант 5.1

Учитывая особые образовательные потребности детей с ТНР, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:

-  совершенствование движений и сенсомоторного развития,

- коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие и коррекция всех видов памяти, внимания, восприятия), пространственных и временных представлений и т.д.),  

- развитие основных мыслительных операций и различных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического,

-развитие умения планировать деятельность,

-  коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (снятие психического дискомфорта, выработка адекватных форм поведения)

- развитие самооценки, обогащение спектра эмоций, развитие активности,  

- коррекция и развитие речи (коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи, уточнение, обогащение и активизация словаря, коррекция и развитие грамматического строя речи),

-  развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, графомоторных навыков и т.д.),  

-укрепление соматического и психического здоровья

Объекты адаптации

Содержание возможных изменений

Организация учебного процесса

Без изменений

Программы учебных предметов

  • Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий: вместо письменной работы – рисование, работа с натуральными объектами; вместо черчения и измерения геометрической фигуры-только ее измерение; использование наглядного материала при счёте
  • Возможность замещения объемных устных или письменных заданий другими, более доступными для ребенка видами и формами работы (несколько небольших сообщений вместо одного большого, устное сообщение или рисунок по результатам наблюдения или экскурсии, заучивание стихотворения меньшего объема)
  • Разноуровневые задания (Общая деятельность, в которой у каждого ученика своя роль; Внешне схожие задания с разными уровнем сложности; Сходные задания с разной долей помощи педагога; Сходные задания, выполняемые с применением вспомогательных средств или на общих условиях; Сходные задания разного объёма; Сходные заданиях на разном материале)

перепланировка количества часов в структурных единицах программы;

Учебники и

учебные пособия

  • Электронные приложения к обычным учебникам и тетрадям;
  • Маркировка важной информации;
  • Предоставление списка слов и оборотов речи, математических понятий, потенциально непонятных уч-ся (с пояснениями, иллюстрациями, синонимическими заменами);
  • Обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный опыт ребенка для изучения темы (тексты, иллюстрации, видео);
  • Поощрение предварительного ознакомления с текстом учебника до работы с ним на уроке.

Организация учебной работы в классе

  • Расположение мебели, обеспечивающее учащимся работу индивидуально, парами, небольшими группами;
  • обеспечение достаточного пространства для передвижения ребенка с ОВЗ;
  • Наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ и уважительное  отношение  к этим правилам других детей класса;
  • Близость расположения ребенка с ОВЗ к учителю;
  • За партой вместе с сильным учеником;
  • Наличие свободного доступа в классе к справочным, наглядным, информационным материалам;
  • Предоставление ребенку дополнительного времени на выполнение задания;
  • Наличие необходимых специализированных технических средств.

Способы предъявления заданий

  • Предъявление инструкций как в устной, так и в  письменной форме,
  • Неоднократное повторение инструкции, индивидуальные указания ребенку с ОВЗ;
  • Индивидуальное объяснение заданий;
  • Готовые образцы выполненной работы для копирования учеником;        
  • Объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе;
  • Выявление понимания инструкции;
  • Поэтапное разъяснение заданий.

Способы выполнения заданий

  • Демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в этом процессе ребенка с ОВЗ;
  • Выполнение заданий в парах (здоровый ребенок-ребенок с ОВЗ);
  • Выполнение задания в малой группе, где ребенок с ОВЗ выполняет часть задания, которая для него доступна;
  • Индивидуально выполнение задания, имеющего коррекционную направленность.

Индивидуальные средства помощи

  • Справочная таблица по пройденному материалу;
  • Планы ответов, подсказки в виде рисунков для устных ответов.

 Текстовые материалы

  • Дополнение печатных учебных материалов аудио- и видеоматериалами, а также индивидуальной помощью  в случае затруднений в понимании слов и оборотов речи, смысла содержания;
  • Обеспечение ребенка с ОВЗ печатной копией домашнего задания, записываемого учителем на доске;
  • Предоставление дополнительного времени для работы с текстовым материалом;
  • Использование линейки или трафарета во время чтения для его облегчения.

