Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий
статья

Усачёва Наталья Владимировна

Проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Методические материалы для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://www.menobr.ru/images/ptork%20zadach/8.2.jpg

https://www.menobr.ru/images/ptork%20zadach/9.1.jpg

https://www.menobr.ru/images/ptork%20zadach/9.2.jpg

        



Предварительный просмотр:

Памятка для учителя

«Решение проектных задач»

  1. Постановка цели работы (самостоятельно в группах).
  2. Выдвижение гипотезы (самостоятельно; по решению учителя возможен выбор из 3-4 предложенных).
  3. Формулировка актуальности выбранной темы (самостоятельно в группах).
  4. Работа по предложенному алгоритму решения проектных задач.
  5. Выбор ответственных за выполнение каждого пункта алгоритма, запись имен в сводную таблицу.
  6. Инструкция по выполнению каждого пункта алгоритма (если необходимо).
  7. Практическая работа (координация работы учителем).
  8. Заполнение листа самооценки или (и) оценки работы в группе.
  9. Представление «продукта» (ответственные или вся группа).
  10. Выбор лучшей работы (по желанию).


Предварительный просмотр:

ТЕМА:

Приоритетной целью школьного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования становится формирование умения учиться. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

 Быстро изменяющееся общество заставляет менять приоритеты и в образовании.

 До недавнего времени оценка и отметка работ учащихся всегда являлись монополией учителя и считались правильными и неоспоримыми. В связи с реализацией Федерального государственного стандарта меняется и понятие оценивания.

 Учитель должен перейти от констатирующего контроля к диагностирующему и процессуальному. Это позволит передать контрольно-оценочный механизм от учителя к учащемуся и произвести сближение школьной оценки выпускника с реальной оценкой общества. Уровень сформированности данных результатов конкретного ребенка зависит не только от его способностей к обучению, но и от степени сформированности самого умения учиться.

 Не секрет, что после изучения какой-либо темы учителю достаточно провести одну-две проверочных работ, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала.

У нас есть опыт оценивания УУД по результатам выполнения комплексных диагностических работ. Это оценка по результатам выполнения. Это привычное, традиционное оценивание для учителя.

Наибольшую трудность вызывает оценка достижения метапредметных результатов в ходе наблюдения за выполнением учебно-практических задач.

СЛАЙД Метапредметные результаты – это «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории»

СЛАЙД С помощью чего можно оценить уровень сформированности метапредметных результатов в процессе наблюдения? Важную роль в формировании УУД занимает проектная деятельность.

Выполнение таких заданий как:

 Задачи творческого и поискового характера.

 Задачи с неопределенными данными.

 Трехуровневые задачи.

 Проектные задачи.

позволяют формировать всю гамму универсальных учебных действий в комплексе, а не пооперационно, как при предметном обучении. Особое место в начальной школе занимает проектная задача.

Проектная задача как оценочная процедура достаточно эффективна, поскольку она позволяет не только увидеть сформированность метапредметных и личностных результатов школьников, выявить «сильные» и «слабые» стороны образовательного процесса.

Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме. Именно таковыми являются проектные задачи.

По Алексею Борисовичу Воронцову, проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.

СЛАЙД Владимир Моисеевич Заславский и др. предлагают следующую типологию подобных задач (предметные и межпредметные, одновозрастные м разновозрастные).

СЛАЙД  Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски способов и средств действия, в разных специально созданных ситуациях. С другой стороны, учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.

Проектные задачи являются важным звеном при инклюзивном подходе в обучении. Использование педагогами проектных задач на уроках, где есть дети с ОВЗ, помогает активно включать таких обучающихся в учебную деятельность, дети чувствует себя полноценными участниками образовательного процесса во всех видах деятельности, существенно снижается изолированность, если она имела место при образовательном процессе.

СЛАЙД Проектные задачи должны обязательно носить системный характер.

Проектная задача – это “три П”. Проблема– Поиск информации – Продукт.

