Использование сказки в эмоциональном развитии старших дошкольников
план-конспект

 Статья содержит подробное описание формы работы со сказками, принцепы построения игрового занятия для детей старшего  дошкольникольного возраста. А так же конспекцы занятий по сказкам: Цыфирова Г.М. " Приключение пароходика" и русской народной сказки " Заяц-хвастун".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказки в эмоциональном развитии старших дошкольников

                                                                                      Из опыта работы педагога - психолога

                                                                                      Селезневой В.В

 

     Не секрет, что дети любого возраста очень любят сказки, а попасть в настоящую сказку мечта любого ребенка. И мы взрослые способны превратить его мечту в реальность, используя метод игровой сказкотерапии.   Применяя в своей работе   игровую сказкутерапию педагог может  обеспечить ребенку  овладения  основными целевыми ориентирами , в  соответствии с ФГОС дошкольного образования :  активное взаимодействие со взрослыми  и сверстниками, способность договариваться ,учитывать  интересы и чувства других, сопереживание  неудачам и радость от успехов других, адекватное   проявление своих эмоций, различение  условной и реальной ситуации, выражение своих  чувств и желаний, участие в совместных играх,

 Используя  данный метод в работе с детьми можно решить следующие задачи:

*Развитие фантазии и воображение

* Развитие умения выражать свои мысли

* Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения

   пристраивать свои собственные  мысли и фантазии в контекст повествования.

*Развитие способности встать на место другого, умения посмотреть на мир с разных

  сторон.

*Развитие эмпатии

*Расширение репертуара  эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их

  распознавать.

*Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.

После того как вы определились с выбором приоритетных  для вас задач, приступаем к выбору сказки, придерживаясь определенных правил. Сказка может быть как хорошо знакома ребенку, так и  совершенно новая.

 Сказка должна:

  • соответствовать возрасту ребенка и быть ему  понятной.
  • сюжет должен быть увлекательным и  динамичным.
  • соответствовать моральным принципам и нормам принятым в обществе.

Построение занятия по игровой сказкотерапии  строго структурировано и состоит из нескольких этапов:

1этап: Ритуал входа в сказку

2 этап: Рассказывание сказки

3 этап: Ритуал выхода из сказки

4 этап: Обсуждение  сказки.

 Остановимся подробно на значении и содержании каждого этапа.

1 этап: Ритуал входа в сказку- признан настроить ребенка на   восприятие сказки, пробудить в нем желание включиться в предложенную педагогом  игровую  ситуацию.

Для этого можно использовать различные игры и упражнения. Это могут быть как известные игры на взаимодействия, передачу эмоций и тд.:

 игры: « паутина», « улыбка», « ладошки» и т.д. ,так и придуманные специально  для  конкретной сказки самим педагогом.

2 этап: Рассказывание сказки. Данный этап состоит собственно    из рассказывания педагогом сказки, по ходу повествования педагог включает разнообразные игровые  упражнения, соответствующие  контексту данной сказки. С этой целю можно применять различные методы и приемы:

 

  • Пальчиковые игры;
  • Имитационные игры;
  • Психогимнастика;
  • Упражнение на координацию движений;
  • Этюды на отображения черт характера и различных чувств и эмоций;
  • Упражнение на психомоторную координацию;
  • Кинезиологические упражнения.
  • Игры на внимания, память и логику.

3 этап :Выход из сказки.  Полностью повторяет первый этап.

4  этап: Обсуждение  сказки. После завершения игровой ситуации необходимо  поговорить с детьми о сказке, о ее героях и поступках и т.д. Вопросов не должно быть очень много, но они должны  конкретные и понятные детям. Характер вопросов должен соответствовать   содержанию  сказки и  задачам, решаемым    с помощью данной игровой ситуации.

 

  Конспект развивающего занятия по сказке      

      Цыфирова Г.М. «Приключение  пароходика».

      ( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Снятие психомышечного  напряжения, осознание собственного тела и выразительности движений, умение действовать синхронно тексту. Развитие способности понимать  эмоциональное состояние  других людей, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

1 этап. Ритуал входа в сказку: упражнение « Улыбка».

Дети стоят  в кругу, психолог предлагает улыбнуться соседу справа и слева, затем повернуться   вокруг себя и  оказаться в сказке.

2.этап. Рассказывание сказки:

     Жил-был пароходик. Летом он плавал по реке  и перевозил людей, а зимой грустил в тихой  бухте и вспоминал лето. Однажды пароходик так загрустил, что позабыл, как нужно  гудеть. Наступило лето, а пароходик так и не смог  вспомнить, как нужно гудеть. Решил пароходик проплыть вдоль берега и у кого-нибудь спросить. Так он и сделал.

Пальчиковая игра  «Кораблик»:

По реке плывет кораблик        Ладони сложить лодочкой

Он плывет из далека                 выполнять волнообразные движения

                                                     руками.

На кораблике 4-ре                      показать одновременно по 4-ре  

Очень храбрых моряка.             пальца на каждой руке.