Формы и способы контроля и оценки знаний

  • Предоставление возможности выбора контрольного задания;
  • Разрешение переделать задание, с которым не справился;
  • Проведение контрольной работы (тестирования) в помещении без внешних раздражителей;
  • Увеличение времени на выполнение задания;
  • использование индивидуальных средств (счетные материалы, карточки и т.п.)

        В ходе наблюдения за ____было выявлено, что особые затруднения проявляются в овладении навыками письма: затруднения в переводе печатного текста в письменный, ориентация в рабочей и дополнительной строке, одновременное использование заглавных и строчных букв, поэтому рабочей группой  было принято решение об изменении рабочей программы  «Русский язык», входящей в УМК «Школа России». Остальные учебные предметы _________будет осваивать одновременно с другими обучающимися в классе.

  1. Содержание программы
  1. Образовательный компонент
  1. Комиссией по разработке АООП НОО О для обучающихся с ТНР по ФГОСНОО, вариант 5.1 было принято решение, об  изменении рабочей программы «Русский язык» для первого класса входящих в УМК «Школа России», остальные предметы будет осваивать одновременно с другими обучающимися (инклюзия)  в классе. Особое внимание уделяется коррекционной работе с педагогом – психологом и учителем – логопедом.

               2.1.1. Рабочая программа по предмету «Русский язык»разработана на основе ФГОС  НОО по русскому языку, Примерной программы НОО по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.

Осуществление коррекционной работы по предмету «Русский язык» (обучение письму) к УМК «Школа России» осуществляется с использованием данных учебно – методических пособий:

-Горецкий В.Г., Федосова Н. А. Прописи 1 класс в 4-х частях. М.: «Просвещение», 2018г.

-Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. М.: «Просвещение», 2016г.

-Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 1 класс/сост. И.В. Позолотина, Е.А. Тихонова, М.: ВАКО, 2016г.

Изучение «Русского языка» адаптирует формирование и коррекцию в написании букв, звукопроизношении и развитию компонентов речи, через перераспределение часов в рабочей программе. Больше занятий уделяется разделам «Слова, слова, слова… и Слово и слог. Ударение ». В календарно – тематическом планировании внесены корректировки индивидуальной работы с________. Для него используются дополнительные методы и приёмы.

При освоении блока «Обучение письму» изменений нет.

По программе:165ч. в год, 5 ч. в неделю

Содержание программного материала

Количество часов

ФГОС НОО

АОП НОО (5.1)

Обучение письму (115ч.)

Добукварный период

20ч.

20ч.

Букварный период

80ч.

80ч.

Послебукварный период

15ч.

15ч.

Русский язык (50 часов)

Наша речь

2ч.

2ч.

Текст, предложение, диалог

3ч.

3ч.

Слова , слова, слова…

4ч.

8ч.

Слово и слог. Ударение

6ч.

8ч.

Звуки и буквы

34ч.

28ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «Русский язык»

К концу изучения блока «Русский язык» обучающийся научится:

- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;

- различать слово и предложение;

-правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й];

- обнаруживать в словах изученные орфограммы;

- правильно оформлять границы предложений;

Обозначать пробелами границы слов;

- писать большую букву в именах собственных;

- соблюдать основное правило переноса слов;

- правильно писать ударные слоги и устойчивые сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;

- не употреблять мягкий знак в буквосочетаниях чк,чн, нч, нщ и др.;

- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.

К концу изучения блока «Русский язык» обучающийся получит возможность научиться:

        - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);

        - обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки в специально предложенных и своих записях;

        - правильно писать слова с удвоенными согласными;

        - под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

        - составлять текст из предложенных абзацев;

        - выполнять звуко – буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и написанием;

        - писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.

2.1.2.Система оценки достижения планируемых результатов освоения        основной образовательной программы НОО для обучающегося с ТНР вариант 5.1

Система оценки достижения обучающимися с ТНРпланируемых результатов освоения АОП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

        Оценка результатов освоения обучающимися с ТНР АОП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации  освоения АОП НОО в иных формах.