Выполнение проектной задачи носит обязательно групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата. Групповая работа позволяет ученикам сформировать и развивать способности, а  для учителя несет продуктивный  педагогический эффект.

Проектные задачи предоставляют также большие возможности для организации разновозрастного сотрудничества учащихся, в ходе которого учащиеся разных классов решают общую задачу.

Данный тип задач занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными ли конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе.

СЛАЙД Итог решения проектной задачи всегда 2 продукта: материальный и нематериальный.

Ребята четко должны различать результат не материальный, то есть качественное изменение и продукт, который был получен в результате практической работы.

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию я использую в своей практике три года. Проектную задачу использую в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Я применяю проектные задачи на разных уроках, но особенно на уроках по окружающему миру, технологии. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся, т. к. зачастую в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняю в структуре этих задач, подстраиваясь под уровень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Но мне самой очень нравится составлять такие задачи. Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий.

При работе с данной технологией для себя выделила сильные стороны. Работа с текстом дает возможность правильно понимать поставленную задачу. Дети стали меньше задавать вопросов, так как всю информацию черпают из заданий. Планируют свою работу, пытаются распределить между собой роли. Мне, как учителю-наставнику, представилась возможность работать со ВСЕМ классом одновременно!

Конечно, есть и слабые стороны. На начальном этапе (1-2 классы) у детей были затруднения в выделении существенной информации в тексте. Неумение самостоятельно работать по инструкции. Низкий навык групповой работы. Низкая скорость работы. Слабые стороны выявились при подготовке к занятию. Уходит много времени на поиск и разработку проектной задачи. Мало практического материала. На занятии трудно удержать внимание детей и регулировать дисциплину, так как проектная задача носит групповой характер. Работа над задачей, порой, выходит за рамки 40-минутного урока.

Как оценивать метапредметные результаты?

Проблема в следующем - отсутствие оценочного инструментария, набора учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку метапредметных УУД и необходимых для фиксации информации, полученной в процессе наблюдения.

Выбирая проектные задачи как инструмент оценки сформированности метапредметных результатов, перед учителем появляется ряд трудностей:  что и как оценивать, по каким критериям оценивать и т.д.

Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися становится встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (других учителей, и т. п.). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи.

Проработка сюжета проектной задачи, подбор инструментария (заданий ПЗ), инструкций по их выполнению – работа не легкая.

СЛАЙД Для оценки познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД используются как правило различные оценочные листы: «Лист оценки работы группы», «Лист самооценки», для наблюдателей – экспертов оценочные листы «Критерии оценивания сформированности коммуникативных УУД», «Критерии оценивания сформированности регулятивных УУД», «Критерии оценивания защиты проекта», «Уровень сформированности коммуникативных и регулятивных УУД учащихся в процессе выполнения проектной задачи».

Примеры оценочных листов

Для наблюдения за работой группы и заполнения оценочных листов приглашаются назначенные учителя – наблюдатели. Каждый учитель наблюдает за работой 2 групп, т.е. оценивает 10 учащихся для определения уровня сформированности коммуникативных или регулятивных УУД.

По окончании работы над проектом группы сдают оценочные листы: «Лист

самооценки», «Лист оценки работы группы» и поочередно представляют свои работы. Во время работы жюри учащиеся, пользуясь

«Критериями оценивания защиты проекта», также участвуют в выборе лучшего проекта. При подведении итогов определяется лучший проект по оценке жюри и лучший проект по мнению учащихся класса.

После мероприятия организатор диагностики обрабатывают информацию, полученную в результате наблюдения, определяет уровень сформированности коммуникативных и регулятивных УУД каждого учащегося класса, составляет рейтинговые таблицы по каждому виду УУД. Результаты диагностики необходимы для дальнейшего планирования работы по совершенствованию уровня формирования метапредметных результатов.