У них ушки на макушке            приложить обе ладони к голове

У них длинные хвосты               пальцы рук сложить в щепотку

                                                      и  развести в сторону.

И страшны им только кошки     растопыренными, пальцами рук

                                                       совершать

Только кошки и коты                царапающие движения.

Продолжение сказки:

Плыл, он плыл вдоль берега и повстречал щенка. Остановился пароходик и спрашивает: « Ты, не знаешь, как   надо гудеть?»

« Нет, – говорит щенок, -Я умею только лаять - Гав-Гав, хочешь, научу?»

«Что ты, что ты!- испугался щенок,- Если я буду лаять , все пассажиры  разбегутся». Попрощался пароходик с щенком и поплыл дальше.

Вдруг видит, бежит  по  берегу свинка.

« Свинка, а свинка! – позвал  пароходик, - Ты не знаешь, как надо гудеть?»

«Что ты! Я умею только хрюкать, Хочешь, научу?»

« Нет, спасибо!  Мне нужно вспомнить,  как гудеть!» - сказал расстроенный  пароходик, и поплыл дальше.

Плывет пароходик, вдруг послышалось ему  веселое  ржание, посмотрел он на берег, да это же лошадки резвятся.

« Может они мне помогут - подумал пароходик,- Спрошу и них», и

поплыл он к берегу.

Игра « Лошадки»:

Дети сидят на полу, психолог предлагает, превратится в лошадок.

  • « скачем»: поочередно постукиваем руками по коленям;
  • « гравий»: одновременно постукиваем руками по коленям;
  • « песок» трем ладонь об ладонь;
  • « кочка»: волнообразные движения руками от  себя в перед,

     со словом « Ух»;

  • « яма»: движения руками из стороны в центр, перед собой,

     со словом « Ах»;

  • « приехали»: руки поднять над головой, потряхивая кистями,

      кричать « У-У-У».

« Препятствия» встречаются в неопределенном порядке. Сначала  лошади скачут медленно, постепенно темп увеличивается.

Продолжение сказки:

«Лошадки, Лошадки!- позвал пароходик, - Вы не знаете, как нужно гудеть?»

« Нет, – отвечают лошадки,- Мы говорим  « Иго-го! Хочешь, и тебя научим?»

« Нет, спасибо,- ответил пароходик.- Если я буду кричать «Иго-го», то все решат, что я  - лошадь, и я не смогу  катать людей по воде».

Пароходик еще больше расстроился и поплыл дальше. Видит, сидит на листе кувшинки  лягушонок.

Пальчиковая игра « Лягушки» ( 2-3 раза)

2- е  веселые лягушки,                  сжимают руки в кулак и кладут

                                                       на колени.

Ни минуты не сидят,                   резко расправляют пальцы, рука

                                                       подпрыгивает над  коленями

Ловко прыгают подружки,              кладут ладони на колени

Только брызги вверх летят            резко сжимают кулаки и опять

                                                            кладут    их на стол.

Продолжение сказки:

« Лягушки, лягушки! Вы не знаете, как надо гудеть?» - спросил пароходик.

« Нет,- отвечали  лягушки,- Мы умеем только квакать, хочешь, и тебя научим?»

«Нет, спасибо»,- вздохнул пароходик.

Совсем  приуныл наш  пароходик, уткнулся носом  в берег и засопел.

 И  вдруг видит,  сидит на берегу, маленький мальчик и грустит.

« Что случилось?- спросил пароходик.

« Да вот, я маленький и все меня учат,- со вздохом ответил малыш,- А я никого не могу научить».

« Вот и мне тоже очень грустно. Мне тоже никто не может  помочь»- сказал пароходик и стал отплывать от берега, и тут он услышал: «Ду-ду-ду-ду!»

« кажется , что-то гудит?»- спросил пароходик.

«Это я  играю на своей дудочке. Когда мне грустно, я всегда так делаю»- сказал мальчик.

« Я вспомнил!- обрадовался пароходик ,- Я вспомнил, как надо гудеть: «Ду-ду-ду»! Это ты меня научил.

И грустный мальчик засмеялся. А пароходик  поплыл, по реке весело гудя: «Ду-ду-ду!»

3 Этап. Ритуал выхода из сказки: упражнение « Улыбка».

4 Этап. Обсуждение сказки:

  1. Понравилась сказка?
  2. Про кого она?
  3. Какие чувства испытывал пароходик, когда ему никто не мог помочь?
  4. Кто помог пароходику?
  5. Почему грустный мальчик засмеялся?

                       

Конспект развивающего занятия по сказке      

                     « Заяц  - хвастун».

      ( для детей старшего дошкольного возраста)

                       

Цель: Развивать  умение действовать по сигналу, согласовывать свои действия с действиями других. Снятие эмоционального напряжения.

 Снятие психоэмоционального возбуждения.

Материал: дорожка из материала.

  1. Этап. Ритуал  входа в сказку. « Волшебная дорожка».