Специальные условия  проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ТНР:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

- увеличение времени на выполнение заданий;  

- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Для оценивания предметных результатов освоения обучающимися с ОВЗ в МБОУ «Карпогорская средняя школа №118» принят локальный акт «Положение о текущем контроле и системе оценивания обучающихся с ОВЗ»

   Оценка достижения метапредметных результатов обучающимися с ОВЗ (ТНР) (вместе с нормально развивающимися сверстниками). Используются комплексные и тренировочные задания.

   Для оценки степени сформированности  личностных результатов у обучающихся с ТНР  проводится вместе с обучающимися.

  Осуществление оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы опирается на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ТНР;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АОП НОО, что обеспечивает объективность оценки.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.

Оценка результатов освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используются все три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика.

Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния  нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.

Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ТНР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.

Дляоценкирезультатов освоения обучающимися с ТНР  программы коррекционной работы используетсяметод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).

Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.

Результаты освоения обучающимися с ТНР  программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

Оценкаличностныхрезультатов,метапредметныхрезультатов,предметных результатов,        система        внутришкольного  мониторинга образовательных   достижений        и        портфель        достижений    как инструменты        динамики образовательных  достижений,  итоговая  оценка  выпускника  производятся  в соответствии  с  положениями,  изложенными  в основной  образовательной программе  начального общего  образования(в соответствии с ФГОС).

Для        мониторинга        метапредметных        результатов  используются  комплексные  проверочные  и  тренировочные  задания.  Итоговая  работа  позволяет  выявить  и  оценить  как  уровень  сформированности  важнейших  предметных        аспектов        обучения,        так     и     компетентность обучающегося в  решении  разнообразных  программ.

2.2 Коррекционный компонент.

2.2.1 Программа коррекционно – развивающих знаний для обучающегося с ТНР

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 1 класса разработана в соответствии с  федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования  обучающихся с ТНР и на основе методических рекомендаций и  пособий по коррекционной работе с детьми сТНР, а так же на основании рекомендаций Центральной психолого-медико–педагогической комиссии Архангельской области.

Данная программа направлена на коррекцию недостатков психического развития обучающегося с ТНР, в частности на развитие пространственно-временных представлений и зрительно-моторной координации.

Целью данной программы является создание условий для развития познавательных процессов до уровня соответствующего возрастной норме и позволяющего успешно осваивать учебную программу.

Задачи, позволяющие реализовать заданную цель:

1. Развивать когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной школе.

2. Формировать и развить общеучебные умения и навыки (целеполагание, оценка и контроль).

3.Развить мышление (умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать)

4. Развивать моторику и зрительное восприятие.

5. Формировать навыки произвольной психической деятельности

6. Формировать позитивную самооценку.

С целью успешной реализации программы, определены следующие шаги:

диагностика и развитие познавательной сферыи целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развитие пространственно-временных представлений);

- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

- формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального  поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях, развитие навыков конструктивного взаимодействия);

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Данная программа предполагает следующие формы и методы работы:

  • Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия).
  • Игротерапия 
  • Психогимнастика  
  • Упражнения
  • Беседа
  • Наблюдение

Условия реализации программы

Программа состоит из 66 занятий. Занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю в течение 30-35 минут.По мере развития, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, степени нарушения той или иной сферы, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем коррекционного - развивающего воздействия по определенной теме, указанной в тематическом планировании.  

Содержание программы

Структура занятия

Материал каждого занятия рассчитан на 30 -35 минут.

Время

Компонент занятия

1-2 минуты

ПСИХОГИМНАСТИКА 

Цель: улучшение мозговой деятельности и как следствие: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, ускоряются психомоторные процессы.

2-3 минут

РАЗМИНКА 

Цель: создание у ребенка положительного эмоционального фона, включение в работу.

10-15 минут

 ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (памяти, внимания, мышления, восприятия)

Цель: развитие психических процессов, углубление знаний, совершенствование умений и навыков.

1-2 минуты

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА  или  КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ 

В зависимости от характера нагрузки на предыдущем этапе работы.