Обработка информации, полученной из «Листов самооценки», «Листов оценки работы группы», дает представление о коллективе класса, взаимоотношениях, что дает возможность классному руководителю планировать воспитательную работу.

Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего, способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. (Диаграммы)

Выводы по диаграммам.

В результате работы над проектными задачами, наблюдая за учащимися, я убедилась, что эта работа даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

Приложение 1

Критерии оценивания сформированности коммуникативных УУД

Оценочный лист (ФИО учителя)_________________Класс____Группа № ___

Критерии

Шкалирование

ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

ФИ

уча

уча

уча

уча

учащ

щег

щег

щег

щег

егося

ося

ося

ося

ося

1.Общение

Не участвует  в групповой

и

работе, пассивное слушание – 0

взаимодейс

баллов

твие с

Устанавливает рабочие отношения,

партнерами

выполняет порученное – 1б.

по

Слушая других, участвует в

совместной

формировании общего решения,

деятельност

управляет дискуссией – 2б.

и или

обмену

информаци

ей

2.

Не принимает чужой точки зрения

Способност

– 0 б.

ь

Готовность к обсуждению разных

действовать

точек зрения – 1б.

с учетом

 Сравнивает разные точки зрения,

позиции

аргументирует свою точку зрения,

другого и

отстаивает свою точку зрения

уметь

невраждебным для оппонентов

согласовыв

образом - 2б.

ать свои

действия

3.

Пытается решить задачу

Организаци

самостоятельно, занимает

я и

пассивную позицию в организации

планирован

работы – 0 б.

ие учебного

Обменивается знаниями с другими,

сотрудниче

но не управляет дискуссией – 1б.

ства

Берет на себя инициативу в

организации совместного действия

(деловое лидерство), с помощью

вопросов добывает недостающие

знания - 2б.

4.

Не слышит никого кроме себя – 0б.

Следование

Уважительное отношение к

морально –

партнерам – 1б.

этическим

Оказывает помощь и

и

эмоциональную поддержку

психологич

партнерам в процессе достижения

еским

общей цели совместной

принципам

деятельности – 2б.

общения и

сотрудниче

ства

5. Речевые

Не может выразить свои чувства,

действия

мысли – 0б.

как

Невнятно формулирует свои мысли,

средства

чувства, аргументы – 1б.

регуляции

Достаточно полно и точно

собственно

аргументирует свое мнение – 2б.

й

деятельност

и

Всего

баллов

Приложение 2

Рейтинг учащихся __ класса по результатам диагностики

«Уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся в процессе

решения проектной задачи»

ФИ

Коммуникативные УУД

Всего

балло

в

1.Общение

2.Способ

3.Орган

4.

5. Речевые

10б.-

и

ность

изация и

Следование

действия

макс.

взаимодей

действова

планиро

морально –

как

ствие с

ть с

вание

этическим и

средства

партнерам

учетом

учебног

психологич

регуляции

и по

позиции

о

еским

собственн

совместно

другого и

сотрудн

принципам

ой

й

уметь

ичества

общения и

деятельнос

деятельнос

согласов

0 – 2б.

сотрудниче

ти

ти или

ывать

ства

0 – 2б.

обмену

свои

0 – 2б.

информац

действия

ией

0 – 2б.

0 – 2б.

Лист оценки работы группы № ______

Оцените работу своей группы:

1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Нет, работал только один;

Б) Кто- то работал больше, кто- то меньше других;

В) Да, все работали одинаково.

2. Дружно ли вы работали? Были ли разногласия?

А) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Б) Работали дружно, разногласий не было;

В) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

3. Как вы определяли цель и составляли план действий

А) Группа не могла поставить цель и составить план

Б) Кто-то один взял на себя планирование работы

В) Большинство в группе сообща поставило цель и составили план действий

4. Как группа преодолевала трудности при выполнении работы.

А) Часть группы не участвовала в преодолении трудностей

Б) Группа пыталась преодолеть трудности, не все получалось

В) Группа успешно справилась со всеми трудностями

5. Вам нравится результат работы группы?