Психолог раскладывает  на полу дорожку, Дети проходят по ней друг за другом и попадают в сказку.

  1. Этап. Рассказывание сказки:

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему  хорошо. Всего было вдоволь, тепло, сухо в лесу. Целыми днями бегал заяц по лесу и горя не знал. Но   вот пришла зима, замело снегом траву да кусты и стало зайцу голодно и холодно в лесу.

Психогимнастика « Солнце землю греет слабо».

Солнце землю греет слабо,                 руки вытянуть вперед, ладонями

                                                               вверх.

По ночам трещит мороз,                     сжимаем и разжимаем кулаки.

Во дворе у снежной бабы,                  разводим руки в стороны,

                                                                поднимаем вверх, образуя круг

Побелел морковный нос,                    показать нос.

В речке стала вдруг вода,                   волнообразные движения руками.

Не подвижна и тверда,                        руки неподвижные перед грудью.

Вьюга злиться,                                     быстрые круговые движения

                                                               руками, перед собой

    Снег кружится,                                     движения становятся медленные,

                                                                    плавные.

    Заметает все кругом,                            движения  руками из стороны

                                                                    в стороны.

    Белоснежным серебром                       опускаем руки и садимся на

                                                                     корточки.

Продолжение  сказки:

  Вот забрался заяц  раз к одному крестьянину в сарай, сено воровать,

видит: там уже много  зайцев собралось, и начал он им хвастать:

« У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

    Наелись зайцы сена вдоволь и в лес вернулись. Встретилась им в лесу ворона, рассказали ей зайцы про хвастунишку. Полетела ворона в лес, зайца искать. Искала она, искала  да и нашла его  под кустом и говорит:

« А ну, скажи, как ты хвастался?»

 Этюд на отражение отрицательных черт характера: « Заяц  хвастун».

Дети делятся на пары: 1-н хвастает: « У меня не усы, а усища, не лапы, а лапища, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь», а другой слушает; затем они меняются местами.

Продолжение сказки:

Потрепала его ворона за ухо и говорит:

« Смотри, больше не хвастай!»

Испугался заяц и обещал больше не хвастаться.

  Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг послышался лай, бегут по дороге собаки. Не успела ворона взлететь с забора, собаки набросились на нее и стали ее трепать. Увидал это заяц и подумал: « Надо бы вороне помочь», вышел он из-за куста и подошел поближе. Заметили собаки зайца, бросили ворону, да и побежали за ним. Заяц быстро  бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем из сил выбелись и отстали. Вернулся заяц опять к забору, ни как отдышаться не может, видит опять сидит на заборе ворона.

Психогимнастика «  Вороны»:

Вот под елочкой зеленой,                дети машут руками

Скачут весело вороны,                     прыжки на месте

Кар-кар-кар!                                      

Целый день они кричали,                 машут руками

Спать ребятам не давали,                 грозим пальцем  

Кар-кар-кар!            

Только к ночи умолкают,                  садятся на корточки

Спят вороны, отдыхают,                    кладут руки под щеку.

Продолжение сказки:

Отдышался заяц и подошел к вороне.

« Ну, говорит, ему  ворона,- Ты молодец: не хвастун, а храбрец!»

3 Этап. Ритуал выхода из сказки. « Волшебная дорожка».

4 Этап. Обсуждение сказки:

   1.  Понравилась сказка?

2.   Про кого она?

3. Как вы думаете, правильно ли поступал заяц в начале сказки?

4. За что ворона оттрепала зайца за уши?

5. Изменилось ли мнение вороны о зайце?

6. Что на это повлияло?

Рекомендованная литература:

  1. О.В. Хухлаева « Практические материалы для работы с детьми 3 -9
  2. лет».  М. 2005 г.
  3. Л.В. Чернецкая « Психологические игры и тренинги в детском
  4. саду».Р –на Д.2006 г.
  5. М.И. Чистякова « Психогимнастика».  
  6. Е.А. Алябьева « Психогимнастика в детском саду» М. 2003 г.»  
  7. « Практика  сказкотерапии» под ред. Н.А. Сакович. С – П. 2007 г.
  8. И.Е. Аверина « Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» М. 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности музейной педагогики в развитии эмоционального опыта старших дошкольников.

В последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и начальной школы выступает забота об эмоциональном благополучии детей данной возрастной группы. По мере развития у дошко...

Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...

Интеллектуальное развитие старшего дошкольника при подготовке в школу

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. ...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

Технологические карты занятий по экономическому развитию старших дошкольников

Цикл занятий по экономическому воспитанию старших дошкольников...

"Компьютерные игры и их влияние на познавательное развитие старших дошкольников"

Выступление на методическом совете Центра дополнительного образования "Творчество" г. Владикавказа...

Конспект ООД по познавательному развитию старших дошкольников на тему "Наша Родина - Россия"

Расширение  представлений детей  о  "большой"  и  "малой"  Родине,  ее  символах....