Цель: способствует снятию напряжения, развитию умения переключаться с одной деятельности на другую, позволяет сохранить работоспособность и позитивный настрой.

5-10 минут

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Цель: развитие общеучебных умений: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию.

5-7 минут

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Цель: развитие внимания, глазомера, зрительной памяти, аккуратности, развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление.

1-2 минуты

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: развитие навыков самооценки, самоконтроля, формирование позитивной «Я-концепции».

Основными направлениями работы являются:

1.  Диагностическая работа обеспечивает комплексное обследование  с целью выявления уровня психического и личностного развития ребенка.
2. Коррекционно-развивающая работа 
обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии ребенка в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
3. Консультативная работа 
обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;

4. Информационно-просветительская (профилактическая) работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

2

Промежуточная диагностика и тестирование с целью контроля результативности работы и коррекции способов, приемов и приоритетных направлений работы.

2

Итоговая диагностика с целью контроля результатов коррекционно-развивающей работы.

2

Уточнение предпосылок овладения когнитивным компонентом (пространственно-временные представления). Выявление наиболее продуктивных видов и форм организации деятельности.

1

Развитие свойств и произвольности внимания

(упражнения и задания «Корректурная проба», «Найди отличия», «Что пропало», игры типа «Летает – не летает», «Пожалуйста…», «Веселый счет», «Растения - животные»)

10

Развитие зрительного и слухового восприятия

(упражнения и задания «Собери картинку», «Что стоит за…», «Отгадай, чья тень», «Отгадай, чей голос/звук», «Какой фрагмент подходит», «Запиши слова», «Узор из кубиков»)

10

Развитие видов и скорости мышления

(«Найди лишнее», «Что объединяет», «Продолжи ряд», «Дорисуй фрагменты», «Без чего не может быть», «Найди похожее», «Материал – инструмент - продукт», проблемные ситуации, «Найди ошибки», «Закончи слово», «Превращаем слова», «Бывает – не бывает»)

10

Развитие памяти

(«Что было на картинке», «Что было названо», «Что пропало», «Портрет по памяти», «Продолжи ряд», «Что есть в комнате», «»)

10

Развитие когнитивного компонента

(«Ориентация в пространстве: право, лево, впереди, сзади, над, под», «Я и мое тело», «Пространство и форма», «Явления окружающей среды и их последовательность (смена времен года, дня и ночи)»)

9

Развитие зрительно – моторной координации  

(работа с прописями, «Графический диктант», «Дорисуй вторую половину», «Перенеси к себе в тетрадь», гимнастика для развития координации движений и мелкой моторики)

10

Ожидаемые результаты

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности;

- оценивает деятельность и поступки свои и сверстников;

- способен адаптироваться в новых условиях деятельности (в т.ч. и учебной);

- способен сопереживать и сочувствовать, давать моральную оценку поступкам.

- принимает и сохраняет учебную задачу;

- применяет способы самооценки выполнения действий;

- адекватно принимает оценку своей деятельности со стороны.

- умеет выделять главный признак;

- умеет обобщать и классифицировать;

- способен осуществлять контроль при соотнесении собственной работы с установленным образцом.

- продуктивно взаимодействует со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;

- умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою.

Главный результат по окончанию коррекционно-развивающих занятий – преодоление обучающимся трудностей успешного освоения образовательной программы.

Средства контроля реализации программы

Контроль за продуктивностью и результативностью реализации данной программы коррекционно-развивающих занятий будет осуществлен в три этапа:

1. Первичная диагностика для определения исходного уровня развития ребенка.

С этой целью будет использована методика Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе» и методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.

2. Промежуточная диагностика для определения результативности работы и коррекции способов, приемов и приоритетных направлений.

Промежуточная диагностика предполагает анализ педагогом – психологом продуктивности совместной деятельности (анализ письменных работ и протоколов занятий). При необходимости могут быть использованы дополнительные методики для определения уровня развития конкретного показателя.

3. Итоговая диагностика для определения достижения поставленной цели в работе с ребенком.