А) Нет, не нравится

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Да, всё получилось хорошо;

6. Хотели ли бы вы снова работать в том же составе группы?

А) Нет, не хотим.

Б) Хотелось бы сохранить часть группы.

В) Да, хотим продолжать

работать той же группой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УСАЧЁВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 1 Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий

Слайд 2

Метапредметные результаты – «это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».

Слайд 3

С помощью чего можно оценить уровень сформированности метапредметных результатов в процессе наблюдения? Задачи творческого и поискового характера Задачи с неопределенными данными Трехуровневые задачи Проектные задачи

Слайд 4

Проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся. А. Б. Воронцов

Слайд 5

Предметные и межпредметные Одновозрастные и разновозрастные Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них ситуацию По В. М. Заславскому Типология проектных задач

Слайд 6

Структура проектной задачи

Слайд 7

Количество проектных задач по одному предмету В течение года Фаза запуска 1 стартовая проектная задача В течение года 2 предметные проектные задачи Рефлексивная фаза 1 предметная или межпредметная Системный характер проектных задач

Слайд 8

Итог решения проектной задачи

Слайд 9

Необходимые условия для эффективной проектной деятельности учащихся. Провести подготовительную работу. Каждая проектная задача должна быть обеспечена всем необходимым. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей — мотивацию. Создавать группу не более 5 человек.

Слайд 10

Инструментарий оценивания проектной задачи: - «Лист самооценки» - «Лист оценки работы группы» - «Критерии оценивания сформированности метапредметных результатов» (познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД) - «Критерии оценивания защиты проекта»

Слайд 11

Оценочный лист формирования УУД младших школьников в проектной деятельности

Слайд 14

Мониторинг метапредметных результатов

Слайд 16

Проектная задача «Подарок ветерану» ( урок технологии, 3а класс)

Слайд 17

Проектная задача « Книга рекордов здоровячков » (3а класс)

Слайд 18

Проектная задача « Наш класс в цифрах » (урок математики, 2а класс)

Слайд 19

Проектная задача «Мир оригами» (в рамках урока технологии, 3а класс)

Слайд 20

Проектная задача «Числа вокруг нас» (урок математики, 3а класс)

Слайд 21

Проектная задача «Похвальное слово знакам препинания» (урок русского языка, 4а класс)

Слайд 22

Распространение опыта работы: Мастер-класс на методическом объединении учителей начальных классов МКОУ Венгеровской СОШ№1 по теме: «Работа над проектными задачами» Выступление на педагогическом совете по теме: «Решение проектных задач в начальной школе» Участие в августовской конференции среди учителей начальных классов с темой «Специфика проектных задач на уроках и во внеурочной деятельности» Публикация методических разработок на сайтах Multiurok.ru, Open-lesson.net, InfoUrok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность младших школьников – инструмент формирования универсальных учебных действий

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Исследование как метод должно использова...

Педагогический проект "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Данный практико-ориентированный педагогический проект представляет собой описание организационно-педагогических условий использования системы проектных задач как средства формирования универсальных уч...

Проектная задача как инструмент оценивания метапредметных УУД

Все большую популярность  в работе с младшими школьниками приобретают так называемые проектные задачи. Они являются прообразом для  проектной деятельности и наиболее доступны для детей младш...

ИКТ как инструмент формирования универсальных учебных действий

Одним из средств формирования универсальных учебных действийявляется интерактивная доска. Ее применение в процессе обучения способствует развитию у учащихся умение учиться,позволяет учитываяиндивидуал...

«Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий»- образовательный проект

laquo;Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий»- образовательный проект...

Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) (опыт)

Классификация на уроках в начальной школе как инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД) (опыт)...

Проектная задача как инструмент оценивания УУД

Предложены образцы  листов оценивания работы учащихся при выполнении проектной задачи...