Для этого будет использована методика Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе», методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина и анализ продуктивности совместной деятельности педагога-психолога и ребенка.

2.2.2.Программа коррекционно – развивающих логопедических знаний для обучающегося 1-го класса с ТНР

Данная коррекционно-развивающая логопедическая предназначена для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ТНР. Срок освоения коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для учащихся с ТНР составляет, приблизительно, 3 года. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от особенностей, возраста ребенка.

Данная  программа разработана в соответствии с требованиями:

  • Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948;
  • Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006;
  • Федерального закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ;
  • Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012;
  • Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями;
  • Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 03.07.1998;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Теоретической основой программы являются:

  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.В.Ястребовой, от 1996 года.
  • Т.П.Бессоновой (1996г.); инструктивное письмо Мин.образования России от 14.12.2000 года
  • Положение  «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Цель  логопедических занятий: диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ТНР определяются задачи курса:

– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

– обогащение словаря, его расширение и уточнение;

– коррекция недостатков грамматического строя речи;

– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

– совершенствование коммуникативной функции речи;

– повышение мотивации речеговорения;

– обогащение речевого опыта;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Принципы и подходы к формированию программы коррекционно-логопедического развития, адаптированной для обучающихся с ТНР.

 В основу формирования программы коррекционно-логопедического развития, адаптированной для обучающнгося с ТНР положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.)[1];
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося ирасширение его  «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
  • принцип преемственности, предполагающий при проектировании коррекционно-логопедической программы речевого развития обучающихся с ТНР ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
  • принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  
  • принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
  • принцип сотрудничества с семьей.

В основу разработки коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной обучающегося с ТНР заложены дифференцированный,  деятельностный  и системный подходы.

Дифференцированный подход к построению коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Коррекционно-развивающая логопедическая программа, адаптированная для обучающихся с ТНР создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:

  • структуре образовательной программы;
  • условиям реализации образовательной программы;
  • результатам образования.

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных  материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Деятельностныйподход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

В контексте разработки коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для детей  с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:

тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;

воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;

реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

Место курса в учебном плане:

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся сТНР, является обязательной частью внеурочной деятельности  индивидуальными коррекционно-развивающими логопедическими занятиями.

Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО.  Рабочая программа рассчитана на 99 часов (3 часа занятий, 33 учебных недели). Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 20–25 минут в сентябре-октябре, до 30 -  35 минут с ноября.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

В соответствии с выделенными в ПрАООП НОО обучающихся с ТНР логопедическая работа в 1-4 классе может быть  обозначена ниже перечисленными разделами.

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.

Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы: своевременное выявление обучающихся «группы риска», положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними, снижение количества обучающихся «группы риска».

Предметные результаты:

1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова, практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

 4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты:

1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

5. Умение задавать вопросы.

К концу коррекционных занятий обучающиеся узнают:

  • строение артикуляционного аппарата;
  •  акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  •  о значении правильного дыхания;
  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой. научатся:
  •  четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  •  называть отличия гласных и согласных звуков;
  •  правильно обозначать звуки буквами;
  •  производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  •  дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  • определять место ударения в слове;
  •  правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

 познакомятся с:

  •  значениями многих лексических единиц;
  •  правилами связи слов в предложении;
  •  основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся смогут научиться:

  • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
  •  пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  •  осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
  • анализировать речь (на уровне текста, предложения);
  •  пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
  •  грамматически правильно связывать слова в предложении;
  •  составлять текст на определенную тему;
  •  использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
  •  интонационно оформлять высказывание.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

 - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

 - создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

 - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

 - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

 - возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

 - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями

Методические пособия и информационное обеспечение:

  •  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Козырева Л.М.Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
  •  Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.
  •  Презентации: «Логогимнастика, гласные звуки и буквы, звук и буква И, к нам поступила шифровка, дифференциация м –мь, п –пь, с –ш, звук и буква Ж».

1. www.logopunkt.ru

Игры для Тигры. Логопедическая коррекционная программа.

2. Методическая разработка Якимчук Т. А.

Школа тётушки Совы. Звонкие - глухие согласные «Д»-«Т».

3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

4. Психологический центр "Адалин"

http://adalin.mospsy.ru/

5. Портал "Логопеды.ru"

http://logopedy.ru/portal/

6. Логопункт.ru

http://www.logopunkt.ru/

7. Логопед.ру

http://www.logoped.ru/index.htm/

8. Логопед

http://logopediya.com/

9. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

http://logozavr.ru/

10. Логобург

http://logoburg.com/

11. Журнал "Логопед"

http://www.logoped-sfera.ru/

12. Дефектология для Вас

http://defectus.ru/ 28

Средства мониторинга

Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики и содержания коррекционной работы. Для диагностики уровня развития устной и письменной речи используется адаптированная тестовая методика  Фотековой Т.А.

2.2.3 Воспитательный компонент

Цель  которого:

Воспитание  социально активной,  максимально  адаптированной  личности, проявляющей  себя в  Я-концепции,  обучение  самостоятельному  поведению в  разнообразных  жизненных  ситуациях,  повышение  уровня  ее  потребностей и интересов через создание оптимально комфортных условий самовыражения  обучающегося путем согласованной коррекционно– развивающей  работы  педагогов  школы,  представлен следующими направлениями:

Приоритетные направления  воспитательной работы  с обучающимся с ТНР.

Направление

Задачи

Формыдеятельности

1

Общеинтеллектуальное

- создавать  условия для становления, развития  и совершенствования интеллектуальных  возможностей обучающегося средствами  воспитательной работы;

- создавать обучающемуся  возможность проявлять  свои интеллектуальные достижения в школе и за ее  пределами;- изучить  и  влиять  на кругозор

обучающегося, его познавательный интерес, увлечения.

- Выбор и посещение кружка;

- Участие в предметных  неделях;- Участие в школьных мероприятиях,  направленных на интеллектуально-познавательную деятельность.

2

Спортивно – оздоровительное

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья;

- воспитание потребности о здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, воспитание позитивного отношения обучающегося к урокам физической культуры и занятиям спорта;

- формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

- участие в спортивных соревнованиях, спортивных праздниках, в т.ч. и с привлечением к участию родителей;

- организация и обеспечение обучающегося с ОВЗ бесплатным питанием;

- посещение уроков ПДД, профилактических занятий «Полезные привычки», «Здоровое питание»;

- тематические беседы, классные часы.

3

Общекультурное

- воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное; - развитие художественных способностей;

- воспитание чувства любви к прекрасному.

- участие в конкурсах рисунков, выставках художественного труда, поделок из овощей, и др.

- участие в праздниках класса, школы;

- выполнение посильных ролей в сценках мероприятий.

4

Духовно - нравственное

-воспитание        волевых качеств обучающегося, способности к критическому осмыслению        своих     сильных     и     слабых сторон;

-развитие        доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

-формирование        у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного заботливого     отношения        к старшим и младшим;

-формирование        основ        морали, нравственного        самосознания      личности, способности      к      духовному      развитию, реализации творческого потенциала.

- участие в месячнике военно-патриотического воспитания, концертах и праздниках (День матери, День Победы и др.);

- привлечение к участию в благотворительных акциях помощи пожилым людям, инвалидам;

-беседы о правилах поведения, мерах безопасного поведения в различных ситуациях,

5

Работа с родителями

- ознакомление с материальными условиями жизни семьи, психологическим климатом в семье, особенностями поведения ребенка в семье;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;

- совместное проведение досуга.

- беседы – индивидуальные, профилактические, по запросу учителя или родителей;

- привлечение родителей к участию в мероприятиях школы, внеклассных мероприятиях;

- организация консультаций педагогом-психологом, учителем-логопедом по необходимости.

3. Оценка  результатов реализации АОПНОО (вариант 5.1.)

- проводится  на  основе  комплексной  оценки  индивидуального  развития ребёнка,  которая  проводится  ведущими  специалистами  не  менее  2 раз  в  год  и включает в  себя:

- логопедическое  обследование, которое проводит учитель-логопед на этапе начала  работы по реализации  АОП(октябрь),  в  середине учебного года (январь) с целью  корректировки образовательных задач АОП  и  в конце учебного года (апрель-май).

Задачи,  для  решения  которых  могут  использоваться  результаты  логопедического обследования:  индивидуализация  образования,  которая  предполагает  поддержку ребенка,  построение  его  образовательной траектории и коррекцию его речевого  развития.

Итогом  данного обследования является  логопедическое заключение;

-психологическое  обследование,  которое  проводит  педагог-психолог  на этапе  начала  работы  по  реализации  АОП  (октябрь),  в  середине  учебного года  (январь)  с  целью  корректировки  образовательных  задач  АОП  и  в  конце   учебного        года        (апрель-май). Итогом данного обследования   является  психологическое  заключение;

-        педагогическую        диагностику        уровня        освоения        ребёнком материала образовательной  программы,        которую  проводит  педагог  на  этапе  начала работы  по  реализации  АОП(октябрь),  в  середине  учебного  года  (январь)  с целью корректировки  образовательных   задач  АОП  и  в конце  учебного  года (апрель-май).        Педагогическая  диагностика  индивидуального  развития   ребёнка направлена,  прежде     всего,  на  определение  наличия  условий  для  развития ребёнка  в  соответствии  с  его  возрастными   особенностями,   возможностями  и индивидуальными  склонностями.        Итогом  данной   диагностики  выступает педагогическая характеристика.

Результаты обследования детей с ЗПР заносятся в   протоколы обследования ребенка.

Результатом  реализации   АОП  будет   достижение   обучающимся   уровня обученности,  соответствующего его психофизическим   возможностям.

Приложение 1.

Учебный план начального общего образования (недельный) для обучающегося  МБОУ  «Карпогорская средняя школа №118»

с ТНР   (вариант 5.1.)  в рамках ФГОС НОО  на 2018-2019 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

1  

класс

ФИ

ВСЕГО

на уровне начального общего образования

Филология

Русский язык

5

20/18

Литературное чтение

4

15/15

Иностранный язык (английский, немецкий  языки)

-

6/6

Математика и информатика

Математика

4

16/16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

8/8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

1/1

Искусство

Музыка

1

4/4

Изобразительное искусство

1

4/4

Технология

Технология

1

4/4

Физическая культура

Физическая культура

2

8/10

Итого:

20

86/86

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

1

Истоки

1

4

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21

90

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)

10

40

Логопедические занятия

3

12

Психокоррекционные  занятия

2

8

Внеурочная деятельность

6

20

Всего

31

130

Учебный план начального общего образования (годовой) для обучающегося  

МБОУ  «Карпогорская средняя школа №118»

с ТНР   (вариант 5.1.) в рамках ФГОС НОО  на 2018-2019 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

1 класс

ФИ

Всего планируется на уровне начального общего образования

Филология

Русский язык

165

675/608

Литературное чтение

132

506/506

Иностранный язык (английский, немецкий  язык)

-

204/204

Математика и информатика

Математика

132

540/540

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

270/270

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

34/34

Искусство

Музыка

33

135/135

Изобразительное искусство

33

135/135

Технология

Технология

33

135/135

Физическая культура

Физическая культура

66

270/337

Итого:

660

2904/2904

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

-

Истоки

33

135/135

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

693

3039/3039

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)

330

1350/1350

Логопедические занятия

99

405/405

Психокоррекционные  занятия

66

270/270

Внеурочная деятельность

165

675/675

Всего

1023

4389\4389



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...

Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР

Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс  разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...

Адаптированная образовательная программа по математике 3 класс

Адаптированная образовательная программа ― это образовательная программа, адаптированная для учащегося с умственной отсталостью, с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных во...

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...

Адаптированная образовательная программа с ТНР 1 класс

АОП с ТНР составлена для обучающихся 1 класса 2016 - 17 учебный год с учётом рекомендаций ТПМПК....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для обучающихся 2 класса на 2016-2017 уч.г.

Настоящая  адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ,  Конвенцией о правах реб...